Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Экономическое значение и теоретические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1.Экономическое содержание и основные элементы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.2.Виды налогов c физических лиц в Российской Федерации

2.Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.1.Анализ поступлений налога на имущество, транспортного налога и земельного налога с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.2.Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

3.Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1.Проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Существует много сложностей, связанных с налогообложением имущества как экономического, так и политического характера. В Российской Федерации на сегодня существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также он ограничен проблемами администрирования данных налогов.

Проблемы налогообложения земли и имущества: во многих случаях проведенная кадастровая оценка земель и имущества завышена, методы по урегулированию споров по кадастровой оценке требуют дальнейшей доработки, фактически отсутствует свободный рынок земли. Так же есть проблемы по администрированию данных налогов, связанные с неэффективными затратами временных, финансовых трудовых ресурсов налоговых органов.

В РФ есть значительное число земельных участков, без четких границ, т.е. они не определены и не имеют правообладателя, и соответственно не проходили государственную регистрацию, вследствие чего не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

3.2.Направления совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

Такие органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о земельных участках, расположенных на их территории, правах и сделках с землей, зарегистрированных в этих органах, а также сведения о владельцах земельных участков. Эти сведения сообщаются в налоговый орган в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.[[47]]

Относительно органов, которые осуществляют ведение государственного земельного кадастра, и органов муниципальной власти НК РФ определена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признающихся объектами налогообложения.

В соблюдения прав налогоплательщиков кадастровая стоимость данных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения общественности. Порядок и форма уведомления налогоплательщиков о стоимости земельных участков определяются органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоговым периодом является один календарный год.[[48]]

Земельный налог уплачивается по ставкам, которые устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования или региональными законами городов федерального значения. По общему правилу земельный налог может исчисляться по ставке, не превышающей 1,5%. Согласно ст.394 НК РФ отдельные категории земельных участков могут облагаться по ставке не превышающей 0,3%.[[49]]

Особенностью налогообложения земельных участков является  большой перечень предоставляемых налоговых льгот, гарантированный ст.395 НК РФ.[[50]] Сумму земельного налога исчисляют налоговые органы, затем Инспекции направляют сводное налоговое уведомление и плательщик обязан его оплатить.

Можно сделать вывод, что в РФ все объекты собственности и доходы физических лиц облагаются налогами. У всех налогов законодательно прописаны все элементы налога, срок уплаты, механизм исчисления налогов и т.д. Налогообложение физических лиц постоянно видоизменяется, улучшается законодательство, программное обеспечение по администрированию налоговыми органами тоже претерпевает изменения в лучшую сторону. Но изменения, например ввод стоимостной оценки имущества и земельных участков по кадастровой стоимости привнесли новые проблемы в систему налогообложения. С этими проблемами еще предстоит разобраться. Например, разработка действенного и простого для плательщиков регламента по урегулированию вопросов по спорам о несогласии с оценкой кадастровой стоимости объектов. Потому, что сейчас во многих случаях кадастровая стоимость может быть завышена, что приводит к увеличению неправомерной налоговой нагрузки на плательщиков. И чтобы доказать обратное, плательщику нужно долго и упорно добиваться от разных государственных органов пересмотра кадастровой стоимости и соответственно начислений налогов по данным объектам.


2.Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

2.1.Анализ поступлений налога на имущество, транспортного налога и земельного налога с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

Налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

Таблица 2.

2016 г.

2017 г.

Темп роста (с поправкой на инфляцию), %

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Доходы бюджета в т.ч.

27746,7

100

30640

100

106,5

налоговые доходы

16308,8

58,8

19277,6

62,9

114

страховые взносы на обязательное социальное страхование

6036,6

21,8

6523,9

21,3

104,2

неналоговые и прочие доходы

5401,2

19,5

4838,5

15,8

86,4


Таблица 2. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в 2016-2017гг.[[51]]

В настоящее время в соответствии с Таблицей 2 налоговые поступления составляют почти 63% от объема доходов консолидированного бюджета РФ по статистике за 2017год.[[52]]

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему является подсистемой налогового администрирования, представляющей из себя практически самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков, находящихся под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов по имущественным налогам физических лиц в бюджет РФ в 2014–2017 гг. Расчеты сведем в аналитические таблицы 3 и 4.

Таблица 3.

2014

2015

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

12670.2

13788.3

1118.1

108,8

налог на имущество физических лиц

27.1

30.3

3.2

111,6

транспортный налог с физических лиц

90.3

109.8

19.5

121,6

Земельный налог

175.3

185.1

9.8

105,6

Таблица 3.Динамика поступлений налоговых доходов по имущественным налогам с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2015 гг. (млрд. р.) [[53]]

Из аналитических таблиц 3 и 4 видно, что налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2017 году, которое составило 19,75 % по сравнению с предыдущим 2016 годом, в связи с оживлением экономики после снижения в 2015—2016 гг.

Таблица 4.

2016

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

2017

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

14482.9

694.6

105,0

17343.4

2860.5

119.75

налог на имущество физических лиц

36.1

5.8

119.2

52.2

16.1

144.69

транспортный налог с физических лиц

109.2

-0.6

99.5

127.6

18.4

116.87

Земельный налог

176.4

-8.7

95.3

186

9.6

105.45


Таблица 4.Динамика поступлений налоговых доходов по имущественным налогам с физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016-2017 гг. (млрд. р.) [[54]]

В целом за анализируемые 4 года, налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ возросли на 36,9 %, что в денежном эквиваленте составило 4673.2 млрд. руб.

Рост налоговых поступлений был сформирован в условиях крайне волатильной конъюнктуры на основные товары сырьевого экспорта, ввода внешних ограничений и общего замедления экономики: в реальном выражении (т. е. с учетом инфляции), он составил 19,9 %, в то время как накопленный за 5 лет рост ВВП только 1,2 % (рис. 2).

Рисунок 2.

Рис. 2. Темпы роста налоговых поступлений и ВВП [[55]]

Поступления налоговых доходов по имущественным налогам с физических лиц в консолидированный бюджет РФ увеличились больше всего за счет транспортного налога, прирост за 2017г составил 16,9% относительно 2016года, что в денежном эквиваленте составило 18.4 млрд. руб. Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдалась в 2016 году по транспортному налогу на 0,5% или -0.6 млрд. руб., по земельному налогу на 4,7% или -8.7 млрд. руб., а по налогу на имущество физических лиц возник прирост поступлений на 19,2% или 5.8 млрд. руб.

Наибольший показатель роста за 2017г наблюдается у поступлений по налогу на имущество физических лиц в сравнении с 2016г прирост составил 44,69% в денежном эквиваленте 16.1 млрд. руб.

Наименьшие темпы роста налогов демонстрируют поступления земельного налога в 2017г по сравнению с 2016г – 105,4%, сумма прироста поступлений которого составила 9,6 млрд.руб. По данной группе общая сумма увеличения платежей физических лиц в 2017г в сравнении с 2016г составила 44,5 млрд.руб. (1/3 общей суммы прироста поступлений налогов на имущество). Заметим, что существенный рост налоговой нагрузки на население за счет имущественных налогов (на 24,6%) имел место на фоне и отчасти способствовал снижению реальных располагаемых доходов населения в 2017 г. по сравнению с 2016 г.[[56]]

В целом за анализируемые 4 года, налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ по транспортному налогу с физических лиц возросли на 41,33 %, что в денежном эквиваленте составило 37.3 млрд. руб.

По налогу на имущество физических лиц поступления увеличились на 92,74 %, в денежном эквиваленте 25.1 млрд. руб.

По земельному налогу поступления возросли на 6,11% или на 11 млрд. руб.


Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трех ключевых групп факторов: изменения налогового законодательства, влияния экономических факторов и налогового администрирования.

Фактор изменений налогового законодательства в 2017г по сравнению с 2016г остается на достаточно стабильном уровне и занимает примерно 37% в общем приросте налоговых поступлений и достигается, в частности, за счет постепенного перехода на кадастровую оценку объектов имущества в целях налогообложения.[[57]]

Влияние экономического фактора сокращается: с 44 до 33%. Данная тенденция обусловлена последовательным сокращением давления инфляционного фактора. Если в 2016 году инфляция снизилась до 5,4% и составила 26% от прироста налоговых поступлений, то за четыре месяца 2017 года – всего 18% за счет ее дальнейшего снижения.

Основную поддержку экономическому фактору оказывает рост фонда заработной платы (плюс 6,3% по итогам 2016 года и плюс 5,5% оценка 2017 года), который вносит вклад в динамику поступлений НДФЛ (плюс7,5% по итогам 2017 года и плюс6,6% за четыре месяца 2017 года).

С учетом изменения влияния экономического и законодательного факторов на рост налоговых поступлений все более определяющее влияние оказывает налоговое администрирование. Если в 2016 году за счет налогового администрирования было обеспечено около 20% прироста налоговых поступлений, то в 2017 году – уже 1/3.

Рост эффективности стал возможен, прежде всего, за счет создания новой цифровой модели налогового администрирования, основанной на современных технологиях, таких как BigDаta[58] и других. Это позволяет Службе внедрять новые инструменты налогового администрирования, основанные на риск-ориентированном контроле.

2.2.Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014-2017гг.

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период с 2014 по 2017гг имеет большую долю всех доходов и составляет практически одну четвертую, а именно 18,8 % от налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.