Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1.Экономическое содержание и основные элементы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.2.Виды налогов c физических лиц в Российской Федерации

2.Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.1.Анализ поступлений налога на имущество, транспортного налога и земельного налога с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.2.Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

3.Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Существует много сложностей, связанных с налогообложением имущества как экономического, так и политического характера. В Российской Федерации на сегодня существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также он ограничен проблемами администрирования данных налогов.

Проблемы налогообложения земли и имущества: во многих случаях проведенная кадастровая оценка земель и имущества завышена, методы по урегулированию споров по кадастровой оценке требуют дальнейшей доработки, фактически отсутствует свободный рынок земли. Так же есть проблемы по администрированию данных налогов, связанные с неэффективными затратами временных, финансовых трудовых ресурсов налоговых органов.

В РФ есть значительное число земельных участков, без четких границ, т.е. они не определены и не имеют правообладателя, и соответственно не проходили государственную регистрацию, вследствие чего не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

3.2.Направления совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

Эти налоги играют относительно значимую роль в налоговой системе РФ, так как охватывают физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Они, не только выполняют фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, субъектов РФ, но и имеют воздействие на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налогов, предоставление различного рода льгот дают возможность уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к накоплению богатства. Соотношение регулирующего и фискального значения корректируется в зависимости от задач, стоящих перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития.[[16]]

1.2.Виды налогов c физических лиц в Российской Федерации

Российским законодательством определены следующие виды налогов с физических лиц:

  • транспортный налог с физических лиц;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог с физических лиц [[17]].

Налог на доходы физических лиц – федеральный налог, которым облагается доход физических лиц, полученный в календарном году. 

По ст. 207 НК РФ налогоплательщики делятся на две группы, с различным порядком обложения налогом:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.[[18]]

В соответствии со ст.38 НК РФ каждый налог в своем составе имеет свой объект налогообложения, обязательно измеряющийся в стоимостной, количественной или физической характеристике.[[19]]

Объектом налогообложения  по НДФЛ  является доход, полученный налогоплательщиками:

1)     от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2)     от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходом признается экономическая выгода выраженная в денежной  или натуральной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки и определяется в соответствии с гл.23 НК РФ.


Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год[20] (ст.216 НК РФ). Это значит, что окончательный расчет суммы налога, которую нужно будет заплатить, может быть произведен только по завершении календарного года. Это положение закреплено в п.3 ст.225 НК РФ, которая определяет порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.[21]

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.225 НК РФ) [[22]]. Ставки по налогу рассмотрены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Сумма налога может быть рассчитана и уплачена как самим налогоплательщиком, так и посредством налогового агента.

Транспортный налог установлен и введен в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, т.к. является региональным налогом.[[23]]

В финансовую компетенцию субъекта РФ включается определение ставки по налогу в пределах, установленных НК РФ, порядка и сроков уплаты, утверждения формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут быть введены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.[[24]]

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.[[25]]

Объектом транспортного налога являются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства [[26]].

Налоговым законодательством по объектам обложения транспортным налогом имеется относительно большой список исключений [[27]]. Данный список приведен в НК РФ Статья 358.

Налоговая база  по налогу зависит от объекта налогообложения и определяется следующим образом:

—в отношении транспорта, с двигателем, как мощность двигателя в лошадиных силах;


—в отношении водных средств, как валовая вместимость в регистровых тоннах;

—в отношении водных и воздушных средств — как единица транспортного средства.[[28]]

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. [[29]]

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ и зависят от мощности двигателя или валовой вместимости транспорта, категории транспорта в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспорта. Критерии расчета ставок транспортного налога определены НК РФ и указаны в ПРИЛОЖЕНИИ 2. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз.[[30]]

Субъекты РФ имеют право на установление дифференцированных налоговых ставок в  отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспорта.

Сумма налога, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории РФ.[[31]]

Налог на имущество физических лиц относится к прямым налогам, взимаемым с находящихся в собственности имущественным объектам, расположенным на территории РФ.

Плательщиками  являются физические лица [[32]], у которых находится в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения: жилые дома, квартиры, гаражи, дачи и другие строения, помещения и сооружения.

Основным критерием плательщиков является наличие права собственности на имущество. Налог уплачивается независимо от того, находится ли имущество на эксплуатации или нет. Уплата не исключается по временно не используемым плательщиком помещениям или сооружениям.[[33]]

По данному налогу федеральным законодательством введен широкий перечень льгот [[34]], который находит отражение в ст.407 НК РФ. Так, от уплаты полностью освобождены Герои Советского Союза и Герои РФ; лица, награжденные орденом Славы трех степеней; участники гражданской и Великой Отечественной войн; инвалиды I и II группы; лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др. От уплаты налога так же освобождаются пенсионеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, мичманы на период прохождения действительной военной службы.[[35]]


Кроме федеральных льгот, субъект РФ и муниципалитеты имеют право уменьшить размер ставок и ввести дополнительные льготы. Представительные органы муниципальных образований в городах районного подчинения имеют право предоставлять льготы только отдельным плательщикам.[[36]]

Ставки налога по объектам налогообложения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления исходя из кадастровой цены имущества.

В этих случаях ставки устанавливаются в размерах, которые не превышают:

  • 0,1% к частным жилым постройкам, дому-недострою, гаражам, парковочным местам, хозяйственных строений;
  • 2% к объектам с кадастровой стоимостью более трехсот миллионов рублей;
  • 0,5% относительно иных построек.[[37]]

При отсутствии в кадастровом реестре цены имущества, находят применения для начисления налога инвентаризационные оценки. ПО этим оценкам ставки определяются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику.[[38]]

Таблица 1.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Таблица 1. Ставки налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.[39]

Когда налогоплательщикам принадлежит только часть объекта (доля в жилище), то налог начисляется пропорционально этой доле. Имущественное обязательство для наследника начинается с момента государственной регистрации его права на собственность.[[40]]

Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет, где находится (зарегистрирован) объект налогообложения.[[41]]


Земельный налог является местным налогом и регулируется гл. 31 НК РФ. Налог введен в целях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.[42]

Правовое регулирование налога осуществляется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога.[[43]] Так же нормативными правовыми актами и региональными законами могут вводиться налоговые льготы[[44]], устанавливаться основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Плательщиками этого налога являются физические лица, у которых есть земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.[[45]]

Объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог.

Согласно п. 2 ст.389 НК РФ [[46]] определяется список видов земельных участков, не являющихся объектом налогообложения.

Налоговой базой  налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством РФ, в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, определены различные ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой доле и по каждому владельцу доли отдельно.

Так же налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых им органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.