Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Процесс распределения и использования прибыли на предприятие).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования прибыли предприятия
1.1 Понятие прибыли и особенность ее формирования в современных условиях
1.2 Процесс распределения и использования прибыли на предприятие
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли на примере ООО "Ситимакс"
2.1 Основные экономические характеристики ООО "Ситимакс"
2.2 Формирования прибыли на ООО "Ситимакс"
2.3 Влияния факторов на формирование прибыли в ООО "Ситимакс"
Определим влияние факторов, имеющих решающее значение для прибыли, по следующему методу.
1. С целью установления влияния объема продаж на прибыль следует результат предыдущего периода, умноженный на изменение объема продаж. Основная методологическая сложность определения этого фактора связана с трудностями определения изменения объема продаж. Правильный путь состоит в том, чтобы определить изменения в объемах путем сопоставления отчетности и контрольных показателей, выраженных в естественных или условно-натуральных измерителях.
Это возможно, когда продукты однородны. В большинстве случаев реализуемые изделия по своему составу неоднородны, и необходимо проводить сравнения по стоимостной величине. Для обеспечения сравнимость данных и устранение влияния прочих факторов необходимо сопоставить текущие и базовые объемы продаж, выраженные в одних и тех же ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
Чтобы привести продажи за отчетный период к сопоставимым, необходимо знать индекс изменения цен на товары, работы, услуги. Пересчет производится путем деления объема реализации отчетного периода на индекс цен реализации изменений. Этот расчет не совсем корректен, так как цены на реализуемую продукцию меняются в течение всего отчетного периода.
В данном случае объем продаж за аналогичный период в ценах базисного года составил 7882,89 тыс. руб. (14741/1, 87). Из-за этого изменения чистая продажа за период составила 53,47% (7882,89/14741*100%), т. е. произошло снижение продаж на 46,53%.
Таким же образом, в 2018 году общий объем продаж за отчетный период, в ценах базисного года составил 7266,99 тыс. руб. (22019/3, 03). С учетом этого изменения чистая продажа за период составила 33% (7266,99/22019*100%), т. е. произошло сокращение объема продаж на 67%.
За счет сокращения объемов реализации продукции в 2017 году снизились доходы от реализации товаров, работ, услуг:
409 * (-0,4653) = -190,31 тыс. руб.
Точно так же, в 2018 году:
355 * (-0,67)=-237,85 тыс. руб.
2. Влияние ассортиментной структуры прибыли на продажи определяется сравнением результатов отчетного периода, рассчитанных на основе цен и затрат в базисном периоде, с базовой прибылью, пересчитанной на изменение объема продаж.
Прибыль за отчетный период на основании себестоимости и цены базисного периода можно определить с любой степенью условий следующими способами:
- выручка от реализации за отчетный период в ценах базового периода 7882,89;
- фактически реализована продукция, рассчитанная исходя из себестоимости (5762*0,5347) = 3080,94;
- затраты за базовый период 437;
- управленческие расходы базисного периода 0;
- прибыль за финансовый период, рассчитанная на основе затрат и базисных цен (7882,89-3080,94-437-0) = 4364,95.
Таким образом, влияние изменений в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж в 2017 году:
4364,95 - (152*0,5347) = 4283,68 тыс. руб.
Таким же образом рассчитываться на 2018 год
Прибыль за отчетный период на основе себестоимости и цены базисного периода:
- выручка от реализации за отчетный период в ценах базового периода 7266,99;
- фактически реализованная продукция, рассчитанная на основе себестоимости (12210*0,33) = 4029,3;
- затраты за базовый период 2122;
- административные расходы, базисного периода 0;
- прибыль за финансовый период, рассчитанная на основе затрат и базовых цен (7266,99-4029,3-2122-0) = 1115,69.
Таким образом, влияние изменений в структуре диапазона результатов прибыли от продаж в 2018 году:
1115,69-(409*0,33) = 980,72 тыс. руб.
Расчет показывает, что состав продаж к 2018 году увеличивает долю продукции с более низким уровнем рентабельности.
-
- Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сравнив себестоимость реализованной продукции за отчетный период с затратами базисного периода, рассчитанными на изменение чистой выручки:
12210-(5762*0,5347)=9129,06 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции в 2017 году растет, и поэтому прибыль от реализации продукции снизилась на такую же величину.
Точно так же, в 2018 году:
17959-(12210*0,33)=13929,7 тыс. руб.
Себестоимость реализованных товаров в 2018 году увеличилась, следовательно, прибыль от реализации снизилась на такую же сумму.
-
- Влияние изменений в прибыли коммерческих и административных расходов определяют путем сопоставления их значений в текущем и базисном периодах. В связи с увеличением размера затрат в 2017 году прибыль снизилась на 1685 тыс. руб. (2122- 437). В 2018 году прирост за счет увеличения коммерческих затрат снизился на 1583 тыс. руб. (3705-2122)
- Для оценки влияния цен от реализации товаров, работ, услуг к 2017 году с целью изменения прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженный в ценах текущего и базисного периода, то есть,:
14741 - 7882,89 = 6858,11 тыс. руб.
В 2018 г.:
22019-7266,99=14752,01 тыс. руб.
Совокупное влияние всех этих факторов мы оказываем в группе табл. 10.
Таблица 10
Факторный анализ прибыли от продаж
Показатели |
2017г. |
2018г. |
Изменение объема продаж |
-190,31 |
-237,85 |
Изменение структуры ассортимента проданной продукции |
4283,68 |
980,72 |
Изменение себестоимости |
-9129,06 |
-13929,7 |
Изменение коммерческих расходов |
-1685,00 |
-1583,00 |
Изменение цен от реализации |
6858,11 |
14752,01 |
Влияние всех факторов |
137,42 |
-17,82 |
Значительный рост себестоимости реализованной продукции был обусловлен в основном ростом цен на закупаемое оборудование. Кроме того, снижение прибыли привело к снижению продаж. Негативное влияние этих факторов компенсировалось ростом цен на реализуемую продукцию. Таким образом, резервами увеличения прибыли организации являются увеличение объема продаж, понижение коммерческих расходов и себестоимости.
Один из важнейших факторов, оказывающих влияние на прибыль компании, являются затраты, представляющие собой затраты материальных, трудовых и экономических ресурсов, в денежном выражении, которые используются для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Понятие "затраты" шире, чем понятие себестоимость, соответствующее стоимости простого воспроизведения, эксплуатационных затрат для конкретного производителя.
При этом себестоимость реализованных товаров, работ и услуг воспринимается и выражается в денежной форме совокупных затрат на производство и реализацию. Компания планируется, регистрируется и анализируется по следующим ключевым показателям эффективности:
- расходы на регулярную деятельность по поэлементном разрезе.
- цена на продажу, производственная и полная.
- затраты на 1 руб. продукции в двух вариантах: производственной и полной.
- калькуляция на отдельные продукты. При расчете затрат на производство изделий по статьям калькуляции в его состав включаются расходы, при условии, что отраслевое руководство по планированию, учету и анализу.
При расчете себестоимости по экономически однородным элементам затрат в ее состав включаются следующие затраты: материальные затраты, амортизация, затраты на трудовые отчисления на социальные нужды и прочие затраты. Взаимосвязь между различными экономическими факторами в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В разных отраслях промышленности она разная, это зависит от специфики отрасли.
В анализе затрат использованы, в частности, такие показатели затрат труда на 1 руб. продукции (зарплатоемкость), затраты на амортизацию 1 руб. продукции (амортизациеемкость), доля материальных затрат в общих затратах и др.
Анализ затрат на рубль товарной продукции определяет непосредственную взаимосвязь между себестоимостью и прибылью, так как разница между ценой и затратами - это прибыль.
Анализ динамики прибыли и затрат на рубль реализации представлен в таблице 11.
Таблица 11
Анализ динамики прибыли и затрат на один рубль реализованной продукции, тыс. руб.
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
|||||
Показатели |
|||||||||
2018 |
2017 |
2018 |
2018 г. к 2017г. ,% |
2017 г. к 2016г. ,% |
2018 г. к 2016г. ,% |
||||
г. к |
г. к |
г. к |
|||||||
2017г |
2016 |
2016 |
|||||||
1 .Выручка от продаж |
6351 |
14741 |
22019 |
7278 |
8390 |
15668 |
49,37 |
132,11 |
246,66 |
2.Себестоимость |
5762 |
12210 |
17959 |
5749 |
6448 |
12197 |
47,08 |
111,90 |
211,68 |
3 .Коммерческие расходы |
437 |
2122 |
3705 |
1583 |
1685 |
3268 |
74,60 |
385,58 |
747,83 |
4.Прибыль от продаж |
152 |
409 |
355 |
-54 |
257 |
203 |
-13,20 |
169,08 |
133,55 |
в т.ч.: |
|||||||||
5.1Себестоимость реализованных товаров на 1 руб.выручки (2/1) |
0,91 |
0,83 |
0,82 |
-0,01 |
-0,08 |
-0,09 |
-1,68 |
-8,58 |
-10,11 |
5.2Коммерческие расходы на 1руб. выручки (3/1) |
0,07 |
0,14 |
0,17 |
0,02 |
0,07 |
0,10 |
17,42 |
108,51 |
144,84 |
6.Прибыль от продаж на 1руб. выручки (4/1) |
0,02 |
0,03 |
0,02 |
-0,01 |
0,00 |
-0,01 |
-40,42 |
13,98 |
-32,10 |
Как видно из таблицы 11, в 2017 и 2018 годах по сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение общих затрат на единицу продукции, что негативно сказывается на выручке от реализации единицы продукции. Данные изменения произошли из-за повышения коммерческих затрат в структуре себестоимости.
Затраты на рубль товарной продукции влияют следующие факторы:
- изменение структуры ассортимента. Затраты не идентичны для отдельных видов продукции, поэтому изменение доли отдельных наименований в общем объеме приводит к изменению затрат на рубль продукции по всей компании.
- изменить уровень себестоимости. Снижение затрат на один рубль продукции исполнять правила экономии, приводящими к снижению затрат, и наоборот.
- изменения цен на сырье. Если цены растут, растут затраты. - изменение цен на продукцию. Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается путем цепных подстановок, в зависимости от затрат на производство и реализацию продукции и по товарной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыли - это основной показатель для оценки финансово- хозяйственной деятельности компании. В данной работе рассматриваются основные понятия прибыли, ее виды, источники и резервы повышения. Основные аспекты управления доходами и рентабельностью на примере ООО "Ситимакс".
Компания ООО "Ситимакс" была основана в ноябре 2005 года, основным видом деятельности компании является розничная и оптовая торговля отделочными строительными материалами. .
ООО "Ситимакс" является первым поставщиком таких материалов как потолочный плинтус, напольный плинтус, карнизы, лепнина, пороги, углы ПВХ, клеи, герметики, погонажные изделия от производителей kindecor, format, cardinal, asv, decomaster.
Основная цель компании - создать долговременные, выгодные отношений с каждым покупателем.
Основной источник прибыли коммерческого предприятия - это прибыль от основной (торговой) деятельности. Можно сделать вывод, что анализ результатов от реализации продукции это основа управления прибылью и рентабельностью торговых предприятий.
Финансовый результат от обычной деятельности ООО "Ситимакс", которая формируется исключительно за счет прибыли от продажи. Однако за текущий период эта динамика увеличилась на 133,55%, или на 203 тыс. руб. Так, за период 2016 - 2017 гг. от продажи продукции увеличился на 169,08% или на 257 тыс. руб. а в 20172018 г. эта доля снизилась на 58 тыс. руб., или на 14,18%.
По результатам факторного анализа самое большое влияние на увеличение прибыли до налогообложения дало увеличение чистой прибыли (161,11%). Негативное влияние на результат до налогообложения оказало увеличение процентов к уплате (-160,32%) и прочих затрат (-56,35%). Поэтому резервы роста прибыли в компании - это уменьшение прочих расходов и уменьшение процентов к уплате, то есть управление кредиторской задолженностью.
Значительный рост себестоимости реализованной продукции был обусловлен в основном ростом цен на закупаемое оборудование. Кроме того, снижение прибыли привело к снижению продаж. Негативное влияние этих факторов компенсировалось ростом цен на реализуемые товары. Таким образом, резервами увеличения прибыли можно считать рост объема продаж, снижение коммерческих расходов и уменьшение себестоимости продукции.
В целом в компании наблюдается ухудшение состояния пользования имуществом. С одного руб. средств, которые были вложены в активы, компания получила в каждом году меньше прибыли, чем в предыдущем году. Так в 2016 году каждый вложенный в собственность рубль взял почти 16,44 копеек прибыли, то в 2017 году чуть больше 15,58 копеек, а в 2018 году - 1,93 копейки.