Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и роль налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За исследуемый 2011-2017 год по транспортному налогу наблюдается незначительное увеличение от 1,3 % до 1,4 %.

Таким образом, прямые налоги, уплачиваемые организациями, играют значительную роль в формировании доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений за исследуемый период занимают налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и НДФЛ. Дальнейшее увеличение налоговых доходов связано с преодолением кризисных явлений в российской экономике, укреплением налоговой базы по основным федеральным, региональным и местным налогам.

Проанализировав налоговые поступления в консолидированный бюджет, можно сделать вывод, что существенную роль среди прямых налогов в формировании бюджета играют налог на доход физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Чуть меньшие поступления обеспечивают земельный и транспортный налоги.

Для дальнейшего развития прямого налогообложения необходимо постоянное совершенствование налогового законодательства, усиление контроля над взиманием прямых налогов и борьба с уклонением от уплаты. Важную роль здесь играет развитие системы льгот и преференций по данному виду налогов и правильное распределение налоговой нагрузки в обществе.

В целом необходимо:[21]

- активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;

-стимулировать привлечение инвестиций;

-установить налоговую нагрузку (налоговое бремя) соразмерно платежеспособности населения;

-обеспечить прозрачность налоговой системы;

-дать населению возможность влиять на налоговую политику;

-создавать партнерские отношения с государством, основанные на принципе взаимности прав и обязанностей.

В качестве основных перспектив развития прямых налогов в Российской Федерации можно назвать поиск оптимального уровня соотношения прямого и косвенного налогообложения, развитие контроля над налогообложением консолидированных групп налогоплательщиков, реформирование налогообложения добычи полезных ископаемых, решение вопросов об индексации ставок водного налога, введение налога на недвижимое имущество физических лиц, а также установление налоговых каникул.

Сегодня существует огромный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования прямых налогов в других странах. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России.


Из вышесказанного можно сделать вывод, что именно налоги являются основным источником доходов государства и на их долю приходиться более 75% дохода государства. В основном за счет налогов существует бюджет Российской Федерации. Из всех налогов косвенные налоги приносят основной доход федеральному бюджету, он составляет 55% от всех налоговых поступлений. Около 20% из всех налоговых поступлений идет за счет прямых налогов. Налоговые поступления в бюджет РФ с каждым годом стабильно увеличиваются, доля косвенных налогов значительно больше, чем доля прямых. [22]

Прямые налоги имеют много преимуществ экономического, социального и финансового характера. Но они также имеют существенный недостаток: прямые налоги не могут служить для обложения в полной мере населения, принадлежащего к бедному классу.

2.2.Анализ влияния прямого налогообложения на формирование бюджетов в зарубежных странах.

Система прямого налогообложения в зарубежных странах включает в себя перечень налогов с физических и юридических лиц, к которым относят: налог на прибыль корпораций, подоходный налог с физических лиц, а также налогообложение собственности и капитала.

По мнению Гринюк Р. М.: «Система прямого налогообложения должна обеспечивать формирование доходной части бюджета, ограничивать инфляцию и рост уровня цен, стимулировать инновационное и инвестиционное развитие государства. Однако сегодня прямые налоги реализуют только фискальную функцию и отображают движение стоимости от юридических и физических лиц к государству и не обеспечивают выполнения стимулирующей и инвестиционной функций».

Павлова Е.В. считает, что «прямые налоги являются неотъемлемой частью экономической системы любого государства. В большинстве экономически развитых странах прямые налоги — основной источник доходов государственного бюджета». [23]

Одним из показателей, характеризующих влияние прямых налогов на формирование бюджета, является доля прямых налогов в общих налоговых доходах, которая показывает, насколько бюджет зависит от поступлений за счет прямого налогообложения. В мировом научном исследовании влияния налогов выделяют три модели систем налогообложения: англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую.


Англосаксонская модель ориентирована на прямое налогообложение, в основном на налоги с физически лиц.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование.

Латиноамериканская модель налогообложения ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции.

В некоторых странах данные модели видны более четко, однако в современном мире некоторые страны выбирают смешанную модель, которая бы уравновешивала в структуре налоговых поступлений и прямые и косвенные налоги.

Что касается доли прямых налогов в объеме налоговых поступлений в европейских странах, то объем и тенденция на протяжении 13 лет меняется. Можно наблюдать такие изменения в доле и в динамики доли прямых налогов за анализируемый период:[24]

1. Падение доли прямых налогов в налоговых доходах государства в большинстве стран приходится на такие годы: 2003, 2009. К странам относятся: Болгария, Германия, Испания, Франция, Австрия, Польша. Это связано с финансовыми кризисами, которые сократили прибыль компаний и доходы физических лиц.

2. Высокие доли прямых налогов в налоговых поступлениях присущи таким странам: Австрия, Италия, Испания. В этих государствах доля прямых налогов занимает более 1/3. Для экономически развитых стран просматривается тенденция смещения в сторону прямых налогов.

3. В общей динамике в пределах 20 % доля прямых налогов только в одной стране: Болгария.

Прямые налоги наиболее подвержены влиянию финансовых кризисов и уклонениями от уплаты налогов, поскольку сумма налога напрямую зависят от объема дохода, который получат налогоплательщики. Поэтому изменения в доходах граждан и юридических лиц прямо влияют на объем сумм налога, который подлежит уплате в бюджет.

В тоже время структура прямых налогов в налоговых поступлениях неоднородна, так как в каждой стране устанавливаются разные ставки, налоговая база для исчисления налогов. Данные свидетельствует о том, что в системе прямого налогообложения в разных странах основное место занимают налог с доходов корпораций и подоходный налог с физических лиц. В таких странах как Германия, Испания, Италия, Австрия, где основную долю в налоговых поступлениях занимает подоходный налог с физических лиц и составляют более 20 %.[25]

Во Франции, Эстонии доля подоходного налога в налоговых поступлениях составляет в пределах 15–20 %. Если рассматривать динамику изменения доли подоходного налога с физически лиц за анализируемый период, то наблюдается общая положительная тенденция увеличения доли. Кроме Греции, где на протяжении анализируемого периода наблюдается ежегодное уменьшение, что связано с финансовым кризисом в данной стране.


Такое же положение наблюдается в Испании, так как за анализируемый период в стране наблюдается рецессия, что повлияло на уменьшение доходов граждан, а также высокий уровень безработицы. Наиболее высокий показатель доли подоходного налога в налоговых поступлениях в Италии. Это прежде всего связано с налоговой политикой государства, направленной на обложение всего дохода налогоплательщика, включая не только доходы от оплаты труда, но и пенсии. Ставка дифференцирована в зависимости от годового дохода налогоплательщика и достаточно высока — 33 %, если совокупный доход составляет 40000 евро в год, то ставка налога 40 %, если 50000 евро — 50 %.

На втором месте в структуре прямых налогов в налоговых поступлениях занимают налог с доходов корпораций. Исходя из представлены данных, в одних странах доля в налоговых поступлениях от данного вида налога достаточна высока, в других маленькая. Наиболее высокий показатель доли налога на доходы с корпораций наблюдается в Чехии. Прежде всего это связано с достаточно высокой ставкой налога — 31 %, а также с тем, что отечественные предприятия уплачивают налог с доходов, источников которых выступает не только Чехия, но и другие страны. Наименьшая доля налога с доходов корпораций в налоговых поступлениях наблюдается в Эстонии. Это связано с тем, что Эстония является низко налоговой юрисдикцией. В Эстонии не существует налога на прибыль организаций в общепринятом для Европы виде, то есть как определенный процент с разницы между доходами и расходами. Прибыль эстонских компаний облагается налогом только при ее распределении в пользу учредителей или использовании для непроизводственных целей (к примеру, на оплату банкета или на выплату матпомощи).[26]

Одним из показателей, характеризующих воздействие налогов на макро, мезо, микро и нано уровень выступает налоговое бремя. На макро уровне с помощь налогового бремени можно определить общее воздействие налогов на экономику государства, в том числе в разрезе прямого и косвенного налогообложения. Сложившийся уровень налогового бремени показывает степень централизации и обобществления ВВП и его составных частей, которая, с одной стороны, несет в себе печать субъективных, монопольных действий правительства, а с другой стороны, отражает объективные рыночные и налоговые закономерности, особенности экономической модели и достигнутый уровень социально-экономического развития страны. Чрезмерная тяжесть налогового бремени угнетает рыночную экономику, не дает возможности нормально функционировать предприятиям и снижает жизненный уровень основной массы населения. Чрезмерно низкий уровень налогового бремени не позволяет государству в полной мере выполнять свои функции по обеспечению населения и хозяйствующих субъектов необходимыми общественными благами. Поэтому для решения данной дилеммы необходимо выйти на некий оптимальной уровень налогового бремени, учитывающий одновременно и общественные, и государственные, и частные (личные) интересы.


Если рассматривать налоговое бремя прямых налогов в зарубежных странах, то можно увидеть существенные различия в доле прямых налогов в ВВП страны. Данные раскрывают следующую ситуацию:[27]

1. Налоговое бремя прямых налогов незначительно и находится в пределах до 8 % от ВВП в ряде таких стран: Болгария, Эстония, Польша.

2. Налоговое бремя прямых налогов включая 11 % от ВВП распространяется на следующие страны: Греция, Чешская Республика.

3. А для таких стран как Германия, Испания, Франция, Италия, Австрия налоговое бремя прямых налогов достигает в отдельный период времени свыше 15 %.

Динамика прямого налогообложения ярко демонстрирует влияние финансовых кризисов на долю налоговых поступлений в ВВП. Так, первая волна кризиса в 2004 году уменьшила доходы граждан и юридических лиц, что повлекло за собой уменьшение доли прямых налогов в ВВП, вторая волна кризиса пришлась на 2008 год, последствия которой такие же. В таких странах, как Чехия, Италия доля прямых налогов в ВВП в 2014 году составляет долю меньше, чем в 2002 году. В остальных странах после действия кризиса доля прямых налогов в ВВП страны выходит не только на тот уровень, который был до кризиса, но и наблюдается тенденция увеличения данного показателя.

Такая тенденция связана не только с увеличением доходов физических и юридических лиц, но и определенной налоговой политикой стран, которая направлена на борьбу с размыванием налоговой базы, определением резиденства физических и юридических лиц, которая способствует, что налоги уплачиваются в бюджет отечественного государства. Также интерес представляет показатель налогового бремени в разрезе отдельных видов прямых налогов. Изучение данного показателя в разрезе видов прямых налогов дает возможность выявить какая доля распределения ВВП происходит через данный вид налога, а также за счет каких плательщиков, в том числе для разных социальных групп, что дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между потенциальными плательщиками налога.

Основная налоговая нагрузка приходится на налогоплательщиков — физических лиц, которые уплачивают подоходный налог со своих доходов.

Такая тенденция наблюдается почти во всех анализируемы странах, кроме Чешской Республики, где соотношение между долей подоходного налога и налога с доходов корпораций более уравновешено.

В Греции соотношение между подоходным налогом и в совокупности налога с доходов корпорации и другими прямыми налогами одинаковое, хотя со временем данная ситуация меняется и большую долю в ВВП занимает подоходный налог.