Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.(Система местного самоуправления 5).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Предложенная концепция до многообразия расширяет границы понятия об местном самоуправлении. Сюда входят такие как ; общественное, территориальное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.
- Этапы формирования местного самоуправления в России:
1. Местное самоуправление Древней Руси: - догосударственные формы развития самоуправления, это и есть рождение общинного местного самоуправления. Местное же самоуправление рождается там, где только начанают появляются первые союзы общин, которые в свою очередь начинают объединяются на основе политических и экономических интересов на определенной территории.
2. Местное самоуправление в 988-1785г.: в период принятия христианства на Руси и продолжается практически до 18 века. Люди, объединялись в общины на основе своей трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, так же принимали участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.: этот период захватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: это уже советский период государственного развития России. Общественное территориальное самоуправление действовало на территории нашей страны в данный период в самых разнообразных формах. В советский период о под органами местного самоуправления понималось что местное государственные органы публичной власти, которые обладали независимостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти.
5. Местное самоуправление современной России которое продлилось в период с 1990 года по сегодняшний день: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался процесс его реформирования. На федеральном уровне и во всех субъектах Федерации есть законодательная база которая устанавливает статус и правовой режим самоуправления. Так же определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Практически завершено структурирование органов местного самоуправления.
2. Органы и должностные лица городского самоуправления
Важной составной частью системы городского самоуправления являются выборные и другие органы местного самоуправления. Они образуются в соответствии с Федеральными законами „ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Федерации, уставами городов и другими нормативными гнетами, принимаемыми органами городского самоуправления.
Городская Управа иными словами -мэрия в своей деятельности подотчетна городской Думе. Городская Дума же осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам выполнения бюджета города, планов и программ экономического и социального развития города, другим вопросам в пределах ее компетенции, а также за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, находящихся на территории города, правил о создании или преобразовании предприятий и иных объектов рыночной структуры, их размещения на подведомственной территории, соблюдением правил пользования природными ресурсами, экологических, санитарных и строительных норм, договорных обязательств о проведении мероприятий связанных с деятельностью городского самоуправления, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия. Таким образом» городская дума обладает достаточно широкими полномочиями, чтобы контролировать деятельность всех предприятий, учреждений и организаций на территории города.
Предусматривается должность секретаря городской Думы, который
избирается ею из числа депутатов. По статусу секретарь городской Думы является заместителем городского Головы и выполняет задачу но организации работы городской Думы, Городской Голова (мер города) — весшестоящее должностное лицо городского самоуправления. Он избирается населением города на четыре года.
Органами городской Управы являются структурные подразделения городской Управы (департаменты, комитеты, управления, отделы). Они самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении установленных законодательством гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений, организаций.
В городах России используются такие модели местного самоуправления:
- глава города, избираемый населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и являющийся его председателем;
- глава города, избранный представительным органом городского самоуправления из числа депутатов и являющийся одновременно председателем представительного органа;
- глава города, избранный населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления, но не являющийся его председателем: последний избирается депутатами в качестве самостоятельного лица, действующего на освобожденной либо неосвобожденной основе;
- глава города, избранный из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, но не являющийся председателем представительного органа, последний избирается представительным органом;
- глава города, избранный населением, и назначаемый глава городской администрации.
В соответствии с ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федирации органы самоуправления могут формироваться путем выборов и назначения, при этом наличие выборных органов является обязательным статья 14. Таким образом, почти во всех субъектах Федерации имеются выборные органы самоуправления.
Представительные органы состоят из депутатов, избранных непосредственно населением города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выражают волю всего населения города и осуществляют от его имени власть. Выборные представительные органы являются не просто составной частью системы городского самоуправления, они занимают в ней ведущее место, им подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц городского самоуправления. Они обладают правом представлять интересы населения города и принимать от его имени решения, действующие на территории города. Численный состав зависит от размера города, количества жителей, объема работы данного представительного органа и т.д.
Городской представительный орган является постоянно действующим органом городского самоуправления. Его функции включают в себя:
-обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
-управление муниципальной собственностью;
-обслуживание и социальная защита населения;
-защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка;
-защита интересов и прав городского самоуправления.
Полномочия представительного органа можно разделить на две группы:
1. Полномочия по закреплению его статуса и депутатов.
Сюда можно отнести утверждение регламента, внесение в него изменений и дополнений; избрание и освобождение от должности председателя, заслушивание отчетов о его работе; образование, избрание и упразднение постоянных и временных комитетов (комиссий); утверждение структуры штатов и оплаты труда аппарата и так далее.
2. Полномочия по решению вопросов местного значения.
В городах в зависимости от численности и компетенции представительного органа создаются следующие комтеты или комиссии:
-
- по законности
- по бюджету и налогам
- по делам молодежи
- по регламенту
- по образованию и здравоохранению
- по промышленности, транспорту и связи
- по вопрсам социальной политики и культуры
- по вопросам дорожного хоз.и благоустройства и наблюдательными
эти комиссии, как представительный орган с вою очередь может создавать и временные комиссии. Эти временные комиссии работают по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера, когда они заканчивают свои обязанности они закрываются решением представительного органа городского самоуправления, которые и создали эти самые коммиссии.
Депутат городского самоуправления должен работать только на общественных началах.
В законодательстве утверждаются возможностью императивного мандата, который проявляется в поручениях конкретного депутата и в возможности отзыва населением. Нужно обеспечивать реальную связь депутатов с населением, для и создан был институт отзыва. Тогда тогда люди смогут контролировать деятельность депутатов, но и реализовать свое право, которое закрепленное в статье 3 Конституции РФ — право существлять свою власть посредственно, через органы государственой власти и местного самоуправления. По заданию Центральной избирательной комиссии творческим коллективом под руководством профессора С.А. Авакьяна был разработан модельный закон о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления. Он утвержден на заседании Центральной избирательной комиссии в декабре1998 г. До этого времени законы об отзыве депутатов представительного органа местного самоуправления были приняты только в 14 субъектах РФ.
Обращения депутата к Думе, главе самоуправления, заместителям главы администрации, к руководителям расположенных на территории города органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности вносятся в письменной форме и оглашаются на заседании Думы.
Для организационного, правового, информационного и хозяйственного обеспечения деятельности представительного органа создается аппарат, структура и штатная численность которого устанавливается им непосредственно по предложению ее председателя и с учетом мнений постоянных комитетов .
Глава города наделяется собственной компетенцией.
Он обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов управления городом, по руководству администрацией и осуществлению контроля, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий представительного органа. Он подченен населению города и так к представительному органу. В свою очередь он несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. При этом он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города.
Глава города реализовывает свои полномочия путем принципа единоначалия и в пределах своего авторитета и издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования.
В целях обеспечения взаимодействия представительного и исполнительного органов городского самоуправления глава города может назначать своих представителей в представительный орган.
Еще одиним органом городского самоуправления мощно назвать администрацию. Она является исполнительно—распорядительным органом, для реализации функций управления социально — экономическими процессами развития контретного города.
Глава города, который возглавляет администрацию несет ответственность за ее деятельность перед городским представительным органом и городским сообществом. Он так же определяет структуру, штаты и фонд оплаты труда администрации в пределах средств, которые предусмотренны городским бюджетом на эти цели. Не везде, в уставе городов, указано, имеет ли право городской представительный орган участвовать в формировании администрации.
Структура городской администрации и штатное расписание определяется главой самоуправления города в пределах утвержденных Думой бюджетных средств" статья 159. Как видим, в данном случае представительному органу отведена довольно скромная роль.написано выше, согласно Конституции РФ население вправе самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, в частности и администрации города, исходя из этого предполагается и участие представительного органа в формировании администрации путем утверждения ее структуры. С другой стороны, если администрация города подотчетна населению города и представительному органу в пределах его компетенции, то значит, они должны принимать непосредственное участие в ее формировании.