Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.(Система местного самоуправления 5).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следуя из этого и исторического опыта нашей страны, наиболее удачным для системы местного самоуправления я считаю вариант, при котором сохраняется приоритет представительных органов над исполнительными, выражающийся не только в подотчетности администрации города представительному органу самоуправления, но и в его участии при формировании администрации. Речь идет лишь об ограничениях, сдержках со стороны другой власти, четком установлении полномочий.

Деятельность администрации, помимо устава, регулируется регламентом и специальным положением.

В составе администрации создаются территориальные, отраслевые и функциональные структурные подразделения в форме управлений, комитетов и отделов. Структура каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельным Положением.

Функциональные структурные подразделения (комитеты, отделы) образуются с целью обеспечения деятельности администрации в целом, в том числе для экономического и правового обеспечения управления городским хозяйством. Их деятельность возглавляют соответственно председатели и заведующие.

Администрация города по предмету своей деятельности может издавать правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ, уставу города и правовым нормативным актам представительного органа. Субъектами этого права являются глава города и руководители структурных подразделений.

Глава города принимает правовые акты нормативного характера — постановления, правовые акты ненормативного характера — распоряжения, и акты, регулирующие трудовые отношения — приказы. Руководители территориальных и отраслевых структурных подразделений администрации в пределах своей компетенции издают распоряжения — правовые акты по вопросам деятельности подразделения и подведомственных предприятий и учреждений, и приказы — акты, регулирующие трудовые правоотношения. Руководители функциональных структурных подразделений администрации по всем вопросам своей деятельности издают приказы.

Глава города может отменить правовые акты руководителей структурных подразделений, и правовые акты, которые подписал ранее, в следующих случаях: если нарушено действующее законодательство, Устав города и решения городского представительного органа; противоречий ранее принятым правовым актам; отсутствия материального или финансового обеспечения для выполнения правового акта.

Подведем итог, администрация как исполнительно—распорядительный орган города осуществляет управление муниципальным хозяйством, имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает проекты плана социально — экономического развития и бюджета города, проект схемы управления городом, структуру органов городской администрации и положений о них, выполняет другие функции. По вопросам своей деятельности издает правовые акты. РФ состоит из ее равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты РФ – устав. Конституции и уставы субъектов должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имею верховенство на всей территории РФ. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов РФ положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепленным в Конституции РФ и ФЗ об общих принципах.


Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы, и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

ФЗ об общих принципах закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

Создание самой эффективной системы местного самоуправления в РФ - процесс очень долгий и емкий. Но ,можно сказать, что сегодня уже были сделаны серьезные шаги в законодательном обеспечении местного самоуправления на уровне субъектов РФ, в частности в Ростовской области проработаны в тех или иных нормативных актах практически все аспекты местного самоуправления. Тем не менее, чтобы действовала вся система законодательства о местном самоуправлении необходимо проработать законодательную базу в муниципальных образованиях.

2. Проблемы и перспективы российского законодательства. О местном самоуправлении.

Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » сыграл большую роль в процессе становления главного института народовластия. Он вместил в себя все конституционные нормы. Этот законодательный акт проложил правовую базу формирования демократической местной власти, вместе с этим практика показала и его слабые стороны, нечеткость ряда его норм.

Стоиттак же обратить внимание на отсутствие представления о целях и задачах местного самоуправления в Российской Федерации на сегодняшний день ее развития. Ведь Конституция РФ определяет местное самоуправление как форму народовластия, составляющую одну из основ конституционного строя. В силу этих конституционных положений можно сказать о местном самоуправлении как об элементе государственного устройства, самостоятельном уровне осуществления публичной власти в государстве, поскольку и государственная власть, и муниципальная власть есть разновидности единой публичной власти, имеющей своим источником народ. Норма, которая закрепленна в статье 12 Конституции РФ, о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает лишь организационное обособление данного уровня власти, необходимость учета специфики ее реализации, заключающейся в праве жителей самостоятельно решать местные дела, но отнюдь не отделение местного самоуправления от государства.

Эта теория власти местного самоуправления была характерна многим современных странам. В них это признается одним из самых основных свойствах демократического государства, и только через это народ участвует в управлении его делами. Однако ни Конституция РФ, ни ФЗ об общих принципах не втискивают в себя достаточно четкую и контректную роль и место местного самоуправления в системе государственного устройства, а также основы сотрудничества государственной власти и местного самоуправления.


На сегодняшний день так и не решены вопросы которые касаются компетенции местного самоуправления. Утварждение местного самоуправления в РФ в качестве особого уровня публичной власти неизбежно предполагает определение ее целей, задач, функций, компетенции. Можно сделать вывод что, законодательно должно быть определено, какие именно вопросы публичного характера решаются на уровне местного самоуправления, какими полномочиями наделяются его органы. Для комплектования законодательства о местном самоуправлении этот вопрос является наисобо важнейшим. Если не определить компетенцию местного самоуправления, не как не ответить на вопросы: какой же вариант организационной структуры местного самоуправления в том или ином муниципальном образовании наиболее скомплектован, чтобы более эффективно справиться с установленными для него полномочиями; какой объем материальных и финансовых ресурсов необходим для их достижения; в чем может и должна состоять содействие местного самоуправления со стороны государства и т.п.

Наше действующее законодательство о местном самоуправлении, не может получить четкий ответ ни на один из указанных вопросов. Так в статье 6 ФЗ об общих принципах, закрепляющая в 30-ти пунктах вопросы местного значения, не определяет, как необходимо понимать эту формулировку, чем вопросы местного значения отличаются от вопросов государственного значения, что из перечисленного в этой статье изначально входит в компетенцию местного самоуправления, а какие вопросы относятся к государственным полномочиям, закрепленным за органами местного самоуправления в силу тех или иных обстоятельств. Эту статью нужно кардинально изменить. Эта статья называется "Предметы ведения местного самоуправления", в ее тексте предметы ведения заменяются на "вопросами местного значения" - термином, который, включает в себя и предметы ведения. То есть направления или сферы деятельности, и полномочия местной власти. Можно привести пример,

-к вопросам местного значения отнесено комплексное социально-экономическое развитие и принятие и изменение уставов муниципальных образований

Некоторые проблемы были связаны с нечетким определением системы местного самоуправления . Местное самоуправление, есть важная часть системы государственного устройства, также она представляет собой определенную систему взаимопомощи элементов, которые нуждающихся в конкретным воспроизведении их в блоке всех нормативных правовых актов. Есть возможность рассмотреть вопрос о том, что же на самом деле представляет собой - система местного самоуправления. Единого же подхода к ее определению пока так и не нашлось. Так, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев обусловили свою систему местного самоуправления - как комплексность организационных форм, в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. По каждому из элементов системы местного самоуправления субъекты Российской Федерации приняли специальные нормативные правовые акты. Нормы муниципального права строятся в определенную систему, совпадают с элементами системы местного самоуправления


2. Авторы данной теории признают, что элементами системы местного самоуправления могут являются не только организационные формы его осуществленя но и, местные финансы, муниципальная собственность.

3. То есть под системой местного самоуправления авторы понимают совокупность его субъектов, что также вряд ли можно считать адекватным ее понятием.

Конечно же, систему такого очень сложного, комплексного социального института, как местное самоуправление, можно определять, руководствуясь различными критериями. Несмотря на это, когда речь идет о местном самоуправлении как объекте правового регулирования, следует говорить о целостности общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности местных территориальных коллективов по самостоятельному и ответственному решению закрепленных за ними вопросов местного значения, устанавливаемых и регулируемых нормами права. В настоящее время имеется достаточно аргументов для следующего утверждения:

- данные нормы консалидируются в рамках особой отрасли российского права - муниципального права. В силу многочисленности и непохожести общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, они разворачиваются в различные комплексы, в сопряжении составляющие систему местного самоуправления, и в зависимости от их специфики должно осуществляться правовое регулирование местного самоуправления.

Так же существует ряд и других проблем законодательного обеспечения местного самоуправления.

Первым и наиболее многообещающим шагом в разрешении проблем я думаю что является внесение изменений в действующий ФЗ об общих принципах. По этому поводу существуют множества мнений.

  1. Нужна новая редакция Закона.
  2. На упоминавшемся совместном заседании сессии муниципальных образований было даже принято специальное решение о том, что новая редакция Закона об общих принципах не нужна, а необходимо внести, так сказать, "точечные" изменения и дополнения в Закон.

И светаки дело не в том, какими терминами применить акт восстановление главного федерального закона о местном самоуправлении. К тому же "новая редакция" - понятие относительное. Иногда в нормативный акт вносится ряд незначительных поправок, а он выходит в "новой редакции". В других же случаях существенные изменения закона новой его редакцией не оформляются. Поэтому вопрос о новой редакции Закона об общих принципах можно и не поднимать и спор вести по существу - какие изменения необходимы в содержании этого акта. "Они не должны касаться его основных понятий и норм" - утверждается в решении VII сессии Конгресса муниципальных образований РФ. Так что такое "основные понятия и нормы"? Если это положения, дублирующие нормы Конституции РФ, то их нельзя трогать, они составляют правовой каркас Закона и обеспечивают его демократическую направленность. Но вряд ли можно оправдать запрет на возможные изменения других норм Закона, если они расплывчаты, многозначны, внутренне противоречивы и не восприняты практикой.


3. Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в РФ

В своей статье О.Берг «О структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного самоуправления» предлагает создать систему модельных законов субъектов РФ в области местного самоуправления (модельного муниципального кодекса). Основой такого кодекса автор видит повышение юридико-технического уровня законов субъектов в области местного самоуправления, и минимизирование материальных и трудовых затрат на разработку этого кодекса. Может подготовка такого кодекса позволит единообразию законодатольства всех субъектов в области местного самоуправления, что в конечном счете будет благоприяствовать устранению разногласий законодательства субъектов РФ федеральному законодательству. Между тем, создание такой системы макетных законов позволит избежать недоговоренности внутри законодательства субъекта РФ. Естественно, такой кодекс должен быть доделан на уровне субъекта с учетом исторических и иных местных традиций.

Хотя в субъектах РФ уже доделаны и приняты некоторые законы в сфере местного самоуправления, и создание такой системы модельных законов может показаться нецелесообразным, но законодательство в области местного самоуправления находится в постоянном развитии и такая система может найти практическое применение.

Затем надо перейти к предложениям что бы внести изменения и в основной закон о местном самоуправлении. Авторы некоторых статей говорят о проблеммах законодательного обеспечения местного самоуправления, видя в основе проблемы в этих занонах.

Если думать логически об этом законе,то нужно расширить и уточнить термонологию, то нужно ввести новые понятия, такие как : структура органов местного самоуправления, компетенция муниципальных образований, и муниципального правоввого акта.

И только после этого необходимо найти и деффиринцоровать ведущие полномочия в области местного самоупраления и муниципального правового акта.

В свою очередь требует конкретике статья 10 это ФЗ в котором говорится об общих принципах и о праве муниципальных образований "в целях взаимосвязи в своей деятельности и более оперативного осуществления своих прав и интересов организовать объединение в форме ассоциаций или союзов которые в свою очередь подлежащот регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций". Из выше перечисленного , межмуниципальный союз состоит в основном в политической сфере - где уже есть межмуниципальные образования для защиты местного самоуправления. Эти отношения с федеральными и региональными властями,участвуют в определении государственной политики и в области местного самоуправления, помощь при прохождении выборов и др. По Закону получается , что делать этого нельзя.