Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Понятие психологической службы в образовании).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 2589
Скачиваний: 79
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты психологической службы в образовательных учреждениях
1.1. Понятие психологической службы в образовании
1.2. Концепции психологической службы образовательного учреждения
Глава 2. Содержание работы школьной психологической службы
2.1. Правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы
2.2. Особенности практической деятельности школьного психолога
2.3. Служба примирения как направление деятельности школьного психолога
Описание работы составляется на основе тарифных и квалификационных характеристик. Инструкция утверждается руководителем учебного заведения и подписывается педагогом-психологом. Психолог должен иметь описание работы в своей папке с рабочими документами [30, с. 109].
Служба психологического сопровождения может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у нее больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т.д. [25, с. 221].
Общие задачи модернизации образования не могут быть решены исключительно за счет модернизации содержания образования. Процессы изменения целей и содержания должны быть идеологически и технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и подсистемой психологической помощи ребенку в решении задач и проблем развития.
2.2. Особенности практической деятельности школьного психолога
Обучение и воспитание – это сложный, спорный процесс на разных этапах развития и становления молодого поколения. В настоящее время психологическая наука накопила обширные данные о критических и чувствительных периодах развития ребенка, о влиянии индивидуальных характеристик ребенка на образовательную, трудовую и познавательную деятельность, о характере общения и восприимчивости к формам образовательного воздействия.
Отсутствие знаний о психологических характеристиках ребенка, подростка, молодого человека приводит к многочисленным конфликтам и усложняет процесс обучения. Психологическая служба в школе и призвана помочь в этом важном вопросе [27, с. 56].
Остановимся на содержании работы школьного психолога. Предотвращение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, в их обучении и воспитании – для этой работы требуется участие психолога при приеме детей в первый класс. Диагностируя психологическую готовность к обучению, психолог выявляет возможные отклонения в развитии ребенка, индивидуальные характеристики детей (их характер, эмоциональность, волевые характеристики, интеллектуальное развитие, интересы и склонности). Исходя из этого, он предлагает родителям программы и методы работы с детьми, чтобы подготовить их к школе вместе с учителями, излагает программу индивидуальной работы с детьми, чтобы лучше адаптировать их в школе и предотвратить неудачу [21].
Определение готовности детей к обучению имеет особое значение при переходе к обучению с шестилетнего возраста. В то же время психолог обращает внимание не столько на формальную готовность к обучению (ребенок может читать, считать, знать что-то наизусть, знает, как отвечать на вопросы и т.д.), а скорее на определенные психологические характеристики: как относится ребенок к обучению, был ли у него опыт общения со сверстниками, насколько он уверен или не уверен в себе в ситуации общения с незнакомым взрослым, как развивается его познавательная деятельность, каковы особенности его мотивационной, эмоционально-волевой готовности к школе и пр. Учителя не всегда могут это определить, поскольку у них нет соответствующих методов.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть достаточно подготовлен к умственным, эмоциональным и социальным отношениям в соответствии со своим возрастом. В процессе психологической экспертизы выявляется степень формирования этих основных показателей психологической готовности ребенка к обучению, и на основе этого подготавливается программа по подготовке к обучению. Опыт педагогически запущенных и неподготовленных детей в специальных развивающих группах показал, что даже небольшое количество таких занятий оказывает значительное влияние [12, с. 142].
Школьный психолог может возглавить коррекционную группу, как до поступления в школу (для этого необходимо определить готовность к школьному обучению в детских садах, чтобы начать работать с группой с конца зимы или ранней весны), а также в течение первого года исследования. Такие занятия будут способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению у педагогически запущенных детей и помогут им преодолеть имеющиеся трудности. Это очень важно, поскольку хорошая успеваемость в школе способствует гармоничному развитию личности ребенка и его подготовке к последующей деятельности. Своевременная идентификация и устранение причин трудностей в обучении имеет большое социальное значение. Известно, что неудачи в обучении становятся одной из предпосылок для несовершеннолетних правонарушений [19, с. 79].
Во время начальной психологической экспертизы ребенка на этапе его зачисления в школу также выявляются трудности, которые испытывают ученики в решении проблем и выполнении других образовательных задач. Исходя из этого, определяется тип помощи, необходимой ребенку.
Психологи выделяют пять типов таких детей [4, с. 134]:
1) нуждающиеся в стимулирующей помощи;
2) нуждающиеся в эмоционально-регулирующей помощи;
3) нуждающиеся в направляющей помощи;
4) нуждающиеся в организующей помощи;
5) нуждающиеся в обучающей помощи.
Каждый из этих типов детей требует определенной организации учебного процесса для преодоления трудностей. Например, для второго типа важны эмоциональные регуляторы в виде похвалы или порицания. При работе с детьми третьего типа необходимо помочь им определить наиболее важные моменты в задании, вести поиск ориентиров задания и развивать аналитическое мышление.
Таким образом, выявление готовности к школе путем анализа условий преодоления трудностей позволяет учителю вести сознательную образовательную работу с первых дней на основе знания психологических характеристик детей.
Диагностическая работа школьной психологической службы направлена на выявление причин нарушений в обучении и воспитании обучающихся. Она может проводиться с отдельными учащимися, группами и классами. Диагностика направлена на выявление психологических причин неудач в обучении, отсутствия дисциплины, интеллектуальных, личных и эмоциональных характеристик детей, которые препятствуют нормальному обучению и воспитанию. Она также раскрывает причины нарушений межличностных отношений в классе, отношения школьников и педагогов, класса и учителя [9, с. 187].
Как только учитель сталкивается с проблемами в поведении и обучении ученика, с необходимостью исправления, он испытывает множество трудностей. В этих случаях попытки добиться педагогического эффекта ограничены индивидуальными влияниями и чаще всего сводятся к выражению осуждения, порицания, наказания, т.е. е мерам, требующим особой педагогической тонкости, такта и, по возможности, их редкого использования. Понятно, что с такой коррекцией страдают обе стороны: школьник и учитель. Первый – поскольку его отношения со взрослыми становятся все более сложными, а второй – от осознания и ощущения его беспомощности в работе с отдельными учениками, а иногда и со всем классом.
На сегодняшний день накоплено много материалов, которые показывают, что трудности и неудачи в педагогическом процессе часто связаны с неадекватной способностью учителя понимать скрытые психологические причины поведения ребенка [9, с. 138].
Приведем пример. Сергей X. – ученик 8-го класса. Педагоги считают его трудным подростком, отмечают грубость в общении, непредсказуемость поведения, учится слабо, преобладают тройки, хотя до 6-го класса был отличником. В семье отношения хорошие. Сергей имеет нормальное физическое развитие, крепкое телосложение. Объективные психологические исследования выявили у подростка очень хорошее практическое и теоретическое мышление, техническую сообразительность, очень высокие показатели внимания.
Эти психологические характеристики являются хорошей основой для успешного обучения. Однако наряду с этим для подростка характерны очень высокая тревога, эмоциональная нестабильность, впечатлительность, отзывчивость, большая потребность в общении, в сочетании с критичностью. В классе Сергей не пользуется поддержкой своих товарищей; у него нет эмоциональных контактов с родителями или с учителями. Он характеризуется низкой самооценкой. неуверенность.
Таким образом, отклонения в поведении и трудность воспитания Сергея обусловлены основными противоречиями, которые он имеет: во-первых, это выраженная потребность в общении, отзывчивости, впечатлительности и чертах характера, которые препятствуют общению (упрямство, нетерпение, критичность) что создает постоянные конфликты.
Исходя из этого, в процессе индивидуальной работы со школьником учитель должен показать несовместимость образовательного успеха своим потенциалом, быть более мягким, учитывая неадекватность внешнего поведения к внутренним отношениям и высокую тревогу, попытаться установить неформальные отношения.
Необходимо помочь установить контакты с детьми в классе, опираясь на технические навыки и способности подростка; отмечать его достижения всем классом. Сергей может быть лидером и помощником классного руководителя в организационных делах. Родители должны также учитывать уязвимость сына, его потребность в эмоциональной поддержке, установление взаимопонимания; необходимо содействовать укреплению дружеских отношений в семье: приглашать друзей домой, поддерживать их интересы.
На основе диагностики строится программа коррекционной работы с обучающимися с целью устранения отклонений в поведении, обучении, развитии учащихся и социальной адаптации.
Программа такой коррекции включает в себя педагогическую и психологическую части. Школьный психолог планирует и реализует психологическую часть. В его арсенале существует ряд средств и методов воздействия на ученика, таких как проведение занятий, направленных на формирование и развитие умственных функций (внимание, память, мышление и т.д.). Кроме того, ученые разработали специальную систему психолого-педагогических механизмов коррекции поведения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося [9, с. 143].
Многие исследователи предлагают в качестве высокоэффективного средства психорегуляторного обучения и использования методов активного психологического воздействия, ситуаций с элементами ролевых игр и психодрамы, техники пантомимической игры, зеркал, монологов [4, с. 67].
При разработке программы коррекционной работы необходимо учитывать особенности характера, и, прежде всего, это важно в подростковом возрасте, который обычно является периодом формирования личности. В подростковом возрасте многое зависит от характера: поведенческих расстройств, острых аффективных реакций, стиля отношений с другими, социальной адаптации и т.д. Знание характера обучающегося позволяет идентифицировать его уязвимость и тем самым предвосхищать факторы, которые могут вызывать поведенческие расстройства.
Методы диагностики типов характера у подростков изучаются и описаны А.Е. Личко. Он идентифицирует более 10 типов характера, каждый из которых имеет свои особенности. Так, например, один из типов, так называемый лабильный, характеризуется чрезвычайной изменчивостью настроения, которое слишком часто меняется и чрезмерно круто в случае незначащих и даже незаметных для окружающих мотивов. Все зависит от настроения момента – благополучие, настроение, сон, аппетит, эффективность и общительность [25, с. 235].
Такие подростки отличаются глубокими чувствами, искренними привязанностями к тем, кто проявляет заботу и внимание к ним. Они характеризуются лояльной дружбой, чувствительностью ко всем видам знаков внимания. Они не претендуют на роль лидера, но ищут эмоциональные контакты. Интуиция позволяет им чувствовать отношение других. Ответная реакция возникает немедленно, и он не пытается скрыть ее. Психические травмы, и особенно потеря или отказ от лиц, значимых для них, трудно переносятся [11].
Совершенно иной тип отношения и поведения у подростков с так называемым неустойчивым характером. С первых классов школы они характеризуются нежеланием учиться, полное отсутствие воли раскрывается, когда дело касается любой работы, выполнения обязанностей и поручений. Раннее проявлялось повышенное желание развлечения, безделье. Они не чувствуют глубокой любви к своим родителям; видят в них только источник удовольствия. Они трусливы и недостаточно предприимчивы. Предпочитают легкую информацию, которая не требует психических усилий; легкие знакомства. Они работают только при условии острой необходимости. Их безразличие к будущему поражает, они живут в настоящем, желая извлечь максимум удовольствия и развлечений. Их можно заставить учиться и работать только в строго регламентированном режиме. Но пренебрежение имеет пагубный эффект [25, с. 238].
Все эти особенности характера подростков необходимо знать психологу, чтобы грамотно и максимально эффективно провести с ними коррекционную работу.