Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и роль налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие налоговой базы также является неотъемлемой частью налоговой политики, поскольку для разных категорий налогоплательщиков изменяются налоговые обязательства. В зависимости от повышения или сокращения базы происходит сокращение производства или же, наоборот, открывает новые возможности для создания инвестиционных проектов. Во многих странах система налогообложения формирует разные типы налоговой базы на основе амортизационных отчислений. Чаще всего на практике применяют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию.

Использование ускоренной амортизации позволяет владельцу компании получать больше прибыли для покрытия убытков, путем списания большей части стоимости основного капитала на затраты. Это приводит к искусственному увеличению издержек производства, в соответствии с этим снижается прибыль, следовательно, и сокращаются налоговые выплаты. Благодаря этому создаются благоприятные условия для активного роста инвестиционной деятельности. В обстоятельствах финансового кризиса налоговая стратегия страны с помощью создаваемой налоговой концепции гарантирует нужную с целью функционирования страны собираемость налогов. Из этого следует, что в обстоятельствах кризиса особенно увеличивается роль налогового контроля как одного из главных элементов, оказывающих большое влияние на исполнение налогов.

Налоговый контроль является частью налоговой системы, содержащий взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие функциональную деятельность и решающие установленные задачи, институты и механизмы, нормативно-правовую основу, финансовые взаимоотношения, органы (субъекты), исполняющие налоговый контроль, формы и способы его организации. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). [6]Контрольная роль налоговой политической деятельности страны нацелена на составление абсолютной системы налогообложения, при которой исключаются все правонарушения в налоговом законодательстве. По этой причине налоговый контроль направлен на устранение правонарушений налогового законодательства, и кроме этого на обнаружение и изъятие в бюджетную систему недоимок по налогам.

На данный момент контроль представляет собой не только значимость фискального инструмента, но и осуществляет регулятивную функцию, нацеленную на формирование экономики с помощью приведения к одинаковым требованиям условий участников финансовой деятельности.[7]


Проводимая налоговая стратегия страны согласно уменьшению степени управленческого давления на предпринимательскую сферу требует соответственного реагирования со стороны налоговой деятельности в сфере и стратегии административных мероприятий.

Следует выделить, что прибыль бюджета страны непосредственно зависит от величины дохода, получаемой предпринимательством, и цены его собственности. Непосредственно бизнес формирует вспомогательные рабочие места, этому содействует повышению поступлений в госбюджет НДФЛ. По этой причине основной целью финансовой политической деятельности страны, так же налоговой, считается формирование бизнеса с целью расширения предпринимательства: формирование производственной и общественной инфраструктуры понижением бюрократических преград с целью получения нужных согласований. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения.

Налоговая политика составляет одну из главнейших частей экономической политики государства. Система налогообложения выступает важным рычагом регулирования государственной рыночной экономики, и влияет на результат деятельности государства, тем самым определяя ее успех. Через налоговую политику реализуют основные макро- и микроэкономические процессы развития.

1.2.Экономическое содержание прямых и косвенных налогов.

Налоговая система России является основой экономической системы. Она выступает главным орудием реализации задач, поставленных государством, одновременно обеспечивая ее финансовую базу. Налоги являются важной финансовой категорией любого государства, которая является наиболее древней формой финансовых отношений между государством и членами общества, так как именно возникновение государства как такового способствовало появлению платежей и взносов в казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций.

В системе налогообложения принято выделять две группы налогов: прямые и косвенные.[8]

Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, их размер прямо зависит от объекта налогообложения.  Косвенные выражаются в ценах товаров, работ, услуг. Их уплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, тем не менее, основное бремя косвенных налогов несут конечные потребители этих товаров, работ, услуг.


Косвенные налоги как правовая категория давно известны финансо­во-правовой науке России и зарубежных стран, однако в этом качестве как самостоятельный вид косвенные налоги в российском законодатель­стве не закреплены. В специальной литературе к данной категории относят действующие ныне налог на добавленную стоимость и акцизы, при­чем единого критерия разграничения прямых и косвенных налогов нет.

Категория косвенных налогов наиболее разработана учёными - экономистами, в исследованиях которых показаны различные позиции, характерные для отдельных исторических периодов. Одним из первых признаков косвенных налогов специалисты называли их перелагаемость.

Эффективное функционирование институтов налогов в современной динамичной экономике требует теоретического обоснования и уточнения содержания их функций. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества реализуется через функции, которые они выполняют.

Функциями налога является внешнее проявление его внутренней сущности как формы перераспределительных отношений между государством и субъектами хозяйствования. Насколько хорошо налог выполняет возложенные на него функции, зависит от субъекта, который его устанавливает и администрирует, то есть от государства. Налогам присущи две основные функции — фискальная и регулирующая. Реализация фискальной функции связана с формированием доходной части бюджета и созданием материальных условий для функционирования государства и удовлетворения нужды. Содержание регулирующей функции налогов заключается в регулировании денежных доходов, распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями, достижении равновесия между спросом и предложением, производством и потреблением.[9]

Налоговое регулирование может иметь ограничивающий или стимулирующий характер. Через налоги государство ограничивает или стимулирует развитие отдельных отраслей, направлений, видов деятельности. К примеру, акцизы вводятся для ограничения ввоза и использования определенного товара на территории страны (табака, алкоголя). Регулирующая функция налога позволяет регулировать доходы различных групп населения, поддерживать малообеспеченные его слои.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогообложения регулирует внешнеэкономическую деятельность, включая приток иностранных инвестиций, формирует хозрасчетную прибыль и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжения ресурсы, необходимые для выполнения своих основных функций, а также финансирует расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.


Деление налогов на прямые и косвенные связано со степенью его переложения. Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги – это успешные переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным покупателем.[10]

Налоговые поступления в бюджет РФ от косвенных налогов (НДС, акцизы и таможенные пошлины) значительно превышают поступления от прямых налогов (налог на прибыль, НДПИ и пр.) Обосновано это тем, что косвенные налоги характеризуются стабильностью и более простым способом взимания, нежели прямые налоги. Но в то же время подобная диспропорция приводит к несправедливому распределению налогового бремени.

Разновидность прямых налогов достаточно высока.[11]

К прямым налогом, дающим значительные денежные поступления в бюджет можно отнести НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. В связи с этим налогоплательщики идут на хитрость для снижения прибыли, что ведет к уменьшению базы налогообложения.

Прямые налоги являются весомым финансовым регулятором социально-экономических процессов. Они не только важный источник формирования бюджетных ресурсов государства, но и важный инструмент государственного регулирования доходов плательщиков, инвестиций, накопления капитала, деловой активности, совокупного потребления и других важных факторов целостности, стабильности и развития общества.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с объекта налогообложения, в качестве которого может выступать доход или имущество. Подразделяются прямые налоги на личные (налоги на доход) и реальные (налоги с имущества). Реальные прямые налоги могут иметь в качестве объекта налогообложения как имущество, служащее источником дохода, так и имущество, не являющееся таковым.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имущества и ресурсов налогоплательщика. В этом случае субъектом уплаты налога является сам налогоплательщик. Он производит уплату налога за счет собственных средств.

Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика.


Личные налоги, в отличие от реальных, позволяют учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, так как источником уплаты налога выступают полученные им деньги.

В этом смысле личные доходы больше соответствуют одному из неписаных принципов налогообложения «брать деньги с того, кто их имеет». Кроме того, личные доходы соизмеримы с размером полученного дохода, так как рассчитываются как часть этого дохода. Это позволяет организовать налогообложение на научной основе и с учетом требований экономических законов. Так, они позволяют определить ту зону налогового изъятия части совокупного общественного продукта, которая оставила бы в неприкосновенности другие части этого продукта, необходимые для воспроизводства потребленных средств производства, для выплаты заработной платы, расширения производства и т. д.

Наиболее характерные отличия между прямыми и косвенными налогами можно выявить по плательщикам налогов, объектам налогообложения, налоговым периодам, налоговым ставкам, порядку и срокам уплаты налога. [12]

1. Плательщиками косвенных налогов являются организации и предприниматели, осуществляющие производство, реализацию и другие действия с соответствующими товарами, работами, услугами, предусмотренные законодательством. Фактически налогоплательщики за счет включения сумм налогов в цену компенсируют свои потери в виде от­числений в бюджет, и налоговая нагрузка в основной массе ложится на конечных потребителей. Данное явление носит название перелагаемости налогов (горизон­тальной налоговой диффузии). Не случайно первоначальное деление налогов на косвенные и прямые платежи проводилось именно по критерию перелагаемости. Однако позже было установлено, что при определенных условиях прямые налоги могут также быть переложенными, а косвенные не перелагаться. Вопрос заключается в том, допускают ли спрос, предложение, а также сложившийся уровень цен возможность переложить данный налог, будь то прямой или косвенный, на плечи потребителя. И если такая возможность есть, то любой налогоплатель­щик ею воспользуется, вне зависимости от того, прямые или косвенные налоги он при этом платит. Однако можно говорить о степени перела­гаемости того или иного налога на потребителя. В этом отношении ме­ханизм косвенного налогообложения характеризуется гораздо более высокой, по сравнению с прямым налогообложением, степенью перелагаемости налогового бремени на конечного потребителя. Степень пере­ложения налогового гнета на конечного потребителя товаров, работ, услуг зависит, прежде всего, от соотношения долей в составе налоговой системы двух основных групп - прямых и косвенных налогов. Именно косвенные налоги считаются самыми перелагаемыми, поскольку явля­ются прямыми надбавками к ценам. В российском законодательстве закреплена обязанность юридических лиц и предпринимателей вклю­чать сумму налога в цену товара, работы, услуги, операции, с которыми подлежат косвенному налогообложению, предъявляемую в дальнейшем потребителю (ст. 168, 198 НК РФ).[13]