Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВЛЕ
1.1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ
1.2. Применение технологий в российском ритейле
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «ВЕРНЫЙ»
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА СУПЕРМАРКЕТА
2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГАЗИНАХ «ВЕРНЫЙ»
3.3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ «ВЕРНЫЙ»
Возможность посмотреть выбранную модель платья с разных сторон (как спереди, так и сзади) делает данную виртуальную примерочную уникальной не только в российской, но и в мировой практике. Говоря про инновационные технологии, невозможно не упомянуть интеграцию оффлайн и онлайн сервисов. Интернет-магазин будущего - это не магазин в привычном для нас сейчас понимании этого слова. Это функция, которая окружает человека буквально везде. Например, вы приехали кататься на лыжах и видите на склоне другого лыжника. Наводите на него устройство отображения дополненной реальности, включаете режим «Вещи» и прямо здесь и сейчас выносками видите, что за экипировка на нем надета, сколько она стоит и где продается. Примером первой реализации подобной идеи может служить мобильное приложение Amazon Flow от американской компании Amazon.com.
В то же время современные люди много работают и мало отдыхают, а на покупки у них нет времени вовсе. Зато каждый день многие из них тратят несколько бесценных минут на ожидание поезда метро. Сопоставив два этих факта, компания Tesco, владелец крупнейшей сети дисконт-супермаркетов Homeplus, открыла уникальный магазин прямо в метро в Южной Корее. В этом магазине вы не стоите в очередях, не нужно набирать товары в корзину, путаясь среди рядов и полок. Изображения вещей нанесены прямо на стену и на специальные колонны, корейцы просто сканируют их QR-коды, вписывают нужное количество единиц, оплата автоматически снимается с карточки покупателя. Новый магазин принес ощутимую пользу не только вечно занятым корейцам, но и владельцам сети: после открытия уровень продаж Homeplus увеличился на 130%. После такого успешного старта компания пошла дальше и разместила виртуальные магазины на автобусных остановках. Щиты, подобные рекламным, дают возможность заказать продукты питания, товары для дома и многое другое. Проект был отмечен на фестивале «Каннские Львы» и получил гран-при как лучший медиапроект и золото в категории «наружная реклама».
Аналогичный проект был запущен компанией Media Markt в московском метро, предлагая пассажирам во время ожидания поезда выбрать для себя новую технику. Также к новым идеям в сфере бизнеса можно отнести расширение прямого взаимодействия между потребителями и производителями.
Примером может служить Социальная сеть Hyperlocal - продуктовый магазин без магазина. Создатели мобильного приложения Hyperlocal предлагают людям, живущим недалеко друг от друга, самим выступить в качестве продавцов и покупателей свежих продуктов. Кто-то выращивает дома или на даче овощи, кто-то - фрукты. И все это можно купить напрямую у соседа, узнав о наличии тех или иных предложений через Hyperlocal.
Еще одним примером интернет сотрудничества продавцов и покупателей может служить онлайн-магазин Etsy, предоставляющий площадку для торговли производителям, которые в принципе не имеют шансов на продажу своих товаров в обычных магазинах. Дело в том, что это крупнейший в мире виртуальный сервис по продаже хендмейд-изделий, где авторы со всего мира могут выставить свои поделки на обозрение и реализацию. Итак, время, когда потребитель бегал за товаром, прошло. Теперь вещь сама ищет себе покупателя. За каждым кликом на сайте или в приложении стоит реальный человек. И очень скоро «магазин» начинает узнавать вас, запоминать, что вы покупаете, чем интересуетесь, какие страницы чаще посещаете.
Таким образом, развивающиеся инновационные технологии в области торговли значительно улучшают и облегчают процессы покупок товаров, экономят время и силы. Каждый покупатель в наше время может попробовать любую из них и выбрать, что для него наиболее приемлемо и удобно.
1.2. Применение технологий в российском ритейле
Ритейл всегда был высококонкурентной средой. В последние годы в этом секторе можно наблюдать множество технологических тенденций. Общая тенденция – развитие e-commerce, увеличение количества продаж через интернет, в России — посылок из-за рубежа.
Так, Почта России сообщает о ежегодном двукратном увеличении количества посылок благодаря внедрению e-commerce. В настоящее время число отправлений составляет 300 млн в сутки. За счет покупок через интернет происходит общее увеличение потока как внутри России, так и из-за рубежа.
Государство пытается защитить наших ритейлеров и производителей: есть предложения ввести НДС на покупки на зарубежных онлайн-площадках, поскольку ввозимые товары сейчас российским НДС не облагаются. В этом случае может возникать вопрос о двойном начислении НДС, но пока разговор идет о том, чтобы добавлять 18% к стоимости покупки за рубежом.
Относительно других видов бизнеса, ритейл низкомаржинален:
Наценка на продукцию не такая большая, как в некоторых других отраслях,
Конкуренция здесь высока,
Заработная плата работников ритейла растет: уровень потребления увеличивается, покупок делается все больше и больше.
Поэтому ритейл в нашей стране (в первую очередь продуктовый, в отношении которого установлены жесткие санкции) развивается в условиях серьезных ограничений и вместе с тем при наличии желания постоянно оптимизировать данную деятельность с помощью внедрения новых технологий.
Среди множества технологий, которые доступны рынку – искусственный интеллект, нейронные сети, интернет вещей, Big Data, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, смарт-контракты, криптовалюта – некоторые имеют реальную возможность для применения в секторе «Ритейл и FMCG».
Особо заслуживают внимания использование искусственного интеллекта при взаимодействии с покупателями, поставщиками и при обработке заказов, технологии Big Data в разрезе глобальной аналитики покупательского поведения и предпочтений, а также внедрение смарт-контрактов для расчетов с контрагентами.
Опасения бизнеса, что эти технологии слишком дороги и являются уделом супергигантов типа «Сбербанка» или X5, беспочвенны. Мой основной вывод, который я бы хотел донести до всех: не бойтесь пробовать эти технологии!
Они только называются инновационными. На самом деле они себя уже давным-давно апробировали. С ними уже все понятно, они доступны как финансово, так и по срокам, поэтому приходи и налетай, как на горячие пирожки.
Process Mining - Технология, позволяющая восстанавливать реальный ход бизнес-процессов. В тех случаях, когда мы не можем обойтись без работы людей, важно контролировать бизнес-процессы в части того, как они реально происходили, отслеживать всевозможные зацикливания, задержки, недостаточную квалификацию сотрудников.
И Process Mining в этом помогает, примером тому является розничный банк «ВТБ24», где мы осуществили успешный проект.
Распознование поведения покупателя. Речь идет о том, чтобы понять поведение покупателей, посчитать ту конверсию и тот поток покупателей, который у вас есть, другими словами, распознать, сколько в принципе людей к вам пришло, определить их гендерную характеристику, возраст, возможно, весовые характеристики, принадлежность к той или другой расе — все те данные, которые могут лечь в основу Big Data для предиктивной аналитики (об этом поговорим подробнее в следующей главе). Это «на входе».
Мы анализируем движение покупателя по магазину. Это помогает нам лучше организовать торговое пространство, чтобы люди на большее время задерживались в магазине, и это, в свою очередь, провоцирует большее количество спонтанных покупок, что увеличивает средний чек.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «ВЕРНЫЙ»
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА СУПЕРМАРКЕТА
Сеть магазинов «Верный» - молодая и динамично развивающаяся компания.
Первые магазины были открыты в конце октября 2012 г. одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. За три месяца 2012 г. было открыто 35 магазинов.
На 31 декабря 2013 г. в Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Екатеринбурге и Свердловской обл., Владимире и Владимирской обл., Великом Новгороде работало 150 магазинов «Верный».
В апреле 2014 г. был открыт 200-ый универсам "Верный". К июлю 2014 г. компания начала работу в Калуге и Калужской обл., Ярославле и Ярославской обл., и Туле. В октябре 2014 г. сеть магазинов "Верный" открыла первые магазины в столице республики Татарстан городе Казани. В ноябре 2014 г. был запущен первый собственный Распределительный центр в Центральном филиале. Распределительный центр построен с учетом всех современных технологий и требований компании.
По итогам 2014 года в России самым быстрорастущим ритейлером по выручке стала сеть магазинов «Верный»
Сеть "Универсамов Верный" существует с 2012 года и быстро растет, за год увеличив оборот на 141% до 16,9 миллиардов рублей.
Согласно этому рейтингу, ритейлер «Верный» (около 200 новых магазинов) занимает итоговое 66-е место в списке 100 крупнейших сетей.
В связи с этим целью данной работы является анализ деятельности предприятий розничной торговли на примере магазина «Верный».
Объект исследования - сетевой розничный магазин «Верный». Предмет исследования - анализ системы организации и оценка эффективности внедрения современных торговых технологий и оборудования.
Функции работников данного магазина сводятся, в основном, к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Процесс продажи состоит из следующих основных операций:
встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
оплата купленных товаров;
упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
В торговом зале используют современное пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров. Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям.
Товар магазину Верный поставляют около 200 компаний, причем 80% из них - отечественные.
Расчет широты, полноты, степени новизны и устойчивости ассортимента магазина.
Товарная номенклатура включается Количество наименований будет насчитывать 2,5 тыс. («у дома»), 3 тыс. (дискаунтер) и 3,6 тыс. товарных позиций (гипермаркет) групп, как молочная, хлебобулочная продукция, кондитерские и кулинарные изделия, вино-водочная продукция, соки и напитки, консервация, снэки, бакалея, мясные, колбасные и рыбные изделия, вощи и фрукты, табачные изделия, бытовая химия.
Каждая номенклатурная позиция представлена в ассортименте.
Не смотря на широкую номенклатуру и ассортимент, предпочтения отдается уже проверенным торговым маркам и видам продукции.
Оценка ассортиментной политики и направления ее совершенствования.
Ассортиментная политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
В магазине «Верный» широкое применение получил АВС-метод формирования и управления торговым ассортиментом
Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничной сети с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" - около 5%. Причем, в первую категорию входит примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%
Порядок утверждения и контроля ассортимента
На основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей в магазине «Верный» составляется ассортиментный перечень. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителя магазина. В магазине осуществляется постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий наблюдение за соответствие их установленным нормативам и повседневный контроль за условиями хранения товаров.