Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Понятие психологической службы в образовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 2299

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Служба примирения должна иметь особый статус, гарантирующий невмешательство в ее деятельность руководства школы, педагогов и других лиц.

3. Самостоятельность

Распространяется на выбор форм и методов работы, на способы распространения информации, на постановку целей и организацию процесса медиации.

4. Открытость

Любой из участников образовательного процесса имеет право и возможность обратиться в службу примирения.

5. Конфиденциальность

Участникам образовательного процесса гарантируется неразглашение сведений, которые становятся известны медиатору в процессе примирения.

5. Развитие

У службы примирения должно быть постоянное профессиональное сопровождение, которое обеспечивает непрерывное обучение и супервизии. А сама служба всегда остается гибкой и готовой к переменам.

Исходя из того, что теоретико-методологической основой медиации является конфликтология и другие психологические дисциплины, организатором, а в дальнейшем руководителем службы примирения должен быть педагог-психолог.

Последовательность действий на пути создания службы примирения может быть следующей:

1. Подробно и обстоятельно ознакомить участников образовательного процесса (администрацию, педагогический коллектив, учащихся и их родителей) с преимуществами медиации и принципами работы службы примирения, заручиться их поддержкой.

2. Создать творческую группу из единомышленников. Определить кандидатов в медиаторы из числа педагогов и учащихся.

3. Организовать обучение медиаторов – провести тренинг «Базовые навыки медиатора службы примирения учебного заведения».

4. Проанализировать уровень конфликтности в учебном заведении.

5. Определить механизм деятельности службы (когда, как и где будут проходить медиационные сессии; каким образом дела будут поступать в службу, кто и по каким критериям будет осуществлять отбор и т.п.).

6. Составить план работы службы примирения и согласовать его с планом работы учреждения.

7. Создать систему контроля эффективности работы службы –определить формы, методы и спланировать проведение мониторинга и супервизий.

8. Включить службу примирения в образовательный процесс – например, организовать работу кружков «Решаю конфликты и строю мир вокруг себя», «Базовые навыки медиации».

9. Включить службу примирения в структуру ученического самоуправления.

Эти шаги могут варьироваться в зависимости от выбранного механизма создания службы примирения и от особенностей конкретного учебного заведения.


В своей деятельности служба примирения образовательного учреждения руководствуется нормативно-правовыми документами органов управления образованием [1-3], образовательного учреждения, Этическим кодексом медиатора.

Главное действующее лицо службы примирения – медиатор – является нейтральным лицом, посредником, который обеспечивает и контролирует соблюдение процедуры, все решения принимают участники / участницы конфликта, они же несут ответственность за их выполнение. Медиация исключает принуждение или подчинение авторитету. Успех медиации во многом зависит от степени доверия участников процесса к медиатору. Указанные особенности делают возможным привлечение к работе службы примирения в качестве медиаторов учащихся (естественно, достигших определенного возраста).

Медиация с участием сверстников организована по принципу «равный-равному» и позволяет достичь максимального уровня доверия между сторонами конфликта и медиатором.

Дети-медиаторы должны проходить соответствующий отбор, обучение и в своей деятельности руководствуются положениями Этического кодекса медиатора службы примирения учебного заведения. Работу медиаторов курирует взрослый – руководитель или координатор службы примирения.

Подростки, которые прошли соответствующее обучение, лучше взрослых понимают своих сверстников и успешно справляются с решением конфликтов уровня «ученик - ученик».

Таким образом, организация работы службы примирения (медиации) является важной составной частью деятельности школьного психолога.

Выводы по 2 главе

В данной главе мы рассмотрели содержание работы школьной психологической службы.

Правовые документы, регулирующие деятельность педагога-психолога в образовании, можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также локальные акты и рабочие документы самого учебного заведения.

Мы определили, что основными сферами работы психолога в школе являются:

- предотвращение отклонений в психическом развитии ребенка;

- своевременная диагностика и выявление нарушений психического развития;

- разработка и реализация мер по исправлению выявленных отклонений;

- изучение личностных характеристик учащихся и помощь учителю в индивидуальном подходе к ребенку.

Организация специальных мероприятий, направленных на исправление девиантного поведения школьников. Помощь классному руководителю в формировании положительного климата в классе, а также психологическая помощь семье.


Независимой задачей школьного психолога является работа над профориентацией и руководством по выбору профессии на основе длительного наблюдения за обучающимся и изучения его психологических характеристик в процессе получения школьного образования.

В настоящее время одним из направлений работы школьного психолога является организация в учебном заведении службы медиации (службы примирения).

Медиация – это процедура, в процессе которой участники конфликта с помощью третьей стороны (медиатора) самостоятельно определяют причины сложившейся ситуации, мотивы своего поведения в конфликте и осуществляют поиск оптимальной стратегии его решения.

Деятельность службы примирения должна обеспечить решение двух общественно значимых стратегических задач:

1) уменьшение напряженности в межличностных отношениях и в коллективе в целом средствами медиации;

2) формирование навыков бесконфликтного общения и навыков безопасного выхода из конфликтных ситуаций всех ее участников.

Служба примирения учебного заведения – это добровольное объединение медиаторов из числа участников образовательного процесса, прошедших обучение по соответствующей образовательной программе.

Психологические восстановительные практики, лежащие в основе процедуры медиации, имеют мощный социально-педагогический потенциал. При условии их систематического внедрения в учебных заведениях, у детей формируются навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем, вырабатываются конструктивные стратегии поведения в конфликте. Результатом этого является снижение уровня агрессии, реализуется профилактика правонарушений и насилия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Служба психологического образования является одним из компонентов интегрированной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье обучающихся, основная задача – способствовать умственному, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных уровнях школьного детства.

Основным инструментом является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного этапа, для реализации возможностей развития индивидуальности, установленной на соответствующей стадии онтогенеза. Основным предметом службы является школьный психолог.

Таким образом, конечной целью школьной психологической службы является развитие и формирование личности ученика. Эта цель реализуется в процессе обучения.


Координация действий педагога и психологов позволит максимально увеличить образовательные возможности школы.

Чтобы выполнить задачу координации образовательного потенциала команды учителей и психологической службы, мы можем предложить следующие рекомендации.

1. Содействие организации образовательного процесса как процесса свободного личного развития каждого ученика в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, так что каждый ученик становился при взрослении субъектом этого действия: воспринимал внешне определенные цели преподавания как личные и активно участвовал в учебных мероприятиях, в реализации намеченных планов, в мониторинге, оценке и корректировке результатов обучения – своих и одноклассников.

2. Особое внимание работники психологической службы должны уделить повышению психолого-педагогической культуры учителей, их профессиональному самосовершенствованию, развитию у них нравственного и профессионального самосознания, постоянной рефлексии деятельности и поведения.

3. Школьный психолог способствует максимальной реализации в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития (сензитивность того или иного возрастного периода, «зоны ближайшего развития» и пр.). Практический психолог должен способствовать тому, чтобы не просто учитывались возрастные особенности (к этим словам в школе уже привыкли), но эти особенности (или новообразования) активно формировались и служили основой дальнейшего развития возможностей школьников.

4. Сотрудничество учителя и работников психологической службы должно быть построено последовательно и включать следующие этапы:

1) мотивационно-целевой;

2) операционально-технологический;

3) рефлексивно-регулятивный.

Таким образом, психологическая служба школы реализует максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, которое обеспечит их к моменту окончания школы готовностью к самоопределению во взрослой жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ФЗ № 273. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  3. Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777356/.
  4. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. – 383 с.
  5. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах [Текст] / Х. Бесемер. – Пер. с нем. Н.В.Маловой. – Калуга, «Духовное познание», 2004. – 176 с.
  6. Ванюхина Н.В., Сулейманов Р.Ф. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Ванюхина, Р.Ф. Сулейманов. – Казань: Познание, 2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/364229.
  7. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с: ил.
  8. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 559 с.
  9. Ежова Н.Н. Краткий справочник практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 319 с.
  10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2014. – 369 с.
  11. Емельянова Л.А. Психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Емельянова. – 2 изд., испр. и доп. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,12 МБ). – Орск: ОГТИ, 2012.
  12. Засобина Г.А., Воронова Т.А., Корягина И.И. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе: учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 231 с.
  13. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: учебное пособие / К.О. Казанская. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с.
  14. Капустин С.А. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1 [Электронный ресурс] / Ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. – М.: Когито- Центр, 2013. – 608 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=209400.
  15. Колмогорова Н.В., Аксютина З.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина. – Омск: Издательство СибГУФК, 2012. – 248 с.
  16. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство [Текст] / под ред. Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
  17. Луговцова Е.И. Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. Обучения [Текст] / Е.И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 200 с.
  18. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: Метод. рекомендации [Текст]. – М.: Институт права и публичной политики, 2013. – 72 с.
  19. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 368 с.
  20. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 828 с.
  21. Мантрова М.С. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М.С. Мантрова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 978 Кб). – Орск , 2016. – Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://library.og-ti.ru/global/metod/metod2016_09_09.pdf.
  22. Ричард К. Практическое руководство для школьного медиатора [Электронный ресурс] / Р. Коэн. – Режим доступа: http://mybiblioteka.su/3-57839.html.
  23. Самыгин С.И., Колесников Г.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 284 с.
  24. Социальная психология: учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 615 с.
  25. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 3-е изд., доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.
  26. Субботина, Л.Г. Психологическая адаптация к условиям образовательной среды : учебное пособие / Л.Г. Субботина; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. – 160 с.
  27. Татарчук Д.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие / Д.П. Татарчук. – Орск : Изд-во ОГТИ (филиала) ОГУ, 2014. – 105 с.
  28. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013. – 367 с.
  29. Шамликашвили Ц.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы [Текст] / Ц.А. Шамликашвили, М.А. Хазанова // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – C. 26–33.
  30. Якиманская И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие / И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет. – Оренбург: ОГУ, 2015. – 230 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ОБРАЗОВАНИИ

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ФЗ № 273.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393.
  4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16.
  5. О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.1989 № 247/18-21.
  6. О введении должности школьного психолога в учреждения народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.1989 № 16.
  7. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6.
  8. О режиме работы педагога-психолога. Комментарии профсоюза работников народного образования и науки РФ (журнал «Образование в документах», 2005, № 10).
  9. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации. Решение коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 № 7/1.
  10. Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 № 14-51-36/13.
  11. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо Минобразования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13.
  12. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Приказ Минобразования РФ от 27.03.2006 № 969.
  13. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1.
  14. Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. Приказ Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.1995 № 463/12/68.
  15. Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4.
  16. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования РФ от 22.10.99 г. № 636.
  17. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.