Файл: Нотариат в Российской Федерации (Нотариат России в механизме обеспечения прав человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что «государство традиционно рассматривается как механизм властного закрепления порядка в обществе и сохранения соответствующего режима власти как средства жесткого управления национальным сообществом» [3, с.176], люди, как это доказывает жизнь, решают свои проблемы путем составления договора между собой, и именно такой способ решения жизненно важных вопросов способствует формированию в обществе определенного порядка во взаимоотношениях не только между людьми, но и между людьми и обществом, между конкретным человеком и обществом в целом, а также между обществом и государством.

Если на этот вопрос посмотреть с точки зрения организации государства как организации политической власти, то и государство в целом можно воспринимать именно как результат процесса становления общественного порядка путем нахождения общего языка между людьми. Несомненно, при этом Конституция выражает специфику устройства государства, функциональные параметры государственных органов и пределы их полномочий. Исходя из преамбулы Конституции Российской Федерации, можно говорить о том, что Конституция представляет собой, как Основной закон, изложение условий достижения общественного порядка в государстве на основе договоренности людей между собой, то есть общественный договор.

Поэтому нотариат, как один из государственно-правовых институтов, является  самым апробированным и реальным способом обеспечения законности заключения бесконечного количества различного рода договоренностей, предпринимаемых людьми между собой, независимо от властных указаний или разрешений государственных органов. Ф.М. Раянов подчеркивает, что «общественный договор – это и есть основной правовой источник формирования и, одновременно, ограничения пределов деятельности избранных, для исполнения законов, управленцев» [9,с.15].

В то же время именно этот момент связан и с пределами возможностей людей независимо от кого бы то ни было на основе требований действующего законодательства осуществлять свои желания и удовлетворять потребности. Это обусловливается тем, что «в нашем поведении отражается специфика того правового пространства, которое сложилось и функционирует в условиях современного развивающегося общества, и того государства, специфические особенности формирования и отдельные нюансы функционирования которого отражаются в сознании, повелении и поступках каждого из нас. И не могут не отражаться, потому что все то, что связано с жизнедеятельностью человека, проходит через его сознание» [13,с.401]. Разнообразие нотариальных действий в соответствии с усилением процесса модернизации политической, экономической и социальной жизни государства, развитием общественных отношений постоянно увеличивается, что и доказывает число поправок в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [15, с.251]. 


Несомненно, это вызвано тем, что «модернизация жизни российского государства сопровождается трансформационными процессами, которые требуют пристального внимания к проблеме наличия и разработанности механизма возникновения, формирования и стимулирования интереса людей к праву, возможностям правового решения житейских проблем, правовым способам удовлетворения их интересов» [16,с.21]. К тому же все это, с одной стороны, совершенно естественное явление, присущее обществу, которое постепенно приобретает характерные черты гражданского общества и стремится жить в правовом государстве. С другой стороны, это способствует возвышению роли права в жизни людей, повышению правовой культуры общества, дальнейшему развитию гражданского общества. Люди должны знать свои права не только для того, чтобы говорить о них и хвастаться ими, а для того, чтобы пользоваться ими во имя своего благоденствия. Это обусловлено тем, что «права человека охватывают интересы индивида во всех сферах его жизнедеятельности. Их объем и содержание в Конституции РФ в основном соответствует тому каталогу прав человека, который предусмотрен Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международно-правовыми актами» [20,с.1018]. Государство, в свою очередь, «как носитель власти должно располагать специальными механизмами обеспечения основных прав человека» [21, с.45].

Е.А. Лукашева подчеркивает, что «провозглашенные в Конституции РФ права и свободы должны быть защищены механизмами, институтами, процедурами, правилами, которые призваны обеспечить переход провозглашенных прав от декларации к реалиям, осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека. Эти механизмы в равной мере значимы и для индивида, стремящегося к защите своих прав, и для властных структур, для которых соблюдение и защита прав человека – конституционная обязанность. Такие механизмы являются юридическими гарантиями, обеспечивающими охрану и защиту прав граждан» [8,с.215].

Таким образом, говоря более конкретно, «механизм защиты прав человека – это совокупность международных и национальных норм права, а также система органов и организаций, осуществляющих правовое регулирования и реализацию прав и свобод человека и гражданина, а также восстановление нарушенных прав. …Национальный механизм защиты прав

человека составляют законодательная база, правовой порядок, а также система государственных и негосударственных органов и учреждений, практически осуществляющих влияние на состояние и соблюдение прав человека, защиту и восстановление нарушенных законных прав и свобод человека и гражданина» [19, с.409].


Тем не менее, для того, чтобы воспользоваться ими, люди должны знать свои права. При этом, «если перед страной стоит задача усиления позиций гражданского общества и дальнейшего развития правового государства, то очевидна необходимость наличия в общественном сознании знания исходных начал и основных понятий» [25,с.87]. В связи с этим в современных условиях обостряется необходимость ведения в стране большой просветительной работы среди населения в целях ликвидации нигилистического отношения к праву и правовым явлениям, с тем, чтобы люди больше знали о действующих законах, в частности, и о праве, вообще.

Поэтому, чем больше люди будут доверять нотариусу заверять свои документы, оформлять договора и т.д., тем больше они окажутся в пространстве, охваченным правом и правовыми понятиями, что является основным условием для достижения требуемой гармонии в общественных отношениях.

Выводы.

Институт нотариальной деятельности занимает особое место в механизме обеспечения реализации и защиты прав и законных интересов граждан, особенно социально-экономического характера.

Следует признать, что, несмотря на ряд существующих недостатков,

нотариат является действенным институтом защиты прав и законных интересов граждан и организаций, который по мере осваивания правовых и социальных практик приобретает новое содержательное качество.

В настоящее время институт нотариата, имея свой собственный социально-правовой облик, укрепляет свои правозащитные позиции в публичной сфере и гражданском обществе.

Публично-правовая природа нотариальной деятельности во многом определяет ее восприятие со стороны общества как исключительно технической, формально-бюрократической профессии. Нотариус в России воспринимается как чиновник с печатью, который от имени государства беспристрастно регистрирует волеизъявление участников (сторон), при этом взимая обязательную плату за свои действия, установленную законом. Этот эффект усугубляется достаточно низкой правовой культурой населения и в среднем низкими по стране доходами граждан.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что российский нотариат, как правозащитный орган, нуждается в дальнейшем совершенствовании, и он, несомненно, должен быть переориентирован в сторону реальной защиты прав и законных интересов граждан и организаций и упреждающе отвечать на вызовы, бросает изменяющаяся политико-правовая ситуация, новые социально-экономические реалии и потребности гражданского оборота. Независимо от деления нотариата на государсвенный и частный, он должен восприниматься как особая система защиты имущественных прав, а нотариальная деятельность - как особый вид правозащитной деятельности. Нотариат как правовой институт негосударственного характера, имеющий вместе с тем публично-правовые черты, способен оказать позитивное воздействие на постепенное развитие правового сознания и правового поведения в России, на понимание права как системы государственных гарантий реализации гражданами и организациями своих субъективных прав, свобод и законных интересов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществляемые в настоящее время в России правовые реформы имеют своей целью коренное преобразование имеющихся правовых институтов и установление качественно новых юридических гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому перед государством стоит задача по совершенствованию в том числе организации и деятельности нотариата как органа, стоящего на защите прав и свобод граждан.

В истории развития нотариата в России следует выделить его первоначальный этап возникновения и становления, относящийся к протонотариату. Черты, присущие нотариальной деятельности, явственно

проявляются начиная с норм Новгородской судной грамоты и окончательно

утверждаются в действиях площадных подьячих. С принятием Соборного

уложения 1649 г. в истории нотариата начинается новый этап развития, позволяющего говорить о собственно нотариате. Соборное уложение создало ту основу, на которой впоследствии основывался порядок укрепления прав на имущество, закрепленный в Своде законов 1832 г., и сохранившую свою силу вплоть до 1866 г.

Нотариат России в период 1866-1917 гг. Прежде всего, здесь надо отметить Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г., согласно ст. 11 которого было определено, что при судебных местах находятся наряду с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству и нотариусы. Кроме того, в ст. 420 Учреждения судебных установлений указывалось, что в столицах, губернских и уездных городах, а в случае надобности и в уездах состоят нотариусы, которые заведуют под наблюдением судебных мест совершением актов и другими действиями по нотариальной части на основании особого о них положения.

Советский период развития нотариата. После октября 1917 года произошло принципиальное изменение основ экономического и политического устройства нашей страны. В актах советской власти, нотариат впервые был, упомянут 23 марта 1918 г., когда Совет народных комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил действовавшее Положение о нотариальной части и ввел новое положение и объявил о муниципализации нотариальных контор.

Первое положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. заложило основы советского нотариата. Были учреждены должности государственных нотариусов, а там, где их не было, нотариальные функции вправе были осуществлять народные судьи. Затем был принят ряд общесоюзных и республиканских актов о нотариате, поскольку в основном регулирование нотариата осуществлялось на уровне союзных республик. Из наиболее значимых актов советского периода следует отметить Закон СССР “О государственном нотариате”, принятый 19 июля 1973 г., и Закон РСФСР “О государственном нотариате”, принятый 2 августа 1974 г. Указанные акты действовали до принятия новых Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее Основы), принятых 11 февраля 1993 г.


Нотариат в современный период (с 1993 г. по настоящее время). Второе рождение российского нотариата произошло после принятия 11 февраля 1993 г. Верховным Советом России Основ.

Специфика правовой природы термина «нотариат» обусловливает обращение к концептуально значимому и представляющему определенный интерес в рамках исследования механизма организационно-правового регулирования нотариата в России рассмотрению исторической мотивации и эволюции данного регулирования, причем применение теории информации к анализируемому процессу позволяет констатировать, что существует блок

так называемых первичных историко-правовых данных о нотариате, воспринимаемых непосредственно, и система вторичной информации, связанной с вопросами государственно-правового регулирования нотариальной деятельности, восприятие которой предполагает административно-правовые компетенции.

Примечательно, что нотариат как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности имеет различные, чрезвычайно важные для исследования специфики его административно-правовых основ составляющие.

Представляя собой не просто юридический орган, а значимый правовой институт, призванный защищать права и законные интересы личности, общества и государства, нотариат возник в силу объективного исторического процесса и проходит основные стадии формирования в тесном взаимодействии с экономическим развитием страны, соответствующими государственными учреждениями и судебными установлениями. При этом с

каждым этапом развития государства возрастает значение нотариальной деятельности не только в обеспечении стабильности гражданского оборота, но и в защитите прав и законных интересов граждан и юридических лиц

Подводя итог изложенному, следует отметить, что нотариат в Российской Федерации уже прошел достаточно большой путь своего становления как института защиты прав и свобод граждан, но, тем не менее, ему еще предстоит пройти ряд этапов своего развития, прежде чем он приблизится к мировым общепризнанным стандартам нотариата. Учитывая особенности правовой культуры, тенденции развития экономики и, конечно же, принимая во внимание масштабы Российской Федерации, представляется, что модернизация нотариата, хотя и является закономерной и необходимой, но займет достаточно продолжительное время для преодоления препятствий и непонимания, прежде чем сформируется как самостоятельный институт, вызывающий у населения страны доверие и уважение.