Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1.Экономическое содержание и основные элементы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.2.Виды налогов c физических лиц в Российской Федерации

2.Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.1.Анализ поступлений налога на имущество, транспортного налога и земельного налога с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.2.Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

3.Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Существует много сложностей, связанных с налогообложением имущества как экономического, так и политического характера. В Российской Федерации на сегодня существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также он ограничен проблемами администрирования данных налогов.

Проблемы налогообложения земли и имущества: во многих случаях проведенная кадастровая оценка земель и имущества завышена, методы по урегулированию споров по кадастровой оценке требуют дальнейшей доработки, фактически отсутствует свободный рынок земли. Так же есть проблемы по администрированию данных налогов, связанные с неэффективными затратами временных, финансовых трудовых ресурсов налоговых органов.

В РФ есть значительное число земельных участков, без четких границ, т.е. они не определены и не имеют правообладателя, и соответственно не проходили государственную регистрацию, вследствие чего не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

3.2.Направления совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что физические лица – резиденты являются населением страны, в которой живут и которой производят уплату налогов в бюджет. А бюджет государства предназначен для исполнения возложенных обществом на него социальных, экономических, политических, военных, законодательных, контрольных и многих других функций. От поступлений налогов в бюджет, от ставок по налогам не в последнюю очередь зависит благосостояние людей, проживающих в стране.

Налог на доходы физических лиц является одним из основных по значимости налогов в Российской Федерации, это федеральный налог, который формирует большую долю налоговых доходов региональных бюджетов.

В бюджетном кодексе прописано, что зачисление 70% поступлений по этому налогу идет в бюджет субъекта РФ, 20% в бюджеты муниципальных районов и 10% зачисляются в бюджеты поселений.

НДФЛ и имущественные налоги с физических лиц призваны обеспечить государство финансовыми ресурсами для решения социально-экономических проблем общества, предоставлять обществу общественные блага. Данные налоги не только инструмент сбора с физических лиц денежных средств, но и механизм макроэкономического регулирования, позволяющий государству и обществу развиваться и переходить на новые этапы экономического, социального развития.

Но на сегодняшний день сбор данных налогов в малой степени способствует справедливому перераспределению экономических благ в обществе, слабо влияет на сокращение разрыва по доходам между бедными и богатыми слоями населения. Не в последнюю очередь из-за этого в стране сложились экономически неоправданные различия в доходах работников, работодателей, регионов, в разных видах экономической деятельности, что породило значительную дифференциацию в доходах россиян.

Государство при правильном научном подходе может и должно проводить такую налоговую политику в стране, которая будет способствовать росту благосостояния граждан, развитию экономики, инвестициям в развитие новых предприятий, вводу и разработке новаций и инноваций. Политику, которая поможет населению и экономике в кризисы быстрее выйти из падения и стагнации. Но часто государству приходится увеличивать ставки по налогам, налоговую нагрузку на население неоправданно высоко, просто потому что так легче всего собрать больше денег в бюджет, а не анализировать состояние экономики, работу налоговых органов, законодательство, чтобы решать гнетущие проблемы в системе, решение которых эффективнее повысит сборы налогов не методами экспансии, а интенсификации.


В связи с этим, исследование вопросов налогообложения физических лиц, понимание механизма сбора и действия имущественных налогов, НДФЛ с населения, анализ динамики поступлений данных налогов в бюджеты и их роль по сравнению с остальными налогами, и исследование сопутствующих этому проблем становится особенно актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблем в сфере налогообложения физических лиц посвящено во многих научных трудах как отечественных, так и зарубежных авторов.

Например, А.Смитом, А.Лаффером Д.Риккардо, Д.М.Кейнсом, разрабатывались основы теории налогообложения. Значимый вклад в развитие теории внесли труды Р.Макконнелла, П.Самуэльсона, М.Фридмана и многих других. Среди русских ученых, оставивших след в данной сфере можно выделить Н.Тургенева, И.Озерова Ф.Менькова.

Цель исследования состояла в научном исследовании существующих в Российской Федерации имущественных налогов, ндфл с физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями и их экономическое влияние.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть социально-экономическое содержание имущественных налогов и ндфл с физических лиц, определив их место в реализации задач социальной, экономической политики государства Российской Федерации;
  2. рассмотреть виды имущественных налогов и налог на доходы физических лиц, механизм их сбора и законодательные основы начисления и уплаты данных налогов;
  3. проанализировать динамику поступлений налога на имущество, транспортного, земельного налога с физических лиц и ндфл в консолидированный бюджет Российской Федерации;
  4. выработать основные направления по совершенствованию имущественных налогов и НДФЛ с целью нарастить налоговые поступления от данных налогов в бюджетную систему Российской Федерации и усилить социализацию данных налогов и улучшить их экономическое воздействие.

Объект исследования. Объектом исследования выступают имущественные налоги и налог на доходы физических лиц

Предмет исследования. Предметом исследования является экономическое значение налогов с физических лиц

Методологической и информационной базой исследования явились: монографии, научные статьи зарубежных и отечественных авторов в области налогообложения по имущественным налогам и налогу на доходы, налогового планирования в целях налогообложения; фундаментальные положения теории налогообложения и налоговой политики; федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ и субъектов РФ; Internet ресурсы; данные, полученные автором в ходе исследований.


Так же использовались материалы из Налогового Кодекса РФ часть 1 и часть 2, в связи с тем, что налогообложение в основном законодательно регламентировано именно в данном кодексе.

1.Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1.Экономическое содержание и основные элементы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти...»[[1]]. Государству для исполнения своих функций нужны финансовые средства, которые оно получает с помощью налоговых поступлений. Ввиду этого, государство не имеет возможности существовать без налогов. Управление экономикой, обороной, судами, таможней, охраной порядка, бесплатным медицинским обслуживанием и образованием - вот несколько из тех направлений расходов бюджета государства, финансирование которых в большой степени зависит от сбора налогов.

Невозможно представить себе существование страны без сбора налогов, налоги относятся к одному из признаков государства. Все это придает налогу комплексное содержание [[2]].

Налог, являясь законодательно установленной категорией, имеет ясное сформулированное определение, сущность и содержание, нормативное закрепление которых, является обязательным условием для реализации государством и муниципальными образованиями своей деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество разных трактовок определения налога. Например, русские ученые рассматривали данную категорию как «принудительные денежные взносы частных хозяйств»[[3]], «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных»[[4]], «принудительные сборы постоянного характера»[[5]].


Сегодня налог имеет законодательно установленное содержание. Определение налога дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[[6]]

Данное определение содержит следующие основные признаки:

  • обязательность;
  • безвозвратность и безвозмездность;
  • денежный характер;
  • публичное предназначение.[[7]]

Налогообложение граждан в разных странах основывается на сопоставимых принципах. Первый, это участие каждого гражданина в обязательном порядке в поддержке государства с помощью части своих доходов, второй — обеспечение населению государством определенного набора экономических благ. Нарушение данного баланса отношений в сторону государства может привести к нежеланию плательщиков платить налоги, к попыткам сокрытия ими значительной части доходов. Государство должно «беречь» своих плательщиков, ибо их нельзя лишать платежеспособности. 

«Экономическая сущность налогов выражается через их функции, которые реализуются в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика»[[8]]. Функция (лат. function – исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого – либо объекта в данной системе отношений.  С точки зрения крупнейшего советского экономиста В. П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории – проявление ее сущности в действии, то есть выражение общественного назначения данной экономической категории» [[9]]. 

Функции налогов имеют тесную связь с действием налогового права, с реализацией на практике его регулятивных свойств, а также с местом в правовой системе государства и его ролью.

Функций налогов осуществляют наиболее существенные, основные черты правовых механизмов налогообложения и нацелены на достижение конкретных задач.

В настоящее время выделяют четыре основные функции налогов (рис 1).

 Рисунок 1.

Рис 1. Функции налогов [[10]]


В налоговых отношениях государства с гражданами находит выражение действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Действия, которые осуществляются в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны быть обязательно проанализированы на предмет их возможных социальных последствий. Повышение государством налогов с населения способствует увеличению доходов бюджета только на один налоговый период, так как уже в следующем году налоговая база для их уплаты может резко сократиться. Уменьшение налогов с граждан производит стимулирующее действие на рост доходов населения, рост производства товаров и услуг, на увеличение потребления, и, как следствие, всех налоговых поступлений. 

Налоги с физических лиц относятся к одному из экономических рычагов государства, посредством которого оно пытается решить разные задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; облегчения положения наибеднейших защищенных категорий населения.[[11]]

Налог на доходы физических лиц – федеральный налог, которым облагается доход физических лиц, полученный в календарном году.[[12]]

Налог на доходы физических лиц имеет большие возможности воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет при помощи системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения, вычетов стимулировать стабильные доходы бюджета за счет изменения ставок налога при росте заработков граждан. Кроме этого, тяжесть бремени НДФЛ во многом характеризует уровень обложения и другими налогами. [[13]]

Место НДФЛ в налоговой системе РФ определяется следующими факторами:
• налог является индивидуальным, т. е. его объектом является доход, полученный лично плательщиком; 
• налог регулярно и стабильно поступает в доходы бюджета, что важно с точки зрения пополнения доходов бюджетов; 
• основной способ взимания налога на доходы физических лиц у плательщика является довольно простым и эффективным механизмом контроля над своевременностью перечисления средств в бюджет. [[14]]

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество, земельный налог и транспортный налог с физических лиц. [[15]]