Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1.Экономическое содержание и основные элементы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.2.Виды налогов c физических лиц в Российской Федерации

2.Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.1.Анализ поступлений налога на имущество, транспортного налога и земельного налога с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.2.Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

3.Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Существует много сложностей, связанных с налогообложением имущества как экономического, так и политического характера. В Российской Федерации на сегодня существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также он ограничен проблемами администрирования данных налогов.

Проблемы налогообложения земли и имущества: во многих случаях проведенная кадастровая оценка земель и имущества завышена, методы по урегулированию споров по кадастровой оценке требуют дальнейшей доработки, фактически отсутствует свободный рынок земли. Так же есть проблемы по администрированию данных налогов, связанные с неэффективными затратами временных, финансовых трудовых ресурсов налоговых органов.

В РФ есть значительное число земельных участков, без четких границ, т.е. они не определены и не имеют правообладателя, и соответственно не проходили государственную регистрацию, вследствие чего не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

3.2.Направления совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

Можно сделать вывод, что налогообложение физических лиц по имущественным налогам и ндфл имеет множество проблем. Проблемы есть во всех областях, соприкасающихся с нашей системой налогообложения. Это и не знание плательщиками основ налогообложения, не умение отстаивания своих налоговых прав, и трудоемкость, не эффективность и сложность, бюрократизм администрирования налогов ФНС. Нет эффективного взаимодействия между муниципальными органами и государственными органами, входящих в систему налогообложения. Существуют проблемы в экономике, в территориальном делении муниципальных образований, слишком много реквизитов КБК, ОКТМО и везде разные счета для платежей.

3.2.Направления совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Основные направления проводимой в Российской Федерации налоговой политики в области налогообложения доходов физических лиц должны быть следующими:

  • введение прогрессивной шкалы подоходного налога с граждан (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);
  • установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов;
  • легализация теневых доходов;
  • улучшение координации работы налоговых органов с МВД РФ и Следственным комитетом РФ с целью повышения эффективности налогового контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет;
  • сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
  • улучшение программного обеспечения «АИС Налог-3 ПРОМ» для налоговых инспекторов для администрирования налогов, в связи с огромным количеством недоработок программного обеспечения.

Налог на доходы физических лиц может приносить значительные поступления, только если у населения будут высокие доходы. Кроме того, налог основан на декларировании личных доходов граждан. А, соответственно, налог предполагает выработанное отношение к его уплате как к исполнению общественного долга и соответствующее понимание социальной справедливости. В этом смысле имеет значение уровень социальных расходов государства, который, безусловно, должен быть довольно высоким. Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.


Таким образом, государство является плательщиком разнообразных потребностей его граждан за счет налогов. Необходимость сохранить объем доходов бюджетной системы и снизить налоговую нагрузку на экономику предполагает выявление и использование дополнительных финансовых ресурсов.

Налог на доходы физических лиц относится к важному элементу налоговой системы любого государства. В России он занимает более скромное место в доходной части бюджета, чем в развитых странах, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже.

Данная ситуация, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы.[[66]]

Налог на доходы связан с потреблением, и он либо стимулирует потребление, либо сокращает его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между социальной справедливостью налога и его экономической эффективностью. То есть необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом.

По мере совершенствования налоговой системы государство, как правило, все чаще предоставляет льготы определенным слоям населения, с тем, чтобы смягчить социальное неравенство.

Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета может быть больше, если устранить из налогового законодательства отдельные несоответствия научным принципам налогообложения, неясности, противоречия, дающие возможность налогоплательщикам в ряде случаев уклоняться от уплаты налога и не позволяющие налоговым органам эффективно осуществлять администрирование налога на доходы физических лиц.


Одной из первоочередных задач по оптимизации налогового администрирования в части совершенствования гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, является изменение порядка предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. И если проблема порядка предоставления стандартных налоговых вычетов в основном решена поправкой в ст. 218 НК РФ, [[67]] предоставившей всем налоговым агентам, а не только работодателям, право предоставлять стандартные налоговые вычеты, то проблема изменения порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов далека от своего решения и гораздо более серьезна по последствиям.

На сегодняшний день социальные и имущественные налоговые вычеты налогоплательщикам могут предоставлять только налоговые органы и многие финансовые работники убеждены, что такой порядок необходимо сохранить. Это позволяет, по их мнению, более тщательно подходить к каждому случаю возврата. Однако это приводит к ряду негативных последствий.

Государственный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы предоставить налоговым агентам право предоставлять все виды налоговых вычетов.

Данный подход должен соответствовать следующим классическим принципам налогообложения: принципу удобности, предполагающему, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика: принципу экономии, заключающемуся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Применительно к современным условиям, принцип удобности должен учитывать затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена А. Смита эти затраты для граждан были минимальными, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными, и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога.

Принцип экономии применительно к современным условиям требует сокращения затрат государства (главным образом налоговых органов) на единицу взимаемого налога и уменьшения затрат общественного труда на уплату налога.

При предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов налоговыми агентами, затраты общественного труда уменьшаются примерно в 8 раз по сравнению с действующим порядком предоставления налоговых вычетов налоговыми органами. Экономия общественного труда налицо.


Налогоплательщикам в данном случае не надо будет тратить время на сбор Справок о полученных доходах, поскольку вычет будет предоставляться по мере получения дохода налогоплательщиком от данного налогового агента в течение календарного года, на визит в налоговый орган, на заполнение и сдачу налоговой декларации, при этом существенно упрощается вся процедура предоставления налогового вычета.

Налогоплательщику достаточно подать в бухгалтерию своей организации заявления о предоставлении налогового вычета, о возврате налога и приложить документы, подтверждающие право на эти вычеты.

При этом предоставление налоговых льгот бухгалтериями организаций или индивидуальными предпринимателями для них не обременительно.

Исходя из количества налоговых агентов, состоящих на налоговом учете и представивших сведения о доходах физических лиц, в среднем один налоговый агент предоставит в год один из указанных налоговых вычетов. Это практически неощутимо для бухгалтерии и удобно для налогоплательщиков и налоговых органов.[[68]]

При этом в гл. 23 НК РФ [[69]] рекомендуется сохранить норму, дающую право налогоплательщику обратиться за предоставлением налоговых вычетов не по месту работы, а в налоговый орган по месту жительства. Выбор места предоставления налоговых вычетов должен остаться за налогоплательщиком.

Кроме этого, если высвобожденных налоговых инспекторов направить на осуществление контрольных функций (проведение выездных и камеральных налоговых проверок), то значительно возрастут как показатели охвата налоговых агентов налоговыми проверками, так и результативность контрольной работы налоговых органов в целом.

Получение льгот по налогу на доходы физических лиц в налоговых органах при подаче налоговой декларации по итогам года ущемляет права налогоплательщиков, так как для них важно получать льготу ежемесячно при расчетах по заработной плате, а не в следующем году после подачи налоговой декларации, ее обработки налоговым инспектором, изучения всех представленных документов. Хотя для бухгалтерии проще не предоставлять налоговые вычеты, для работника взаимоотношения с бухгалтером организации, в которой он работает, являются более эффективными, чем с сотрудниками налоговых органов.

Другой серьезной проблемой является проблема контроля налоговыми органами за самостоятельным исчислением суммы налога и представлением деклараций о доходах физическими лицами, получившими доходы от экономии на процентах за пользование заемными средствами, от продажи имущества организациям и индивидуальным предпринимателям, доходы в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.


Налоговые органы не имеют сведений о количестве физических лиц, получивших доходы от экономии на процентах за пользование заемными средствами, потому что согласно положениям ст. 212 НК РФ [[70]], исчисление налоговой базы по указанным доходам производится налогоплательщиком самостоятельно, в связи, с чем налоговый агент не исчисляет указанный доход и не сообщает о нем в сведениях о доходах на законных основаниях. В связи с этим контроль налоговых органов за уплатой налогов с указанных доходов носит случайный характер, а это недопустимо.

Представляется, что введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в настоящее время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует еще больший рост конвертных схем выплаты доходов, что негативно скажется на поступлениях налога в бюджет.

Например, в США достаточно долгое время действует система кредитных историй, в которых фиксируются все задолженности налогоплательщика по уплате налогов, а также количество штрафов и иных взысканий. Недобросовестность плательщика может послужить поводом для отказа в выдаче кредита, что существенно утяжеляет современную жизнь. В России очень долгое время считалось подвигом не платить налоги, и недобросовестность налогоплательщика никаким образом не сказывалась на его обычной жизни. В РФ система кредитных историй ввелась банками для отслеживания количества кредитов, выданных тому или иному налогоплательщику. При отсутствии единых баз данных и соответствующих информационных технологий в налоговых органах о включении в кредитные истории информации о платежах налогоплательщиков в бюджет в настоящее время говорить более чем преждевременно. Однако данная мера могла бы стать существенным стимулом налогоплательщикам уплачивать налоги своевременно и в полной мере.

НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить, что кардинальных изменений за это время не произошло. В основном реформированию подвергались суммы налоговых вычетов и порядок их представления, корректировались некоторые ставки и виды доходов.

Несмотря на все разногласия, касающиеся перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений в порядке налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается постепенное реформирование, заключающееся в приведении налога в соответствие с современными реалиями: необходим пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. Что касается других перспектив реформирования, то необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.