Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Понятие психологической службы в образовании).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 2586
Скачиваний: 79
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты психологической службы в образовательных учреждениях
1.1. Понятие психологической службы в образовании
1.2. Концепции психологической службы образовательного учреждения
Глава 2. Содержание работы школьной психологической службы
2.1. Правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы
2.2. Особенности практической деятельности школьного психолога
2.3. Служба примирения как направление деятельности школьного психолога
С точки зрения Л.М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе – воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. – организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся [25, с. 142].
Школьный психолог является членом педагогического коллектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.
Концепция Л.М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога [20, с. 231]:
1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;
2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;
3) изучение процесса личностного развития учащихся;
4) оценку воспитанности учащихся.
В свою очередь, согласно концепции И.В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования – профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья – человечность индивида – понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях [26, с. 64].
Другими словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой – обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели – создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И.В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования [21]:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.
Наряду с названными можно выделить концепцию сопровождения М.Р. Битяновой, основной идеей которой является сопровождение.
Система сопровождения – это система профессиональных действий психолога, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в условиях школьного взаимодействия. Это означает [12, с. 89]:
- следование за естественным развитием ребенка на каждом этапе онтогенеза;
- создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношения к миру;
- создание благоприятной среды для максимального личностного развития ребенка преимущественно педагогическими средствами.
Основные направления [15, с. 91]:
- школьная прикладная психодиагностика;
- развивающая и психокоррекционная деятельность;
- консультирование;
- просвещение педагогов, школьников, родителей;
- социально-диспетчерская деятельность (рефлексия).
Объектом и клиентом школьной психологической службы является школьник. Все взрослые являются субъектами сопровождения. Они взаимодействуют между собой на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. Их главная задача: разработать единый подход и стратегию психолого-педагогического сопровождения.
Педагогам нецелесообразно обращаться за личной консультацией к психологу. Это нарушает дальнейшее равноправное сотрудничество по сопровождению детей. Психолог работает с семьей, но только в связи со школьными проблемами ребенка: проблемы поведения и учебы; проблемы детско-родительских отношений, если они влекут какие-то сложности [21].
Цель системы сопровождения: создание психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. Эти условия д. составлять единую систему. Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: анализ школьной среды и ее требований к психологическим возможностям ребенка (совместно с педагогами); определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников; разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы для успешного обучения и развития ребенка; создание системы [14].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная генерация – практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «для чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).
Выводы по 1 главе
В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты психологической службы в образовательных учреждениях.
Психологическая служба образования является одним из необходимых структурных компонентов системы образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Психологическая служба образования – подсистема системы образования, целью которой является содействие образовательному учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса.
Главная цель психологической службы образования – психологическое здоровье детей – связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.
В настоящее время психологическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования России.
Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них – это концепция И.В. Дубровиной и концепция Л.М. Фридмана. Наряду с названными можно выделить концепцию сопровождения М.Р. Битяновой, основной идеей которой является сопровождение. Но, рассмотрев каждую из них, мы пришли к выводы у том, что единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась.
Глава 2. Содержание работы школьной психологической службы
2.1. Правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы
Деятельность любого специалиста регулируется положениями и документами, которые дают профессиональный статус официальной деятельности, устанавливают нормы и стандарты профессионального поведения. Таких документов для психолога-педагога очень много; некоторые из них являются общими для всех специалистов в области образования, другие относятся только к его деятельности в конкретном учебном заведении.
В тех муниципальных образованиях, где уже действуют службы сопровождения, их работа регламентируется всеми основными документами федерального (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ФЗ № 273) и областного уровня, а также разработанными на муниципальном уровне локальными актами (Положением о методических объединениях, Положением о творческой группе, Договором о сотрудничестве с Центрами ПМСС). В тех районах, где служба находится на стадии создания, специалисты руководствуются также документами федерального и областного уровня, планами работы отдельных специалистов.
Принятие и утверждение нормативных документов по интегрированной службе поддержки на региональном и муниципальном уровнях стали правовой основой для создания и эксплуатации услуг и инициировали создание координационных советов на муниципальном уровне [9, с. 78].
Работа специалистов по административному управлению координируется с деятельностью муниципальных методических объединений, которые действуют практически во всех муниципальных округах. Тенденция дифференциации административного и профессионального управления развивается, хотя проблема их функциональности также находится на стадии решения [19, с. 118].
Правовые документы, регулирующие деятельность педагога-психолога в образовании, можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также местные акты и рабочие документы самого учебного заведения.
Перечень основных нормативных актов и документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога, представлен в Приложении. В идеале весь перечень документов должен быть в наличии у специалиста в кабинете [24, с. 96].
Среди локальных актов образовательного учреждения должны быть должностная инструкция педагога-психолога (разрабатывается в образовательном учреждении на основе федеральных и региональных документов), Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения и др.
Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы для записи деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «официального использования»).
Общая документация служит для непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Общая документация может быть открыта для различных представителей регулирующих органов. В нее входят [9, с. 173]:
1) план работы (на учебный год);
2) график работы;
3) журнал учета видов деятельности;
4) отчет о работе (за учебный год);
5) программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий, профилактических программ, тренингов;
6) тематические планы мероприятий по психологическому просвещению;
7) отчеты по результатам диагностических обследований;
8) паспорт кабинета педагога-психолога.
Рабочий план, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах. Один экземпляр хранится руководителем учебного заведения, другой – самим специалистом.
Помимо документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «только для официального использования». Эта документация закрыта и может быть отправлена на контроль только по просьбе специалистов (психологов) образовательной системы. Эта документация хранится в соответствии с требованиями, которые исключают доступ к ней неавторизованных лиц (в безопасном закрытом сейфе). На основе «документов официального использования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, которые их заменяют; делать заявления внешним организациям по просьбе родителей.
К этой документации относятся [9, с. 180]:
- протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
- записи наблюдений из журнала консультаций;
- наблюдения за детьми во время коррекционных/развивающих занятий;
- психологические карты развития ребенка и т.п.
Все формы документации хранятся в архивах педагога-психолога конкретного учебного заведения. При увольнении психолог обязан передать пакет документов руководителю учебного заведения.
Документация педагога-психолога должна содержать правовые документы, регламентирующие его деятельность в образовательном учреждении, а также описание работы.