Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Основные направления налоговой политики

В экономической литературе существуют различные концепции налоговой политики. К сожалению, независимо от ее абсолютной важности, понятие «налоговая политика» не имеет в российском государстве юридического признания и подтверждения. Этот термин не наблюдается в проекте любого налогового или бюджетного законодательствах. Единственным исключением является упоминание о нем в ст. 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в котором представляется, что правительство Российской Федерации вырабатывает и осуществляет налоговую политику [5]. Этот термин используется также и в других подзаконных актах, однако, не раскрывая саму его суть.

Налоговая политика – это комплекс мер в сфере налогообложения, принятых государством, исходя из разработанной ранее стратегии развития. Ответственным за разработку и внедрение этих мер, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, является Министерство финансов Российской Федерации [4]. В его задачи входит расчёт наиболее приемлемой налоговой нагрузки, определение содержания и порядка конкретных действий на определённый срок.

В первую очередь следует рассмотреть направления в области налоговой политики России на период 2019 – 2020 годов:

  • внедрение онлайн-касс в розничную торговлю.

Таким образом, продавцы не смогут предоставлять неполную информацию о продажах. Онлайн-аппараты перенаправляют информацию о платежах в Федеральную налоговую слежбу, где она тут же фиксируется;

  • создание специальной системы «отслеживания» проходящих через таможню товаров. Она будет действовать с момента оформления документов до момента конечной продажи. Такая система поможет вывести таможенный контроль на новый уровень. На данный момент в планах внедрение пилотного проекта по этому направлению;
  • формирование федерального реестра, в котором будут объединены данные о гражданах Российской Федерации;
  • внедрение системы автоматического обмена данными, которая сделает практически невозможным уклонение от уплаты налогов.

Министерство финансов Российской Федерации планирует предоставить малому и среднему бизнесу максимально комфортные условия для развития. С этой целью будет упорядочен процесс сбора налогов и других фискальных платежей. Для этого в налоговой политике на 2019-2020 гг. предусмотрены следующие действия:


  • ревизия всех обязательных платежей с целью определить не налоговые сборы, обладающие налоговыми характеристиками. Такие платежи в дальнейшем включат в Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • развитие и модернизация системы трансфертного ценообразования, что позволит не контролировать финансовую составляющую сделок предприятий, расположенных и действующих в одном регионе;
  • введение льготного налогообложения прибыли для отдельных субъектов Российской Федерации, модернизация алгоритмов расчета таких сборов;
  • оптимизация методики расчета и уплаты НДС;
  • повышение акцизов на продукцию табачных фабрик и винодельческих предприятий. При этом в обязательно порядке принимаются меры противодействия намеренной манипуляции ценами за счёт накопленной ранее продукции;
  • введение налога на недвижимость для физических лиц, которые не оформили права собственности в соответствии с действующими нормами;
  • совершенствование системы сбора налога на добычу полезных ископаемых. Решение вопроса включает разработку комплекса мероприятий, направленных на получение дополнительных налоговых поступлений в бюджет, который не затронет нефтедобывающий сегмент. Обязательное уточнение определения «участок недр»;
  • оптимизация системы налогового администрирования, расчет приемлемой величины пени для юридических лиц.
  • создание предпосылок для поэтапного отказа от льготного налогообложения.

Наряду с пересмотром политики в отношении налоговых льгот специально для нефтедобывающих компаний планируется создание отдельной системы налогообложения, базирующейся на налоге на добавленный доход (НДД). Она затронет только пилотные предприятия, действующие на зрелых или новых месторождениях. Возможная ставка НДД будет около 50%. Итоговая сумма будет рассчитана исходя из дохода от добычи углеводородного сырья без учёта расходов, затраченных на разработку недр.

Согласно утвержденной программе налоговой политики на 2019-2020 годы ряд изменений коснется и физических лиц. Усилия будут направлены на уменьшение количества самозанятых и неофициально трудоустроенных физических лиц. Оказывая различные услуги или проводя торговые операции, они не приносят доходов в бюджет в виде налоговых отчислений. Разработанные меры включают:

  • пересмотр целесообразности преференций для самозанятых граждан (до конца 2018 года им не требовалось вносить в бюджет официальные страховые платежи и НДФЛ);
  • систематизация списка видов деятельности плательщиков УСН. Определение групп, к которым можно применить более выгодный тариф по страховым взносам;
  • расширение перечня лиц, к которым можно применить нулевую процентную ставку НДФЛ;
  • включение налоговой задолженности банкротов в сумму безнадежных долгов. Это поспособствует сокращению неэффективной базы налогообложения;
  • упрощение процедуры покупки онлайн-касс для ИП на ЕНВД и ПСН. Учитывая стоимость 1-й онлайн-кассы – 18 тысяч рублей, разработка некоторых налоговых льгот для них;
  • снижение разрешённого количества объектов недвижимости для индивидуальных предпринимателей, в отношении которых можно применять патентную систему налогообложения при сдаче недвижимости в аренду (с учётом общей площади).

Таким образом, анализируя некоторые основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019-2020 гг., можно сделать вывод, что в целом указанный документ содержит неотложные меры, направленные на дальнейшее развитие налогового законодательства, его стабилизацию, а также совершенствование налогового администрирования, что не может не сказаться положительно на развитии бизнеса и предпринимательской инициативы, улучшении инвестиционного климата в России.

2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации

Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития Российской Федерации является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создания условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния. От эффективности государственной налоговой политики зависит экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в системе мировой экономики.

Безусловно, одним из основных аспектов, обеспечивающих действенность налоговой политики, является стабильность, устойчивость налоговой системы в целом, исключение ее уязвимости перед негативными факторами экономической политической сфер.

К основным проблемам действующей налоговой системы Российской Федерации можно отнести следующие:

  • нестабильность налоговой политики в среднесрочной перспективе,
  • чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика,
  • низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий,
  • чрезмерное распространение и неэффективность налоговых льгот, что приводит к существенным потерям бюджетов,
  • отсутствие налоговых стимулов для развития реального сектора экономики,
  • влияние эффекта инфляционного налогообложения (в условиях инфляции финансовый капитал с длительным циклом оборота – фермерский, промышленный – несет дополнительную налоговую нагрузку),
  • высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы,
  • плоская шкала налога на доходы физических лиц,
  • перенос основного налогового бремени на производственные отрасли,
  • высокий уровень теневой экономики.

И еще одна проблема заключается в том, что наряду с Налоговым кодексом Российской Федерации вводятся в действие многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и тому подобное.

Увеличение документооборота затрудняет работу налоговых органов и усложняет хозяйственную деятельность предприятий.

С точки зрения научного анализа вопросов законодательства в области налогообложения, целесообразно отметить следующее. Налоговый кодекс Российской Федерации не раскрывает в полном объеме комплексный характер налоговых отношений как особых властных правоотношений, возникающих в процессе налогообложения. В частности, вводимые налоги, как правило, не подкрепляются соответствующей экономико-правовой документацией и разъяснениями в средствах массовой информации. Отсутствуют ссылки на конституционные основы установления того или иного налога, не обосновываются связи между необходимостью повышения доходов бюджетов и интересами налогоплательщиков.

Кроме того, понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально, как правило, не комментируется, а в практике бюджетной политики ассигнования на исполнение социальных расходных обязательств секвестируются в первую очередь. Поэтому, в соответствии с законодательством, среди функций налогообложения, конечно же, на первый план выходит фискальная.

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике, однако укрытым от налогообложения капиталам крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу. Крупные финансовые инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику их накопления, поэтому, единожды попав в теневой оборот, капиталы так в нем, к сожалению, остаются и вывозятся за границу.

Пути совершенствования национальной налоговой системы следует условно объединить в три блока. Первое – налоговое стимулирование инновационной деятельности. Второе – меры, принимаемые в отношении отдельных налогов. И третье – совершенствование налогового администрирования.

По стимулированию инновационной деятельности предприятий было бы целесообразно предусмотреть:

  • снижение для отдельных категорий плательщиков совокупной ставки страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка;
  • изменение подходов классификации основных средств на группы и определения норм амортизации этих групп;
  • уточнение порядка учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы;
  • закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий;
  • создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;
  • сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;
  • освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
  • создание благоприятных условий налогового администрирования для налоговых компаний и передача полномочий по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации и увеличение его размера.

Следует также предусмотреть меры совершенствования по отдельным налогам.

По налогу на прибыль организации:

  • сокращение возможности минимизации налогообложения,
  • решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль,
  • совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

По акцизам:

  • изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых:

  • проведение анализа целесообразности установления понижающего коэффициента к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;
  • создание налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа, с учетом динамики цен на газ
  • продолжение создания механизма перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе финансово-хозяйственной деятельности (налог на добавочный доход).

По специальным налоговым режимам следует совершенствовать, конечно же, упрощенную систему налогообложения.

В области налогового администрирования целесообразно предусмотреть:

  • совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
  • совершенствование порядка учета налогоплательщиков, в том числе консолидированных групп налогоплательщиков;
  • расширение электронного документооборота в налоговой сфере;
  • ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения;
  • упрощение администрирования налогообложения физических лиц.

Таким образом, в целом налоговую политику, в среднесрочной перспективе следует направить на противодействие негативным эффектам от экономических санкций, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации.