Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Понятие психологической службы в образовании).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 2585
Скачиваний: 79
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты психологической службы в образовательных учреждениях
1.1. Понятие психологической службы в образовании
1.2. Концепции психологической службы образовательного учреждения
Глава 2. Содержание работы школьной психологической службы
2.1. Правовые и организационные вопросы деятельности школьной психологической службы
2.2. Особенности практической деятельности школьного психолога
2.3. Служба примирения как направление деятельности школьного психолога
Программа педагогической коррекции составляется школьным педагогом-психологом и проводится учителями и родителями с его помощью.
Главная задача психолога в коррекционной работе – подойти к ребенку с оптимистичной гипотезой о перспективах его дальнейшего развития и составить с ним действенную программу работы.
Школьный психолог [9, с. 217]:
- консультирует директора школы, завучей, учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
- проводит индивидуальные консультации школьников по вопросам обучения, развития, самоопределения жизни, отношения со взрослыми и сверстниками, самообразования и т.д;
- способствует улучшению психологической культуры учителей и родителей посредством индивидуального и группового консультирования, участия в педагогических советах, педсоветах и школьных собраниях родителей.
На первой позиции школы стоят задачи оптимизации обучения и воспитания. Под оптимизацией учебного процесса подразумевается отбор и применение лучших условий обучения, в которых будет наиболее успешно осуществляться подготовка.
Одним из требований к оптимизации учебного процесса является учет реальных возможностей каждого учащегося и достижение лучших результатов обучения.
Достижение таких результатов становится возможным только при условии изучения психологии школьников, знания индивидуальных особенностей каждого из них. Среди наиболее важных индивидуальных характеристик могут быть свойства нервной системы, темперамент обучающихся [13, с. 58].
Школьники с различными типами нервной системы могут добиться одинакового успеха в обучении, но они будут различаться по типу деятельности, что проявляется в том, как учащийся участвует в работе, какой степени его усталость, сколько умственной работы он может делать, и как он переносит психический стресс. Эти особенности обучающихся представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Особенности учащихся с разными типами нервной системы
Таким образом, различие между «сильным» и «слабым» особенно ярко проявляется в условиях нервного напряжения, возникающих в результате сдачи экзаменов и контрольных работ. У «сильных» при напряжении усиливается тон умственной деятельности, результаты часто лучше, чем в нормальных, повседневных условиях.
Для «слабых», наоборот, характерно, что напряжение приводит к чрезмерно возбужденной дезорганизующей активности, и эти учащиеся в ситуациях повышенной ответственности (экзамен, тест) показывают худшие результаты. И здесь, конечно, многое зависит от учителя. Необходимо организовать школьную работу ученика таким образом, чтобы он мог выполнять поставленные перед ним задачи в своем характерном стиле деятельности. В то же время, школьник со слабым типом нервной системы больше нуждаются в поддержке утверждения, поскольку условия повышенной ответственности (часто даже ответ у доски) вызывают у них страх, напряжение, низкую уверенность в себе, что не наблюдается у представителей сильного типа нервной системы [14].
Одной из проблем школы является проблема слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся. Исследование слабоуспевающих школьников показало множество форм проявления низкого успеха и сложного характера его причин. Слабые ученики более чем сильные зависят от их методов обучения; перемещение их вперед может быть достигнуто только благодаря специальной индивидуальной работе. В то же время плохо работающие школьники не представляют собой однородную группу и нуждаются не только в индивидуальном подходе. Психологические особенности, которые являются причинами отставания от плохого выполнения в общем развитии, могут значительно отличаться среди учеников, которые одинаковы с точки зрения умственной активности и мобильности, в когнитивной мотивации, в формировании интересов и стратегий и т.д. [19, с. 156].
Недостаточное формирование умственных операций при низкой успеваемости вызывает множество ошибок: они испытывают затруднения, когда решение проблемы требует проявления мобильности (переход от одного потока мысли к другому, иногда наоборот, понимание относительности в связях и признаках объектов, способность к распределению внимания одновременно по нескольким направлениям, иногда противоречивым). Учащиеся с низкой успеваемостью в небольшом объеме знают о своей собственной деятельности, плохо осваивают ее рациональными способами и методами и недостаточно подготовлены к их адекватному использованию в различных ситуациях; менее самостоятельны, чем их сверстники с хорошей успеваемостью, в организации своей деятельности и самоконтроле. Они больше зависят от обстоятельств и случайностей [21].
Примечательно, что на специально организованных коррекционных занятиях, проводимых психологом и направленных на развитие мышления, внимания, памяти, прогресс в успехе образовательной деятельности среди слабоуспевающих школьников намного больше, чем у сильных.
Но для того, чтобы идентифицировать эти индивидуальные особенности и причины неудачи в учебе, в каждом отдельном случае необходимы целенаправленное наблюдение и диагностика психического развития психологом [26, с. 63].
Необходимо выделить еще одну функцию психологической службы в школе – образовательная. Без специального курса лекций и семинаров, а также активных форм обучения (различные тренинги) нельзя ожидать ориентации учителей и родителей в том, с чем они могут обратиться к психологу, а также практических рекомендаций и коррекционных программ, предложенных психологом. Также необходимо подготовить обучающихся к восприятию и реализации рекомендаций психолога. Одной из форм такого обучения может быть факультативный курс психологии.
Таким образом, важнейшими задачами школьной психологической службы является анализ социально-психологических процессов: психодиагностика класса, анализ стиля педагогической деятельности и общения, анализ отношений в педагогическом коллективе.
2.3. Служба примирения как направление деятельности школьного психолога
Частью жизни каждого человека являются конфликты. Педагогическая практика свидетельствует, что конфликты являются распространенным явлением среди детей всех возрастных групп.
В конфликтологии – направлении психологической науки – созданы различные типологии конфликтов, в соответствии с их причинами, механизмами и особенностями развития. Каждый конфликт может быть отнесен к тому или иному типу [10]. В учреждениях образования – это, чаще всего, межличностные конфликты. Одновременно, каждый конфликт обладает признаками, определяющими его уникальность.
В современной школе конфликты представлены как обычными для детей кратковременными ссорами, так и проблемами травли (буллинга) и насилия. Наиболее частыми причинами конфликтов, возникающих между учениками в школе, являются [7]:
- вербальная агрессия (обидные прозвища и высказывания, насмешки и т.п.);
- стремление победить в спорах с помощью повышенного тона и навязывания своего мнения;
- грубое, агрессивное поведение;
- нарушение дисциплины на уроках;
- борьба за авторитет и лидерство среди одноклассников;
- проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений;
- порча личного имущества: учебников, мобильных телефонов и т.п.
Конфликты в детской среде характеризуются выраженной динамикой, а исход в немалой степени зависит от роли и влияния педагогов (взрослых). Как правило, взрослые предлагают типовой алгоритм нормализации отношений: приглашение родителей учеников и самих учащихся к классному руководителю или в администрацию, на совет профилактики и т.п. Эти меры не дают эффективных последствий, потому что педагоги, стремясь к быстрому разрешению ситуации, не изучают мотивы и интересы участников конфликта. Мысли и интересы ребенка при этом обычно не учитываются или даже обесцениваются на основе пренебрежительных утверждений «все это пустяки», «не обращай внимание», «делай, как сказано», «подрастешь, тогда поймешь» и т.п. В результате, дети убеждаются, что их цели и ценности не интересны взрослым. Конфликты «замораживаются» на время, переходят в скрытую форму, но затем вспыхивают с новой силой. Подростки предпочитают не доводить конфликты до сведения взрослых, поскольку их самостоятельное разрешение считается атрибутом взрослости. Но в отсутствие опыта конструктивного решения проблем, конфликтные ситуации приобретают затяжной характер, и пути их решения, как следствие, затруднены. Дети и подростки, подражая взрослым (родителям, знакомым, героям кинофильмов), часто используют оскорбления, нецензурную лексику и даже физическое насилие в качестве аргументов решения спора.
Важным условием выполнения школами функции безопасного развития личности каждого ребенка является построение образовательного пространства, способствующего уменьшению уровня конфликтов в ученической среде, их профилактике или благополучному разрешению [29]. И, как показывает опыт, мир не приходят сам – его нужно строить. В настоящее время неотъемлемой частью такого строительства является медиация – специфический метод разрешения конфликта, который позволяет учесть интересы всех его сторон и достичь примирения на максимально выгодных для всех участников условиях, а также, решить проблемы, определившие развитие конфликта [5].
Медиация представляет собой педагогический инструмент, способствующий формированию личности с устойчивыми навыками нормативного поведения, основанного на использовании конструктивных стратегий. В основе медиации лежит обучение детей и подростков гармоничному общению и сосуществованию, основанному на толерантности, порядочности, взаимном уважении, понимании и поддержке [16].
Психологической основой медиации является восстановление нарушенного конфликтом социально-психологического состояния, связей и отношения к жизни его участников, а также их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда. Восстановительные практики представляют собой систему, включающую [18]:
- ценности, на которых базируется практика;
- принципы, которые описывают способ реализации ценностей на практике;
- методы, инструменты и процедуры, используемые для этого.
Медиация направлена на [22]:
- решение конфликтов между участниками образовательного процесса без применения манипуляций или силы;
- восстановление положительного эмоционального и психологического состояния детей и педагогов;
- осознание ответственности за возникшую конфликтную ситуацию;
- возможность детей и подростков самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- стремление самостоятельно исправить негативные последствия своих поступков, понимания, как именно компенсировать причиненный ущерб;
- обеспечение взаимопонимания и восстановления отношений между сторонами конфликта;
- изменение установок педагогов при реагировании на конфликты с административно-карательных на восстановительные;
- улучшение психологического климата («атмосферы») в учебном заведении.
С правовой точки зрения, медиация – это переговорный процесс по разрешению конфликта, осуществляемый в виде определенной процедуры. Процедура предполагает неукоснительное соблюдение принципов и правил и происходит при участии посредника (медиатора). Это обеспечивает участникам конфликта гарантии безопасности и соблюдения интересов. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в качестве основного условия медиации называет добровольное участие сторон в достижении взаимоприемлемого решения [1].
Процедура медиации состоит в том, что конфликтная ситуация обсуждается сторонами в присутствии медиатора – лица, не вовлеченного в конфликт, независимого от его участников или их социального окружения, нейтральных по отношению к сторонам конфликта. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем, при необходимости – о компенсации причиненного вреда). Во время обсуждения должно быть достигнуто согласие, найдены общие мотивы, потребности, интересы, эмоции, чувства, переживания. Существование общих черт позволяет воспринять бывшего противника в качестве партнера, что приводит к формированию нового, конструктивного взгляда на ситуацию. В конце концов, в результате совместного поиска путей решения конфликта, заключается соглашение, полноценное выполнение которого восстанавливает межличностные отношения.
Наиболее полно потенциал медиации как метода психолого-педагогический работы реализуется при условии создания в школе специальной организационной структуры – службы медиации (службы примирения) [17].
Цели деятельности службы примирения в учебном заведении:
- содействие решению конфликтов мирным путем;
- противодействие агрессии и насилию;
- формирование уважения к правам участников образовательного процесса;
- недопущение дискриминации участников образовательного процесса по любым признакам
- формирование атмосферы нетерпимости к унижению чести и достоинства личности;
. Задачами службы примирения являются:
помощь сторонам конфликта в поиске взаимоприемлемого варианта решения ситуации;
- формирование умений и навыков у участников образовательного процесса разрешать конфликты конструктивно, без применения насилия;
- содействие налаживанию позитивных отношений между участниками образовательного процесса;
- профилактика конфликтов;
- информирование участников образовательного процесса о сущности, принципах и процедуре медиации.
Организация работы службы примирения в учебных заведениях пройдет удачно при условии соблюдения нескольких принципов.
1. Признание и реализация ценностей медиации
Все участники процесса должны понимать, что добровольность участия, равные права сторон, нейтральность медиатора, конфиденциальность процесса, распределение ответственности за решения – это обязательные условия процедуры медиации.
2. Автономность