Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Понятие психологической службы в образовании).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 2584
Скачиваний: 79
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты психологической службы в образовательных учреждениях
1.1. Понятие психологической службы в образовании
1.2. Концепции психологической службы образовательного учреждения
Глава 2. Содержание работы школьной психологической службы
2.1. Правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы
2.2. Особенности практической деятельности школьного психолога
2.3. Служба примирения как направление деятельности школьного психолога
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Эффективное осуществление основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащихся невозможны без опоры на достижения современной науки и в первую очередь психологии.
В течение последних лет активно обсуждается вопрос о создании психологической службы в системе школьного обучения и воспитания. Намечаются основные направления работы психолога в школе, опубликовано примерное Положение о школьной психологической службе [27, с. 48].
Основной целью такой службы является оказание помощи школе и семье в деле всестороннего и гармоничного развития личности ребенка: психически здорового, физически крепкого, хорошо успевающего и обязательно счастливого.
Нахождение оптимальных путей интеллектуального и личностного развития учащихся является одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо глубокое и разностороннее знание о способностях школьника, об основных качествах его личности, которые еще недостаточно изучаются и учитываются в учебно-воспитательном процессе. Необходимо, чтобы в своей практической деятельности педагоги опирались на весь комплекс имеющихся психологических знаний [21].
В различных регионах нашей страны уже накоплен положительный опыт участия психологов в подготовке детей к школе, в преодолении учебной перегрузки школьников, в изучении индивидуальных особенностей и склонностей учащихся для их профориентации, в выявлении причин трудных случаев обучения и воспитания и др. В психологии имеются научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития учащихся, разработаны определенные приемы и методы диагностики и коррекции этого развития.
Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе, связаны с нежеланием заниматься, с низкой успеваемостью отдельных учащихся, с жалобами учителей на то, что тот или иной ребенок учится ниже своих возможностей. Часто оказывается, что за внешним проявлением нежелания учиться скрывается неумение учиться. Задача психолога в этом случае – помочь детям овладеть определенными умениями, навыками, развить свою память, стать внимательнее, научить рационально распределять свое время и пр. Психолог владеет необходимыми профессиональными средствами, позволяющими понять особенности индивидуального развития школьника и разработать психолого-педагогическую программу работы с ним.
В каждом ребенке своеобразно сочетаются индивидуальные и возрастные особенности. Любой возраст имеет свои проблемы и трудности и требует к себе особого подхода. То, что пригодно и психологически оправдано в отношении детей младшего школьного возраста, часто абсолютно неприемлемо в отношении подростков. На каждом этапе школьного детства психолог видит и решает специфические возрастные проблемы [13, с. 68].
Кроме того, психолог занимается вопросами профессиональной ориентации учащихся. Он проводит групповую и индивидуальную работу по выявлению интересов и склонностей учащихся, их способностей и возможностей. На основании глубокого психолого-педагогического изучения подростка дает индивидуальные консультации, помогая учащимся в оптимальном выборе профессии.
Таким образом, в качестве основных направлений работы современной психологической службы в школе выделяются следующие: психопрофилактическое, психодиагностическое, психокоррекционное, профориентационное.
Все эти направления являются необходимой составной частью общей системы воспитания, обучения, формирования гражданственных позиций молодежи. В условиях всеобщей компьютеризации обучения и автоматизации производства как никогда остро встает вопрос об активизации человеческого фактора, максимальном использовании резервов и ресурсов человека. Для успешного решения этой задачи необходимо вовремя, в соответствии с возрастными возможностями выявлять индивидуальные особенности школьников, способствовать их интеллектуальному, эмоциональному развитию, формированию необходимых личностных качеств. Это и является важнейшей задачей совместной деятельности психолога, педагогического коллектива школы и родителей.
Степень разработанности проблемы. понимание цели деятельности школьного психолога рассматривается И.В. Дубровиной и Т.Н. Клюевой. В работах М.Р. Битяновой, Е.А. Козыревой, Е. Казаковой целью деятельности школьного психолога выступает нормальное развитие школьника и обозначается как служба сопровождения.
Исходя из вышесказанного была определена цель данной работы – рассмотреть цели, задачи и принципы деятельности школьной психологической службы.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие психологической службы в образовании;
- выделить концепции психологической службы образовательного учреждения;
- обозначить правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы;
- указать особенности практической деятельности школьного психолога.
Объектом исследования является школьная психологическая служба.
Предмет исследования – цели, задачи и принципы деятельности школьной психологической службы.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, классификация концепций психологической службы образовательного учреждения, синтез.
Научная значимость исследования заключается в том, что в работе обозначены правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы, рассмотрены особенности практической деятельности школьного психолога.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обозначена актуальность выбранной темы, определены цель и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования, сформулированы методы исследования и его научная значимость.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам психологической службы в образовательных учреждениях. Определено понятие психологической службы в образовании. Выделены концепции психологической службы образовательного учреждения.
Во второй главе рассмотрено содержание работы школьной психологической службы. Обозначены правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы. Отмечены особенности практической деятельности школьного психолога.
В заключении сформулированы основные выводы, сделанные по результатам проведенного исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты психологической службы в образовательных учреждениях
1.1. Понятие психологической службы в образовании
В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая служба является психологической поддержкой различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, создавая специальную сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения сложных проблем психологической экспертизы, диагностики, консультаций в области производства, транспорта, образования, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д. Другими словами, термин «психологическая служба» относится ко всей сфере практической психологии.
Во-вторых, психологическая служба также относится к системе специальных учреждений, созданных в различных социальных институтах и организациях, предназначенных для оказания квалифицированной психологической помощи нуждающимся людям [13, с. 54].
Основными целями психологической службы являются оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на определенные виды психологической помощи.
Таким образом, фокус психологии на помощь людям выражается в названии «Психологическая служба». Итак, психологическая служба – это широкое обобщение психологической помощи. Психологическая помощь определяется как система специальных мер, направленных на предотвращение, облегчение или преодоление различных трудностей, с которыми сталкивается человек или группа, использующие практическую психологию, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции на основе немедицинской модели.
Прототипом психологической службы выступили психотехнические и педологические лаборатории, которые существовали на предприятиях и в организациях в 20-х – начале 30-х годов прошлого века.
Современный этап развития психологической службы в нашей стране начинается с начала 70-х годов XX века. Появление психологической службы объяснялось как потребностями социальной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в области социальной, медицинской, образовательной, возрастной психологии и психологии труда [9, с. 83].
Таким образом, психологическая служба является эффективным инструментом для объединения теории и практики, применения фундаментальных знаний к практическим проблемам человеческих проблем. Организационно психологические службы действуют либо как независимые профессиональные учреждения, называемые «Психологическая консультация», «Служба семьи и брака», «Служба помощи людям», «Центр психологической помощи» и т.д. или как специализированные психологические подразделения в структуре отдельных организаций, таких как школьная психологическая служба.
В настоящее время некоторые психологические службы в организациях, так называемые ведомственные психологические службы, включены как часть услуг социального развития или социальной помощи персоналу, в том числе наряду с психологами и другими специалистами: социальными работниками, педагогами, врачами, юристами, социологами. Деятельность ведомственной психологической службы подчиняется идее управления развитием персонала и профессионального потенциала сотрудников конкретного учреждения. Объектами деятельности ведомственной психологической службы являются организация как таковая, группы, ее компоненты и отдельные лица [14].
Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Основные задачи психологической службы образования [19, с. 112]:
- реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития
каждого возраста;
- развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных
планов и др.;
- создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, прежде
всего, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и
сверстниками;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Таким образом, психологическая служба образования – это интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
1.2. Концепции психологической службы образовательного учреждения
Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них – это концепция И.В. Дубровиной и концепция Л.М. Фридмана. Рассмотрим их подробнее.