Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и виды функций государства
1.1 Понятие функций государства
1.2 Классификация функций государства
1.3 Взаимосвязь функций государства и его сущности
Глава 2. Особенности функций Российского государства на современном этапе
2.1 Внутренние функции Российского государства
2.2 Внешние функции Российского государства
2.3 Развитие функций государства под воздействием глобализации
2) Функция интеграции в мировую экономику – основывается на взаимозависимости экономик мировых стран. Экономическая интеграция предполагает установление стабильных отношений между государствами, именно поэтому Россия стремится к интеграции в мировую экономику, что привело к созданию нового механизма внешнеэкономической деятельности.
3) Функция борьбы с терроризмом – является очень важной на сегодня задачей в связи со стремительно развивающемся как международным, так и внутреннем терроризм, приобретающим все более широкие масштабы. Ни одно из государств не способно самостоятельно справиться проблемой терроризма, поэтому государствам необходимо действовать вместе, в том числе путем образования международных организаций по борьбе с терроризмом.
4) Функция взаимодействия с другими государствами – очень значимая функция, заключающаяся в разрешении глобальных проблем между странами во всем мире. Точкой опоры этой функции является более выгодный способ решения проблем, которые актуальны для каждой страны и требуют незамедлительного международного отклика. К первоочередным проблемам можно отнести повсеместную заинтересованность мирового сообщества в предотвращении катастроф большого масштаба, например таких, как наводнения, землетрясения, цунами или техногенные катастрофы, мобилизационных сил на борьбу с которыми одного государства недостаточно, или которые являются угрозой другим государствам либо выходят за территориальные пределы одного государства. Взаимодействие России с другими государствами на международном уровне определено исключительно взаимозависимостью всех стран мира и признанием общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.
5) Функция поддержки мирового порядка – оказывает непосредственное влияние на сферу вмешательства государства в межнациональные и межгосударственные конфликты.
Проведенный анализ вышеизложенного позволяет прийти к выводу, что в процессе развития государства на первый план выдвигаются наиболее востребованные функции с учетом определенных этапов сегодняшнего и будущего дня.
В современном мире все больше и больше совершенствуются функции по защите человека и его прав. Стоит заметить, что содержание функций любого государства может изменяться из-за различных факторов, таких как опасность экологические катастрофы, обстановка политической нестабильности, эпидемии и пр.
2.3 Развитие функций государства под воздействием глобализации
Глобализация напрямую или опосредованно может оказать влияние не только на рост дельты социального неравенства внутри страны, но и привести к увеличению межстрановых различий. В настоящее время часть мировых стран находятся в «переходном состоянии», в стадии аутсайдера, стремящегося хотя бы «догнать» другое государство, находящееся на качественно ином, более высоком уровне социально-экономического развития.
Опыт пройденных ошибок совершенно очевиден и говорит о том, что реализовывать стратегию «догоняющего развития» путем «тупого» повторения эволюционной модели более передового, идеального государства, невозможно.
При «догоняющем развитии», полагает А.Салицкий, необходим иной порядок фаз капиталистической эволюции, иная активная и структурообразующая роль государства уже на первых этапах перехода, больший акцент на формировании структурных элементов наиболее современных форм предпринимательства в интересах сокращения естественноисторического процесса и «минования» отдельных его этапов[24].
Полагаем, что наиболее существенное изменение будет оказано на функции государства, которые непосредственно связанны с обеспечением национальной и экономической безопасности. Важность и неотложность данной проблемы очень высока, особенно для развивающихся государств из-за относительно более низкого уровня полученных положительных эффектов для этой группы стран в результате процессов глобализации мировой экономики.
В контексте экономической безопасности речь идет о сочетании экономической, политической и правовой основы, которая является наиболее эффективным способом долгосрочного производства максимального объема экономических ресурсов на душу населения, считает А.С. Илларионов: «Всесторонняя оценка степени экономической безопасности включает: оценку ресурсного потенциала, потенциала и степени его развития; уровень эффективности использования ресурсов (и соотношение с аналогичными показателями развитых стран); оценка конкурентоспособности страны; уровень социальной стабильности и оценка условий для предотвращения и разрешения социальных конфликтов; целостность территориального и экономического пространства»[25].
За последние годы задача по обеспечению экономической безопасности окончательно укрепила свой статус в качестве основных функций государства. В ходе процессов глобализации не исключено проявление негативного влияния центробежных сил, что может привести к изменению традиционных связей внутри страны, ликвидации неконкурентоспособного производства, усугубление социальных проблем и корректировке модели поведения.
Негативные последствия глобализации в целом обусловлены: неравномерным распределением в секторах национальной экономики; возможность того, что суверенные правительства потеряют контроль над экономикой и дестабилизируют финансовый сектор.
В зависимости от уровня экономической безопасности варьируется и уровень негативных последствий глобализации, так, например, менее развитые страны, имеющие не высокий уровень экономической безопасности, могут ощутить на себе более серьезные последствия, чем более мощные страны с более серьезным уровнем экономической безопасности.
Большинство из менее развитых стран с низким уровнем экономической безопасности участвуют в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, что усиливает их зависимость от высокоразвитых стран.
Для таких стран прогрессирование процессов глобализации может также привести к увеличению технологического отставания от более успешных и промышленно-развитых стран; росту социально-экономического стратификации общества; обнищанию значительной части населения; усилению зависимости от стабильности функционирования мировой экономической системы; ограничению на проведение национальной экономической политики; увеличению заимствований и внешнего долга; и пр.
Вместе с тем, наряду с корректировкой функций менее развитых стран, изменения функций затронут и промышленно развитые государства, поскольку процессы глобализации окажут прямое воздействие и на занятость населения, в том числе в контексте миграционных процессов, повысят нестабильность мировых финансовых рынков[26].
В качестве наиболее обсуждаемых социально-политических проблем, стоящих перед развитыми странами в эпоху глобализации, как правило называются следующие:
- увеличение безработицы в результате внедрения новых технологий и автоматизации процессов в промышленности, автомобилестроении;
- усиление роли транснациональных корпораций, преследующих отличные от государственных цели, и, как следствие ослабление роли национальных государств с переходом их функционала к негосударственным структурам.
Безусловно, и на российскую экономику процессы глобализации оказывают соответствующее влияние, так, например, серьезными основными угрозами являются: растущая тенденция превращения России в периферийный источник топлива и сырья для развитых стран; стагнация, а порой и снижение уровня инвестиционной привлекательности и инновационного развития; обострение демографических проблем и снижение качества человеческого капитала.
Продолжающаяся тенденция изменений мирового рынка в ходе усиления процессов глобализации неизбежно приведет к тому, что вместо комплексного контроля создаются условия для эффективных конкурентных рынков, возникновения институциональных, экономических и социальных условий для подъема частного предпринимательства.
Все вышеуказанное требует и корректировки форм осуществления функций государства, в частности, можно предположить, что глобализация затронет в первую очередь правовые системы государств, поскольку их общение реализуется в наибольшей мере на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами.
Внутригосударственное регулирование общественных отношений в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права, принципов и норм международного права.
Таким образом, можно резюмировать, что глобализация оказывает влияние на право всех современных государств, среди которых Россия не является исключением[27]. В ней, как и в других государствах, возрастает взаимосвязь между правом национальным и международным, укрепляя позиции последнего.
Подводя итог данной главе исследования необходимо отметить, что к внутренним функциям государства можно отнести образовательную, экономическую, культурно-воспитательную, социальную и иные.
К внешним функциям государства относятся следующие функции Российского государства: обороны страны; обеспечения мира; интеграции в мировую экономику; сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.
Деление функций государства на внутренние и внешние является научно обоснованным и позволяет выявить связь функций российского государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появлением новых целей и задач государства.
Обобщая все вышеизложенное следует отметить, что в условиях современной действительности не может быть более важных и менее важных функций российского государства, поскольку каждая из них по-своему необходима и выступает жизненно важной.
Заключение
Проведенный анализ функций российского государства позволил получить ответы на вопросы о том, какие действия государство должно предпринимать на определенном этапе своего развития и каким образом, а также на чем необходимо сконцентрировать усилия своих структур.
Функцию современного российского государства можно определить как объективно необходимое, целенаправленное основное направление (сторону) деятельности государства, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную регламентацию.
Посредством функции государства выражается его сущность, та реальную роль, которую государство играет в решении основных вопросов развития общества. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.
В рамках проведенного исследования были изучены внешние и внутренние функции российского государства.
В частности было выяснено, что главная цель внутренних функций: экономическое обеспечение развития цивилизованных рыночных отношений, развитие правовой основы свободы предпринимательства и свободы конкуренции, развитие социальной сферы. В свою очередь, главной целью внешних функций является оборона страны, обеспечение мира и международной безопасности, укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ, интеграция в мировую и социально-культурную сферу, борьба с мировым терроризмом.
Наряду с этим, анализ научных и доктринальных источников позволил сделать вывод, что в развитии Российского современного государства в его основных функциях происходят серьезные изменения: одни из них отпадают, другие усиливаются и видоизменяют свое содержание, третьи зарождаются или появляются. Но во всех случаях они определяются свойственными определенной исторической эпохе, определенному периоду в жизни государства экономической, социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным направлением.
В тоже время было выяснено, что глобализация оказывает влияние на право всех современных государств, среди которых Россия не является исключением. В нашей стране, как и в других государствах, возрастает взаимосвязь между правом национальным и международным, укрепляя позиции последнего.
Совершенно очевидно, что процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. В том числе в связи с тем, что на первый план выходят проблемы, являющиеся значимыми для всех стран и они не могут быть решены в одиночку.
В частности, в процессе глобализации претерпевают соответствующие изменения правовые и неправовые формы осуществления функций государства, корректируется правотворческая, управленческая, судебная (правоохранительная), контрольно-надзорная и иные виды государственной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, можно прийти к однозначному выводу, что в процессе глобализации роль России будет только усиливаться.