Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и роль налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговая система России является основой экономической системы. Она выступает главным орудием реализации задач, поставленных государством, одновременно обеспечивая ее финансовую базу. Налоги являются важной финансовой категорией любого государства, которая является наиболее древней формой финансовых отношений между государством и членами общества, так как именно возникновение государства как такового способствовало появлению платежей и взносов в казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций.

В системе налогообложения принято выделять две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, их размер прямо зависит от объекта налогообложения.  Косвенные выражаются в ценах товаров, работ, услуг. Их уплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, тем не менее, основное бремя косвенных налогов несут конечные потребители этих товаров, работ, услуг.

Эффективное функционирование институтов налогов в современной динамичной экономике требует теоретического обоснования и уточнения содержания их функций. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества реализуется через функции, которые они выполняют.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Изучение системы прямого налогообложения и его влияние на формирование бюджетов страны представляет научный интерес, который способствует более узкому изучению действия прямых налогов на экономику государства.

Цель работы: изучить сущность прямых налогов и их место в налоговой системе РФ.

Для этого требуется решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты сущности и значения прямых налогов;

- рассмотреть роль прямых налогов в налоговой системе;

-проанализировать проблемы и перспективы прямого налогообложения в РФ.

Предметом исследования являются прямые налоги.

Объектом исследования послужило изучение сущности прямых налогов и их место в налоговой системе РФ.

Очень весомый вклад в становление и развитие теорий налогообложения внесли такие известные российские государственные деятели, ученые, экономисты XVII-ХХ в. как С.Ю. Витте, И.Я. Горлов, А.А. Исаев, В.А. Лебедев, И.Х. Озеров, И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.Н. Сперанский, Н.И. Тургенев, И. Янжул и другие.


Исследование прямого налогообложения и его роль в формировании бюджетов представляет собой научный интерес, которому посвящены работы отечественных ученых-экономистов: Гринюк Р.М., Антонова О.В., Павлова Е.В и другие.

В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.

Теоретической основой работы являются законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение физических лиц (в первую очередь – Налоговый Кодекс Российской Федерации), учебные пособия и материалы периодической печати, а также ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.

Глава.1 Теоретические аспекты сущности и значения налогов

1.1.Понятие и роль налогов в современной экономике.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всех отраслей народного хозяйства. Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством.[1]

Из числа всех финансовых рычагов, посредством которых правительство влияет на рыночную экономику, налоги имеют большое значение. Налоговая политика представляет собой часть финансовой политики деятельности государства и включает в себя все процессы государства в налоговой области. Вместе с политикой в сфере образования и формирования цен на товары и услуги, а так же в области кредита, денежного обращения и т.д. налоговую политику необходимо производить соответственно в согласовании с финансовой политикой государства, потому что она оказывает большое воздействие на экономику страны и на ее политическое положение.


Государственные и налоговые органы влияют на экономическую ситуацию. Такая манипуляция может воздействовать на совокупный спрос и ВВП. Следовательно, может увеличиваться, а также сокращаться общий спрос на произведенную продукцию и услуги и их предложение на рынке. В настоящее время в экономике регулярно (с ее основными элементами, в том числе государственными налогами и бюджетными расходами) растет финансовая доля ВВП.[2]

Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и иных подобных критериев.

Не позволяется установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала или гражданства физических лиц.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут иметь произвольный характер.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Акты законодательства должны быть сформулированы и составлены таким образом, чтобы каждое физическое лицо или организация могли точно определить, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке необходимо платить. Все неустранимые сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу плательщика сборов (налогоплательщика). Налоговая политика - это неотъемлемая часть социально-экономической политики, сохраняет и рационально использует национальные ресурсы, стимулирует экономику к развитию. Налоговая политика государства влияет на налоги экономических субъектов.

Налоговое законодательство и налоговый суверенитет устанавливают разные ступени власти. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются уровни управления:

• федеральный;

• региональный;

• местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма.


Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечень федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов Федерации, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политической деятельности считается Глава Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.[3]

В обстоятельствах финансового кризиса проблемы развития успешной налоговой политической деятельности страны обретают особую роль. Налоговая политика это не только контроль по взиманию налогов, но и влияние на условия проведения налогового процесса (социальное суждение, инфляционные ожидания, инвестиционная динамичность и др.). С иной стороны, имеющаяся в определенный исторический период финансовая действительность проявляет значительное воздействие в развитии и реализации налоговой политической деятельности страны (изменение стоимости на нефть, стихийные бедствия, финансовые упадки и т.д.). Налоговая стратегия подразумевает исследование конкретного проекта, присутствие конкретных ресурсов осуществления и реализации поочередных операций с целью свершения установленных задач и вопросов. Из этого следует то, что налоговая политика - наиболее обширное понятие, нежели управление налогами.

Невзирая на усовершенствование российской налоговой политической деятельности, сформулированное для снижения налоговой нагрузки на предпринимательство, исполнение значимых событий согласно упрощению налоговой концепции государства посредством определения закрытого списка налогов, уменьшении количества и унификации налоговых баз, законов и режима уплаты определенных налогов, развитие налоговой политической деятельности государства на долгосрочный момент ещё не завершено. Средством осуществления налоговой политической деятельности считается налоговая система.


Государство участвует в регулировании экономической деятельности при проведении налоговой политики с помощью налоговых инструментов, таких как налоговая ставка, санкции, налоговые льготы. Главным средством в проведении политики государства в сфере управления бюджетом применяется налоговая ставка или норма налогового обложения, она определяет величину налога на единицу измерения налоговой базы. Правительство осуществляет регулирование налогов, изменяя налоговую ставку, при этом не вносит поправок в налоговое законодательство.

Значимый результат после проведения налоговой политики достигается за счет установленных дифференцированных налоговых ставок в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, или в зависимости от размера налогооблагаемой базы.[4] Налоговая ставка предоставляет правительству моментально и результативно изменить преимущество в проводимой политике регулирования дохода государства. Особую роль придают прогрессивные и регрессивные ставки, посредством которых регулируется и формируется не только разные группы налогоплательщиков, но и различные уровни дохода бюджета. [5]

Следующим эффективным инструментом осуществления налоговой политики являются налоговые льготы, предоставляющие преимущество субъекту не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере в соответствии с действующим законодательством. Сокращение уплачиваемого налога или его отсрочка исполняются посредством системы налоговых льгот, с помощью которой гарантируется эластичность налогового механизма. Налоговая политика поддерживает предпринимательскую деятельность с помощью множественных и различных налоговых льгот. Государство, предоставляя льготы налогоплательщикам, ускоряет влияние налогового регулятора на разные экономические процессы.

Важным компонентом налогового механизма считаются налоговые санкции. Налоговые санкции представляют собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий, штрафов в размерах, установленных НК РФ. Санкции, с одной стороны, направлены на обязательное исполнение налогового законодательства, с другой стороны направляют налогоплательщика на применение наиболее результативных форм хозяйствования. Налоговые санкции напрямую никак не оказывают влияние на результативность хозяйствования, так как имеют косвенную форму в деятельности налогового механизма.