Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и роль налогов).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава.1 Теоретические аспекты сущности и значения налогов
1.1.Понятие и роль налогов в современной экономике.
1.2.Экономическое содержание прямых и косвенных налогов.
Глава.2 Анализ современного состояния и роли прямого налогообложения в современной экономике
2.1.Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ.
2.2.Анализ влияния прямого налогообложения на формирование бюджетов в зарубежных странах.
Таким образом, само государство обязывает производителя (продавца) включать сумму косвенного налога в цену, перелагая тем самым налоговую нагрузку на конечного потребителя. Несомненно, что окончательно степень перелагаемости косвенного налога будет зависеть от экономических факторов, в том числе от эластичности спроса и предложения на облагаемые товары и услуги: чем менее эластичен спрос, тем большая часть косвенного налога перелагается на потребителя, а также от модели конкуренции в данной отрасли экономики: излишнее увеличение цены через косвенные налоги по-разному отразится на степени переложения в монополистической отрасли или в совершенной конкуренции.
Способ взимания косвенных налогов дает возможность переложения налога, но сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется исходя из показателей налогоплательщика, а не носителя. Государству безразлично, будет ли налог переложен или он будет уплачен за счет прибыли (в результате понижения цены). Налогоплательщик является обязанным лицом перед бюджетом, именно налогоплательщику должны быть предоставлены все средства защиты его прав, в том числе право требовать возврата незаконно уплаченных налогов.
2. Объектами налогообложения, согласно п.1 ст. 38 НК РФ, являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость и др. В специальной литературе справедливо указывается на неточность данного определения и объект налогообложения определяется как юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. В этой связи объектом налогообложения косвенных налогов является фактическое совершение налогоплательщиком указанных в законе операций с соответствующими товарами (работами, услугами).
Таким образом, обязанность платить косвенные налоги возникает при наличии такого юридического факта-действия, как совершение операций. В отличие от этого, объектами налогообложения прямых налогов являются владение имуществом, получение прибыли, дохода и т.д. Косвенные налоги взимаются с выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
3. В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.[14] По сравнению с прямыми налогами косвенные налоги имеют более сокращенную продолжительность налогового периода (например, по НДС и акцизам налоговый период составляет один месяц). Это определяется их фискальным предназначением и необходимостью стабильно пополнять бюджет, а также удобством контроля за правильностью исчисления налоговой базы в конкретном налоговом периоде.
4. Налоговые ставки по косвенным налогам различаются в зависимости от совершения операций с конкретными товарами (работами, ус лугами). В юридическом смысле косвенное налогообложение является пропорциональным законом установлены равные для всех плательщиков ставки, которые различаются не по свойствам плательщика (его до ход, имущество), а лишь в зависимости от тех предметов, операции с которыми являются объектами налогообложения. Таким образом, ставка налога не зависит от налоговой базы: с ростом налоговой базы пропорционально растет и сумма налога. Как и другие налоговые категории, косвенные налоги представляют собой сложное комплексное понятие, которое может быть рассмотрено с различных сторон.
Косвенные налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, объектом налогообложения которых является совершение операций по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, взимаемые с организаций и индивидуальных предпринимателей с обязательным включением последними суммы налога в цену товара, работы, услуги и предназначенные для финансового обеспечения функций государства и муниципальных образований.
К основным видам прямых налогов уплачиваемых организациями относятся:[15]
- налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
- налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
- водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
- налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
- транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
- налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
- земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Резюмируя проведенное исследование, следует отметить, что прямые налоги по своей сути способствуют такому распределению налоговой нагрузки, когда больше платят те члены общества, которые имеют высокие доходы. И такой принцип налогообложения большинство экономистов считает справедливым. Однако форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты налогов. Поэтому, несмотря на справедливость прямых налогов, налоговая система не может ограничиться только ими.
Глава.2 Анализ современного состояния и роли прямого налогообложения в современной экономике
2.1.Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ.
Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. И важно определить место косвенных и прямых налогов в формировании федерального бюджета страны, что и является целью статьи.
Если при прямом налогообложении объектами налогообложения являются доход и стоимость имущества, что делает доходы налогоплательщика номинально ниже, то при косвенном идет установление на товары и услуги в виде надбавке к цене, а конечным плательщиком является потребитель, тем самым косвенные налоги являются легче воспринимаемыми в психологическом плане, чем прямые. Косвенные налоги как бы незаметны для потребителей. К прямым налогам относят налоги, которые представлены в таблице 1 и классифицируются по принадлежности к субъектам.[16]
Таблица 1 - Классификация прямых налогов по субъектам, которые их уплачивают
Прямые налоги |
|
Для физических лиц |
Для юридических лиц |
- НДФЛ; |
- НДФЛ с сотрудников; |
- на имущество; |
- на прибыль; |
- на автотранспорт; |
- на имущество; |
- на земельный участок; |
- на транспорт; |
- на воду. |
- на участок земли; |
- на добычу полезных ископаемых; |
|
- на игорный бизнес; |
|
- на водные ресурсы. |
К косвенным налогам относят НДС, акциз и таможенные пошлины.
Сравним уровень налоговой нагрузки некоторых стран в 2017 г. (рис. 1).
Рисунок 1 - Налоговая нагрузка разных стран
В России налоговая нагрузка составляет больше всего % - 28,7 от ВВП, несмотря на то, что сами ставки налогов в России не высокие. Это говорит о способности более полно собирать налоги и контролировать их движение, что позволяет влиять на экономику: условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации.
Наибольшую долю в общей сумме поступлений налогов составляет НДС, реализуемый на территории РФ (30,4%), НДС, ввозимый на территорию РФ (21,9%), акцизы, производимые на территории РФ (7,2%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (33,1%), налог на прибыль организаций (5,6%).[17]
Таким образом, можно сказать, что прямые и косвенные налоги играют значительную роль в пополнении федерального бюджета, и в процентном соотношении они являются идентичными в общей сумме доходов.
Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах часть доходов бюджета составляют именно налоги.
Так, с Соединенных Штатах Америки (США) налоги формируют 90 % бюджета, в Германии – 80 %, в Японии – 75 %. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.[18]
Рассмотрим динамику поступления основных видов прямых налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, представленный в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика поступлений прямых налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.
Наименование показателя |
2011г |
2012г |
2013г |
2014г |
2015г |
2016г |
2017г |
Налог на прибыль организаций |
1774,6 |
2270,5 |
2355,7 |
2071,9 |
2372,8 |
2598,8 |
2770,2 |
Налог на имущество организаций |
421,8 |
467,6 |
536,4 |
615,3 |
634,6 |
712,4 |
764,5 |
Налог на доходы физических лиц |
1790,5 |
1995,8 |
2261,5 |
2499,1 |
2688,7 |
2608,5 |
3017,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1406,3 |
2042,5 |
2459,4 |
2575,8 |
2904,2 |
3226,8 |
2929,4 |
Земельный налог |
115,4 |
122,4 |
141,0 |
156,6 |
175,3 |
185,1 |
176,4 |
Транспортный налог |
75,6 |
83,2 |
90,2 |
106,1 |
117,5 |
140,0 |
139,1 |
Итого |
5584,2 |
6982,0 |
7844,2 |
8024,8 |
8893,1 |
9471,6 |
9796,9 |
Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам прямых налогов за 2011-2017 годы имеет тенденцию к увеличению на 1,8 раза.
По данным таблицы 1 видно, что поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль организации с 2011-2013 годы имеет тенденцию к увеличению. Так, например, за указанный период поступления по налогу на прибыль организации увеличилось на 32,7 %. Затем в 2014 году по отношению к предыдущему периоду наблюдается снижение поступлений по налогу на прибыль организации на 12,0 %.
Поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на имущество организаций за рассматриваемый 2011-2017 годы имеет тенденцию к увеличению на 56,1 %.
Поступления в консолидированный бюджет РФ по НДФЛ за рассматриваемый период увеличились на 1226,6 млрд. руб. или на 68,5 %. Поступления в консолидированный бюджет РФ по НДПИ увеличились на 1523,1 млрд. руб. или на 2,1 раза. [19]
Поступления в консолидированный бюджет РФ по земельному налогу за 2011-2016 годы увеличились на 61,0 млрд. руб. или на 52,9 %. Затем в 2017 году по отношению к предыдущему периоду поступления в консолидированный бюджет РФ значительно снизился на 23,5 млрд. руб. или 13,3 %.
Далее рассмотрим структуру поступлений прямых налогов в консолидированный бюджет РФ, представленной на рисунке 1.
2011г 2012г 2013г 2014г 2015г 2016г 2017г
Рисунок 1 – Структура поступлений прямых налогов в консолидированный бюджет РФ за 2011-2017 гг., %
По данным рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ по основным видам прямых налогов за 2011 год занимает НДФЛ 32,0 %, налог на прибыль организаций 31,8 % и НДПИ 25,2 %.
Наименьший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимает транспортный налог 1,3 %.
Так же в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ наибольший удельный вес за 2011-2017 годы занимает налог на прибыль организации, который колеблется от 31,8 % - 28,3 %, НДФЛ от 32,0 % - 30,8 % и НДПИ от 25,2 % - 29,9 %.
Наименьший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимают такие налоги как транспортный, поступления которого колеблются от 1,3 % до 1,4 %, и земельный налог - от 2,1 % до 1,8 %. Поступления по налогу на прибыль организаций за 2011- 2017 годы имеет тенденцию к снижению. Так, например, поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль организаций в 2011 году составили 31,8 %, а в 2017 году 28,3 %.
Поступления по налогу на имущество организаций за рассматриваемый период имеет тенденцию к увеличению от 7,6 % в 2010 году до 7,8 % в 2017 году.
По НДФЛ поступления в консолидированный бюджет имеет тенденцию к снижению от 32 % в 2011 году до 27,5 % в 2016 году, затем в 2017 году наблюдается незначительное увеличение до 30,8 %.
Аналогичная ситуация наблюдается по НДПИ, т.е. в 2011 году поступления в консолидированный бюджет РФ составил 25,2 % и в 2016 году 34,1 %, затем в 2017 году уровень поступлений снизился до 29,9 %. [20]
Поступления в консолидированный бюджет РФ по земельному налогу носят скачкообразный характер. Так, например, в 2012 году, 2013 году и в 2017 году поступления по земельному налогу составили 1,8 %. Примерно такая же ситуация наблюдается и по транспортному налогу. То есть поступления в консолидированный бюджет РФ за 2011 год, 2013 и 2014 годы составили 1,3 %.