Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

На современном этапе развития общества проблемы и особенности налоговой политики Российской Федерации являются наиболее актуальными и значимыми, так как государственные органы заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество исследований и научных работ.

Целью настоящей работы является комплексное и всестороннее исследование налоговой политики Российской Федерации, ее значение и современной состояние, а также проблемы и перспективы развития.

Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

  • определить сущность и функции налогов;
  • рассмотреть классификацию налогов в Российской Федерации;
  • рассмотреть основные направления современной налоговой политики Российской Федерации, а также ее проблемы;
  • определить перспективы развития налоговой политики Российской Федерации.

Объект исследования – государственная налоговая политика Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретический анализ процесса выработки и реализации современной налоговой политики России.

Теоретическую базу работы составляют научные труды таких авторов как Т.Н. Дубровской, М.Л. Захарова, Е.В. Малыш, Л.И. Гончаренко, В.Г. Панскова, В.А. Уткиной и многих других.

Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников.


1. Налоги в экономической системе общества

1.1. Сущность и функции налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную или налоговую.

Важно отметить такие понятия, как «финансовая политика» и «налог». Эти понятия являются неотъемлемой частью налоговой политики.

Финансовой политикой принято считать совокупность определенных мероприятий государства по использованию финансовых отношений с целью распределения, использования и мобилизации финансовых ресурсов, в соответствии с законодательством [30, с. 15].

Финансовая политика государства выполняет вспомогательную роль и является только лишь средством осуществления социально-экономической политики.

Финансовая политика включает в себя следующие компоненты: налоговая политика, бюджетная политика, денежно-кредитная политика, социальная политика, таможенная политика и так далее. Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства [31, с. 122].

Бюджет является фундаментом финансовой системы страны выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований [26, с. 10].

Появление налогов тесно связано с возникновением товарного производства и государства, в связи с необходимостью содержания армии, должностных лиц и иных общественных нужд.

Обязанность уплаты налога в натуральной или денежной форме существует с момента образования государств. Известно, что еще в III в. до н.э. в Законы царя Хаммурапи содержали статьи о податях в размере 10% от всего имущества [21, с. 2].

Следует отметить, что в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ в российской юридической литературе стало меньше научных дискуссий об определении сущности налогов [3]. Большинство авторов стали придерживаться определения налога в соответствии со ст. 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако часть авторов приводит собственные определения понятия налога.


А.С. Окунь полагает, что в широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж [16, с. 52].

Т.Ю. Мазурина пишет, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными и местными органами власти – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства [19, с. 13].

Согласно ст. 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, налог – это обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

Отличительными чертами налога как платежа являются:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;
  • направленность на финансовое обеспечение деятельности государства [23, с. 15].

Согласно ст. 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [2].

Налог и сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога [25, с. 40].

Объектом налогообложения может являться прибыль, имущество, доход, операция по реализации товаров и услуг, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или другой объект, который имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика согласно законодательству о налогах и сборах возникает обязанность по уплате налога.

Налоговая база является стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения.


Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы [25, с. 43].

Налоговый период представляет собой календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по завершении которого определяют налоговую базу, и исчисляется сумма налога, которая подлежит уплате. Налоговый период может включать в себя один или несколько отчетных периодов, по завершению которых уплачивается авансовый платеж [24, с. 18].

Порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога установлены для каждого конкретного налога в части 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ [3].

Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом научных споров. Схематично функции налога показаны на рис. 1.

Функции налога

Контрольная

Распределительная

Стимулирующая

Фиксальная

Рис. 1. Функции налога

Экономическая наука различает четыре функции налога:

  1. фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития;
  2. распределительная (социальная) функция – она обеспечивает процесс перераспределения общественных доходов между различными категориями населения.

При этом одна его часть направлена на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции выражается социально – экономическая сущность налога как особого инструмента распределительных отношений [23, с. 50];

  1. контрольная функция заключается в обеспечении государственного контроля за финансово – хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и направлениями расходов.

Сущность этого контроля заключается в своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства [21, с. 15].

  1. регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно – технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережения населения) [15, с. 334].

Суть данной функции состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям.

На основе этого А.В. Брызгалин – кандидат юридических наук, выделяет 3 подфункции регулирующей функции налогов:

  1. стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. К целевым категориям налогоплательщиков относят, как правило, мелкие фирмы, благотворительные фонды, социальных организации и др.;
  2. дестимулирующая подфункция заключается в формировании с помощью налогообложения определенных барьеров для развития каких – либо нежелательных экономических процессов. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отросли российской экономики в результате увеличившегося ввоза аналогичного или конкурирующего товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлина);
  3. воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для расходования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций [25, с. 48.].

Таким образом, налог представляет собой индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается в обязательном порядке с юридических и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им денежных средств для обеспечения деятельности и нормального функционирования государства и его муниципалитетов.

Налоги носят обязательный безвозмездный характер, взимаются в денежной форме, обладают публичностью и нецелевым характером.

1.2. Классификация налогов в Российской Федерации на современном этапе

Значимое место в теории налогов уделяется вопросу их классификации.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

Налоги классифицируются по следующим признакам: