Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВЛЕ
1.1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ
1.2. Применение технологий в российском ритейле
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «ВЕРНЫЙ»
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА СУПЕРМАРКЕТА
2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГАЗИНАХ «ВЕРНЫЙ»
3.3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ «ВЕРНЫЙ»
ВВЕДЕНИЕ
Согласно определению в экономической литературе, инновация – это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный. Выражается это в новых продуктах или технологиях производства.
Многие, преимущественно зарубежные, ученые, а именно: Н.Мончев, И.Перлаки, В.Д.Хартман, Э.Мэнсфилд, Р.Фостер, Б.Твисс, Э.Роджерс и многие другие, дают определение инновации в зависимости от того, что они исследуют. Б.Твисс считает инновацией процесс, где идея приобретает экономическое содержание. Для Ф. Никсона же инновация определяется как совокупность мероприятий (коммерческих, экономических, производственных), которые приводят к появлению на рынке новых, более совершенных, процессов и оборудования. Б. Санто говорит, что инновация - общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход
Благодаря исследованиям нескольких точек зрения было сформулировано одно общее определение. А звучит оно так: «Инновация – процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности людей, который способствует удовлетворению потребностей и приносит положительный экономический эффект»[1]
Сейчас инновации, как способы удовлетворения потребностей потребителя, делятся на две группы:
- Продукты (Предметные инновации)
- Процессы (Технологические инновации)
Первая группа включает в себя те инновации, которые позволяют создать новые, или усовершенствовать старые продукты. Этот вид более распространён и важен для конкурентоспособности предприятия.
Вторая группа инноваций представляет собой разработку и внедрение новых методов производства и передачи продуктов.
Это нужно для ускорения процесса производства продукта, снижение затрат, или повышение качества продукции.
Инновации так же делятся на группы по типу новизны:
- Новые для отрасли в мире
- Новые для отрасли в стране
- Новые для отрасли в предприятии
Можно классифицировать их и по месту в системе:
- На входе (Перемены в способе выбора сырья и материалов, оборудования и т.д.)
- На выходе (Изделия, услуги)
- Инновации в структуре (Новый способ управления, производства, разработок и т.д.)
- Радикальные, или базовые
- Улучшающие
- Модифицированные
И с учетом сфер деятельности предприятия:
- Технологические
- Производственные
- Экономические
- Торговые
- Социальные
- В области управления
Цель курсовой работы – изучить явление технологических инноваций в сфере торговли на примере сети магазинов "Верный".
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие технологических инноваций;
2. привести пример технологических инноваций в сети магазинов "Верный";
3. оценить перспективы развития технологических инноваций в сфере торговли.
Объект исследования – сеть магазинов «Верный»
Предмет исследования – процесс использования технологических инноваций в сфере торговли
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВЛЕ
1.1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ
Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля - это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования. Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.
Розничная торговля означает в переводе с англ. - retail trade - «малый бизнес», с франц. retailer - «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» - «разделять, отделять часть от целого, одно от другого». Поэтому в последнее время розничную торговлю, т.е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», т.е. ритейл, ритейлинг - это просто розничная торговля.
Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.
Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.
Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.
Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те - конечным потребителям.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей.
Сфера розничной торговли
Торговая сфера сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.
Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. Оборот розничной торговли в 2016 г. на 8,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способствовал прирост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2016 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на депозитных счетах и 5479 млрд руб. - на корреспондентских счетах. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальнейшего развития розничной торговли в стране.
По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. - в связи с наличием перспектив развития данного сектора. (Приложение 1)
Розничная торговля занимает особое место в российской экономике: на ее долю приходится наибольшая численность занятых в экономике (18,2%), ее валовая добавленная стоимость составляет 18,7% от общей ВДС. Она также является одной из самых эффективных отраслей по таким спектрам ВВП, как основные фонды, инвестиции, занятость и рентабельность.
Инновации в розничной торговле - это деятельность субъекта хозяйствования торговой отрасли или ее отдельные технологические процессы и элементы, ранее не применявшиеся данным организационным или территориальным образованием и направленные на повышение эффективности торговой деятельности в целом или соответствующей части торгово-технологического процесса. Внедренное в коммерческую деятельность новшество, выступающее фактором интенсивного роста с целью получения экономического, социального и другого вида эффекта.
Инновационная деятельность является объективным условием для развития современного торгового предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности предприятий в долгосрочном периоде. Без осуществления инновационной деятельности предприятие не сможет гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а следовательно, перестанет эффективно удовлетворять потребителей своей продаваемой продукцией или предлагаемой услугой, что приведет к потере рыночных позиций.
В последнее время в России темп роста розничной торговли снижается (приложение 2)
Потребительский спрос, который экономисты называли локомотивом российской экономики в посткризисные годы, больше не может играть подобной роли: за последние годы темпы роста розничной торговли неуклонно снижались и достигли в 2015 году своего минимума - 3,8 %. И на помощь развитию розничной торговли сегодня приходят инновации.
Инновации в розничной торговле имеют следующие особенности:
- в торговле инновации в большей степени связаны с появлением новой, изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Весомая часть инноваций в оптовой и розничной торговле появляется не как результат НИОКР, а как результат конкурентного анализа и бенчмаркинга;
- на торговых предприятиях внедряются новшества, связанные с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга;
- в сфере торговой отрасли создаются и внедряются инновации, как созданные в самой отрасли, так и в других отраслях, в первую очередь в промышленности;
- значительная часть инноваций в розничной торговле являются своего рода заимствованием зарубежного опыта.
Внедрение инноваций позволяет развивать услуги розничных торговых сетей посредством повышения эффективности использования ресурсов организации: обновления основных фондов, улучшения организации торговой деятельности (новой структуры хозяйственных связей, управления, маркетинга), совершенствования использования оборотных фондов и оптимизации издержек обращения, постоянного роста квалификации персонала и т.д. Результатом указанных инноваций является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями.
Так как для торговых организаций инновационная деятельность проявляется преимущественно в формах процессных, маркетинговых и организационных инноваций, то основным свидетельством инновационной активности торговых организаций является наличие бренда. Создание, внедрение, поддержание и улучшение бренда торговой компании является интегративным (комплексным) инновационным процессом, требующим значительных инвестиций.
Сегодня инновации также связаны с появлением новых форм и видов торговли, таких как: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж и др. Сравнительно новой формой розничной торговли является вендинг, в которой используется механизм выдачи товаров, например, напитков и шоколада, и предоставления услуг. Механические устройства или торговые автоматы, осуществляющие подобную торговлю, называются вендорами. Плюсами такой торговли являются: уменьшение потребности в торговом персонале; автоматы можно разместить в любых местах, доступ к ним может быть предоставлен 24 часа в сутки.
Новым механизмов привлечения клиентов является использование QR-кодов. Quick Response или «быстрый отклик» - это 2D штрих-код (двухмерный штрих-код), разработанный японцами в 1994 году. В нем заложена закодированная информация, которую легко распознать камерой мобильного телефона. Основное достоинство данного кода является легкое распознавание сканирующим оборудованием и возможность использования в разных сферах, в том числе и в торговле. Так, уже в Южной Корее британская компания «Tesco» открыла виртуальные магазины в метро и автобусных остановках путем размещения изображений товаров с QR-кодами на стендах, напоминающие огромные рекламные плакаты, стилизованные под полки с товаром в магазинах [3].
Такие магазины стали популярными в Сеуле, поскольку жители города получили возможность существенно экономить время и силы, заполняя свою потребительскую корзину прямо в метро. Просканировав QR-код при помощи своего мобильного телефона, покупатель кладет выбранный товар в корзину, и делает заказ через интернет.
Сегодня все чаще возникают и применяются новые формы торговли - продажа через интернет, через каталоги, интерактивное телевидение, прямого маркетинга.
Рынок онлайн продаж в России продолжает расти ускоренными темпами (Приложение 2).
торговля розничный информационный инновация.
Согласно прогнозам, к 2021 году рынок интернет продаж вырастет с 2% в общем ритейле страны до 4,5% (в странах запада этот показатель равен 6,5%)