Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоги в экономической системе общества
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Классификация налогов в Российской Федерации на современном этапе
1.3. Особенности налоговой системы в Российской Федерации
2. Анализ налоговой политики Российской Федерации на современном этапе
2.1. Основные направления налоговой политики
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации
- По степени предложения – к ним относятся прямые и косвенные.
- прямые налоги – взимаются с дохода или имущества с юридических лиц и физических лиц. К прямым налогам относят налоги: на имущество, на автомобильный транспорт, на земельный участок, прибыль, добычу полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.
- реальные налоги – построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. К реальным доходам относят промысловый налог, налог на ценные бумаги и др.;
- личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. К личным налогам относятся подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, налог с наследства и дарений, налог на прирост капитала и др. [24, с. 88].
2) косвенные налоги – они входят в стоимость товаров услуг. К косвенным налогам относятся:
- акцизы (налог, который устанавливается преимущественно на табак и алкогольную продукцию);
- таможные пошлины;
- налог на добавленную стоимость (НДС) – это часть стоимости товара, работы или услуги.
- По объекту обложения – классификация, благодаря которой можно разграничить налоги:
- с имущества (имущественные) – это налоги с организаций или физических лиц, которые имеют определенное имущество;
- налоги с дохода – налоги, которые взимаются с организаций или физических лиц, при получении ими дохода, эти налоги определяются платежеспособностью налогоплательщика [23, с. 57].
Различают 2 типа налогов с дохода:
- фактические – т.е. взимаемые по полученному доходу;
- вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход получает налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательством [20, с. 34].
- налоги с потребления – налоги взимаемые в процессе оборота товаров (работы, услуг).
Эти налоги подразделяются на индивидуальные, универсальные и монопольный.
Индивидуальные налоги – вид налогообложения, взимаемый с физических лиц с полученного дохода, который включает в себя заработную плату. Также к индивидуальным доходам относятся транспортный и налог на имущества.
Универсальный налог – налог с выручки продажи товаров массового потребления и включаемый в цену этого товара.
Монопольный налог – производство и(или) реализация определенных видов товаров, являющиеся прерогативой государства. К таким товарам ранее относилась соль, последнее время основу их составляет алкогольные напитки и табачные изделия [24, с. 90].
- налоги с использования ресурсов – налоги, взимаемые в процессе использования природными ресурсами, а также их называют рентными, потому что их взимание связано с образованием и получением ренты.
- По субъекту обложения различают налоги, взимаемых с физических лиц, юридических лиц и смешанные.
Налоги на доходы с физических лиц, они же подоходный налог – это налоги, которые физические лица платят со своих доходов.
Налоги с юридических лиц – налог на прибыль, на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество.
Смешанные налоги – к смешанным налогам относят налоги физических и юридических лиц, кроме НДФЛ и на имущество физических лиц, а также на прибыль организация и на имущество организаций, составляющих группу юридических лиц [20, с. 38].
- По способу обложения. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада:
- «по декларации» – сумма налога, объявляемая самим налогоплательщиком;
- «у источников» – закладывается в институт налоговых агентов, на них возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, чтобы исключить возможность отклонения от уплаты налогов;
- «по уведомлению» – налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомления налогоплательщиков. Налог исчисляется исходя из сопоставления внешних признаков объектов налогообложения, например предполагаемой средней доходности.
- По применяемой ставке:
- прогрессивные ставки – эти ставки действуют в увеличивающем проценте к стоимости объекта налогообложения. Данные налоги построены так, что отношение доходов после уплаты налогов к доходам до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов;
- регрессивные ставки – такие ставки действуют в уменьшающем проценте в стоимости объекта налогообложения. Данные налоги построены так, что отношения доходов после уплаты налогов к доходам до их уплаты увеличиваются при росте их доходов;
- пропорциональные ставки – срабатывают в схожем процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
- твердые ставки – налоги, размер ставки которых уточняется в безоговорочной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не находятся в зависимости от объема дохода или же выгоды налогоплательщика. К ним относятся акцизы, муниципальные пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес [23, с. 62].
- По назначению:
- абстрактные (общие) – используются на цели, конкретные ценностями соответственного бюджета, т.е. поступление от совокупных налогов считается главным прибыльным источником разно уровненных бюджетов;
- целевые (специальные) – имеют определенное целевое назначение. За счет целевых налогов формируются государственные внебюджетные фонды. К внебюджетным фондам относятся пенсионный фонд, медицинское страхование и социальное страхование [20, с. 42].
- По срокам уплаты различают налоги:
- срочные (их еще называют разовыми) – эти налоги не имеют регулярного характера, а реализуются к моменту наступления определенного события или действия. Так, примером срочных налогов можно охарактеризовать до начала 2006 года налоги на наследование или дарение, ныне отмененные;
- периодические (их еще называют регулярными или текущими) – это налоги, которые имеют регулярный характер в установленные законодательством сроки. Таким периодом может быть месяц или год [23, с. 63].
- По источнику уплаты:
- из дохода – НДС или из выручки от продажи;
- из прибыли – выплачивается исходя из финансового результата (налог на предприятие)
- из выручки – налог с доходов физических лиц, сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
- По принадлежности к уровню правления:
- федеральные (налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).
- региональные (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог).
- местные (земельный налог; налог на имущество физических лиц) [17, с. 3].
Таким образом, для организации рационального управления налогообложения классификация имеет огромное значение.
Классификация налогов преследует не только теоретические цели (установить их различия и сходства, преимущества и недостатки), но также и практические, т.е. позволяет более обоснованно вводить налоги, проводить анализ, составлять отчетности и т.д.
1.3. Особенности налоговой системы в Российской Федерации
Одним из важнейших элементов государственной власти является налоговая система. Она является крайне необходимым условием формирования государственного бюджета и для содержания органов государственной власти. Поэтому налоговая система начала свое формирование одновременно с форсированием института государственности [19, с. 11].
Государство выполняет задачи по обеспечению различных общественных благ (обороноспособность государства, поддержание правопорядка внутри страны, содержание неработающих челнов общества и поддержка малоимущих). Осуществляется это за счет средств, собранных в виде налогов и других поступлений. Эти средства накапливаются в бюджете, а уже из бюджета они расходуются в соответствии с проводимой государством политикой [13, с. 17].
Количество налогов и порядок их установления и удержания определяется действующим в стране законодательством. Этим же законодательством определяется круг государственных органов, ведающих вопросами налогообложения и степень их полномочий. Это касается и обязанностей должностных лиц данных органов. Именно так формируется налоговая система государства.
Налоговой системой называется вся совокупность налогов, установленных в государстве, принципы, формы и методы их введения или отмены, а также систему мер и органов, которые обеспечивают выполнение требований законов о налогах (налогового законодательства) [19, с. 9].
Налоговая система государства строится на определенных принципах и имеет упорядоченную структуру.
Среди принципов налогообложения выделяются следующие:
- справедливость в налогообложении;
- принцип определенности и точности налогов;
- соблюдение максимального удобства для налогоплательщиков в вопросах сроков и способов уплаты налогов;
- принцип экономичности налогов (расходы на их взимание и обслуживание должны быть намного меньше налоговых сумм) [13, с. 88].
Налоговая система Российской Федерации состоит из двух крупных подсистем:
- системы налоговых органов;
- системы налогов [15, с. 332].
Отдельной структурной составляющей выступает свод законов, регулирующий как налогообложение, так и деятельность налоговых органов. В состав законодательной базы входят федеральные законы и законодательные акты субъектов Федерации, постановления муниципальных (местных) органов власти.
Система налогообложения включает следующие элементы:
- совокупность федеральных налогов и сборов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, государственные и таможенные пошлины, акцизные и лицензионные сборы, экологический налог);
- совокупность налогов и сборов установленных субъектами Федерации и действующих на их территории (налоги на имущество предприятия или фирмы, налоги на недвижимое имущество, налоги на игорный бизнес);
- муниципальные или местные налоги (налог на землю, налоги на рекламу, налоги в случае наследования и дарения, местные лицензионные сборы);
- элементы налогообложения (всевозможные льготы и налоговые ставки, формы бухгалтерской отчетности) [19, с. 14].
Особенности налоговой системы определяются особенностями государственного устройства, исторического развития и состояния национальной экономики. Поэтому главной особенностью налоговой системы Российской Федерации является ее трехуровневость. Она означает, что существует три уровня налогообложения: федеральный, региональный (субъектов Федерации и административно-территориальных единиц на уровне республик, областей, краев и городов федерального значения), местный (уровень муниципальных единиц).
Федеральный уровень налоговых органов представлен Федеральной налоговой службой Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов (например, Государственный пенсионный фонд). Они подчиняются Министерству финансов Российской Федерации [15, с. 333].
Еще одной важной особенностью российской налоговой системы является структура налоговых поступлений. На сегодняшний день в федеральной системе преобладают косвенные налоги. Их доминирование очень ощутимо. Для сравнения, объем косвенных налогов составляет на сегодня 13,05% от внутреннего валового продукта (и составляет 78% налоговых поступлений), а доля прямых налогов – всего 8,67% [12, с. 75].
Налоговые системы субъектов Федерации формируют бюджеты преимущественно за счет прямых налогов. Именно прямые налоги составляют почти 73% налоговых поступлений в бюджеты субъектов федерации. Основную массу налоговых поступлений в российский бюджет составляют: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций [9, с. 69].
В первой главе настоящей работы был сделан вывод о том, что налоги и сборы выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и соответственно напрямую зависят от уровня развития самого государства.
Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, а также принципов и условий налогообложений.