Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2.Виды налогов c физических лиц в Российской Федерации
3.Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.2.Направления совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 37 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом.[[59]]
Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2014 по 2017 гг. наблюдался небольшой рост экономики.
По состоянию на 2017г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. наблюдается уменьшение удельного веса НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет с 21 % в 2014 г. до 18,8 % в 2017г.
В России на сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации системы обложения налогом на доходы физических лиц от фискальной к социальной: систематически совершенствуется механизм обложения НДФЛ. Однако изменения не оказывают существенного воздействия на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика [[60]].
Таблица 5.
2014 |
2015 |
Изме-нение за год (+, -) |
Темп дина-мики, % |
|
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ |
12670,2 |
13788,3 |
1118,1 |
108,8 |
Налог на доходы физических лиц |
2688.7 |
2806.5 |
117,8 |
104,4 |
Таблица 5.Динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2015 гг. (млрд. р.) [[61]]
Таблица 6.
2016 |
Изме-нение за год (+, -) |
Темп дина-мики, % |
2017 |
Изме-нение за год (+, -) |
Темп дина-мики, % |
|
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ |
14482,9 |
694,6 |
105,0 |
17343,4 |
2860,5 |
119,8 |
Налог на доходы физических лиц |
3017.3 |
210,8 |
107,5 |
3251.11 |
233,8 |
107,7 |
Таблица 6.Динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016-2017 гг. (млрд. р.) [[62]]
Таблица 7.
Общее количество представленных деклараций формы 3-НДФЛ о доходах 2014,2015 и 2016гг, введенных в информационные ресурсы налоговых органов в отчетном периоде (единиц) |
Общая сумма дохода по проверенным актуальным декларациям из строки 2015 (тыс.руб.) |
Общая сумма предоставленных имущественных налоговых вычетов (документально подтвержденные расходы) по доходам от продажи имущества, по декларациям из строки 2120 (тыс. руб.) |
|
2014 |
7260879 |
5688816710 |
1409515716 |
Изменение за год (+, -) |
461514 |
1502591089 |
416309233 |
Темп динамики, % |
106,8 |
135,9 |
141,9 |
2015 |
7342959 |
5760043443 |
1459038009 |
Изменение за год (+, -) |
82080 |
71226733 |
49522293 |
Темп динамики, % |
101,13 |
101,25 |
103,51 |
2016 |
7398938 |
7071861615 |
1039366670 |
Изменение за год (+, -) |
55979 |
1311818172 |
-419671339 |
Темп динамики, % |
100,76 |
122,77 |
71,236 |
Таблица 7.Динамика результатов проведенных в отчетном периоде камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ [[63]]
В соответствии с показателями из Таблицы 5, можно сделать вывод, что количество представленных деклараций формы 3-НДФЛ о доходах 2014,2015,2016гг, введенных в информационные ресурсы налоговых органов в отчетных периодах 01.01.2015/01.01.2016/01.01.2017 периодах физическими лицами стабильно растет, но прирост не существенный. В 2016году рост составил 0,76% относительно 2015года, а если сравнить 2014 и 2013год, то в 2014году прирост составил 6,8%. Это показывает, что в недавнем прошлом рост количества деклараций был больше.
Общая сумма дохода по проверенным актуальным декларациям имела существенный скачок в 2014 более 35,9% и 2016году – 22,77%. Застой прироста показателя наблюдался в 2015году рост составил всего 1,25%. [[64]]
Общие суммы предоставленных имущественных налоговых вычетов (документально подтвержденные расходы) по доходам от продажи имущества, по декларациям показывали за 2014-2016гг разнонаправленные показатели роста и убыли. В 2014году относительно 2013года рост составил 41,9%, а в 2016году убыль по показателю достигла -28,7%. Данный показатель отчасти связан с наблюдающимся кризисом и застоем в экономическом развитии в Российской Федерации, увеличением инфляции и снижением роста реальной заработной платы и несопоставимым с этим показателем ростом цен на товары.
Можно сделать вывод, что налог на доходы физических лиц является важным элементом системы налогообложения в РФ. И налоговые поступления от данного налога составляют существенный показатель от налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. Так же в трудные годы, при спаде экономики выявлено изменение показателя налоговых поступлений по этому налогу в сторону сокращения. И выявлено, что плательщиками предоставляется с каждым годом все больше деклараций, по которым увеличивается общий показатель дохода, заявленный в декларациях. НДФЛ нужен государству для проведения своей политики, предоставлению гражданам экономических благ, исполнению своих функций.
3.Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Существует много сложностей, связанных с налогообложением имущества как экономического, так и политического характера. В Российской Федерации на сегодня существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также он ограничен проблемами администрирования данных налогов.
Проблемы налогообложения земли и имущества: во многих случаях проведенная кадастровая оценка земель и имущества завышена, методы по урегулированию споров по кадастровой оценке требуют дальнейшей доработки, фактически отсутствует свободный рынок земли. Так же есть проблемы по администрированию данных налогов, связанные с неэффективными затратами временных, финансовых трудовых ресурсов налоговых органов.
В РФ есть значительное число земельных участков, без четких границ, т.е. они не определены и не имеют правообладателя, и соответственно не проходили государственную регистрацию, вследствие чего не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.
Программа «АИС Налог-3 ПРОМ» для администрирования ФНС имущественных объектов физических лиц требует доработки, существует огромное количество проблем, как со стороны правильности начислений, так и со стороны формирования правильных квитанций и платежных документов по оплате налогов. Существует проблема плохого понимания системы налогообложения физическими лицами, многие совершенно не знают основ Налогового Кодекса Российской Федерации и установленных нормативно-правовыми актами правил, ограничений и способов оплаты налогов, начислений налогов, методов и способов урегулирования спорных ситуаций. Многие не понимают, как взаимодействуют РОСП, Росреест, ЗАГС, Кадастровая палата, и другие государственные органы и муниципальные органы с системой ФНС. Существуют проблемы в корректном и своевременном оповещении плательщиков с помощью требований по уплате недоимок по налогам и задолженностей по пеням, и информированию плательщиков о судебных приказах, находящихся на исполнении. Программа «АИС Налог-3 ПРОМ» требует существенных доработок, что позволит улучшить контроль за исполнением обязанностей по уплате налогов и по взысканию неуплаченных недоимок. Существует проблема выявления плательщиков, не заявивших о своих доходах и не задекларировавших его.
Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:
- заметная тяжесть налогового бремени;
- нестабильность, запутанность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы;
- однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное использование стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности посредством налогов;
- значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, приводящее к спаду производства, снижению предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы. Также приводящее, к массовому стремлению предпринимателей и населения к сокрытию доходов, усилению социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность РФ, когда дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, с одной стороны, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.
В условиях повышения предельной ставки налога на доходы физических лиц особую актуальность приобретают проблемы закрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицом доходам.
Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов налога.[[65]]
Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных налоговых льгот или изменить их действие и учет при налогообложении, очень часто в программе «АИС Налог-3 ПРОМ» «слетают» льготы, и плательщикам опять производят перерасчет налогов за 3года по полной стоимости налогов без льгот. Физическим лицам часто приходится на протяжении всего года контролировать информацию по льготам, для того, чтобы им не начислили налог неправильно и в полной сумме.
Думается, что нужно менять систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не посредством налоговых льгот, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и государственные служащие.
Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление пяти налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков.