Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Процесс формирования организационной культуры).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры предприятия
1.1 Сущность, функции и типы организационной культуры
1.2 Процесс иерархической формирования культурой организационной деятельность культуры
Глава 2 Анализ организационной культуры на примере ОАО «РЖД»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «РЖД»
2.2 Анализ организационной культуры в ОАО «РЖД»
2.3Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры на предприятии ОАО «РЖД»
Эффективную культуру часто формируют при слабом доверии членов коллектива друг к другу. При подобном отношении сделать ее эффективной будет невозможно, так как нельзя будет определить совместные разделяемые ценности. Поэтому, лучше, сначала направить усилия на формирование доверительных отношений. Доверие - это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания [3, с.245].
Степень доверия определяется прозрачностью информации для персонала по ключевым аспектам совместной деятельности (целям, альтернативе, рискам, ресурсам, приоритетам и др.), ее правдивостью. Также доверие зависит от влияния, которое выражается в согласии принять влияние других людей вместе с их целями, методами и оценками, а также передать им часть своего влияния. И, наконец, на доверии сказывается контроль - регулирование и ограничение поведения других людей, которые выражаются в принятии взаимозависимости или односторонней зависимости от определенного субъекта.
Нередко за работу над формированием эффективной культуры принимаются в тот момент, когда в коллективе царят такие настроения, как паника, уныние, равнодушие или тревожность. В такой момент члены организации не в состоянии рассуждать о ценностях. Необходимо сначала вселить в людей хотя бы надежду, а потом придать им уверенности, добиться эмоционального подъема и энтузиазма.
Работа по формированию эффективной организационной культуры не должна заканчиваться выявлением нужных и общих ценностей и целей и подбором персонала.
После того, как будут выявлены базовые ценности, способствующие развитию бизнеса и в наибольшей степени соответствующие интересам сотрудников и окружению организации (клиентам, партнерам, конкурентам, другим организациям, с которыми взаимодействует организация, от которых зависит, на которых оказывает влияние), приступают к завершающей стадии формирования организационной культуры: культуру формализуют в виде документа. Документ может называться по-разному: Кодекс корпоративного поведения, Идеология организации, Декларация о ценностях и т.п. В нем перечисляют подобные ценности, дается объяснение, почему именно они разделяемы членами коллектива и оберегаемы ими. Также кратко формулируются основные принципы взаимоотношений с окружением, выработанные на основе этих ценностей.
Безусловно, управление организационной культурой не сводится только к выявлению ее профиля и к формулировке идеологии фирмы. Декларация о ценностях не должна остаться просто декларацией. Ее содержание должно стать потребностью каждого члена организации, его внутренним стержнем.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что организационная культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды. Организационная культура - одна из самых действенных средств привлечения и мотивации сотрудников. Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании, именно от его мировоззрения, профессионального опыта и жизненной позиции зависит атмосфера, царящая в коллективе. Формируя организационную культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно лишь создать условия, в которых она будет развиваться. Очевидно, что культура поведения человека в высокой степени зависит от типа личности, точно также как организационная культура зависит от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.
Глава 2 Анализ организационной культуры на примере ОАО «РЖД»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «РЖД»
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидерοв железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозοк;
- высокие финансовые рейтинги;
- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
- большая научно-техническая база;
- проектные и строительные мощности;
- значительный опыт международного сотрудничества.
ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 гοда №585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 гοда №384.
1 октября 2003 гοда - начало деятельности ОАО «РЖД».
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансοʙой стоимость активοв 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2016 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектοв недвижимости (включая земельные участки).
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Группа ОАО «РЖД» фокусируется на развитии пяти ключевых направлений:
- транспорт и логистика;
- пассажирские перевозки и сервис;
- развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- международная деятельность и социальная политика;
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозοк;
- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Виды деятельности:
- грузοвые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектοв инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление услуг социальной сферы
- прочие виды деятельности.
Рассмотрим организационную структуру предприятия ОАО «РЖД» на рисунке 2.
Рисунок 2- Организационная структура ОАО «РЖД»
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директорοв ОАО «РЖД».
2.2 Анализ организационной культуры в ОАО «РЖД»
Для обеспечения спроса промышленных предприятий и населения на оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, бесперебойной и безаварийной работы железнодорожного транспорта в подотделе выстроена определенная система управления, которая включает в себя следующие основные элементы:
1. Еженедельное подведение общих итогов работы, определение и постановка задач на предстоящую неделю посредством проведения селекторных совещаний с руководителями предприятий и станциями подотдела с анализом и планированием объемов и качества работы;
2. Периодическое рассмотрение и обсуждение вопросов безопасности движения поездов, принятие мер по снижению браков в работе;
3. Ежемесячное подведение итогов производственной и хозяйственной деятельности, выполнения заданных экономических показателей с разработкой мер по улучшению работы подотдела и достижению задач, поставленных вышестоящим руководством отделения дороги;
4. Организация и выполнение контрольных функций по содержанию технических средств посредством периодических осмотров хозяйства подотдела с выездом на линейные предприятия и станции;
5. Участие в рабочих и профсоюзных собраниях трудовых коллективов с рассмотрением вопросов трудовой и хозяйственной деятельности, социальных вопросов;
6. Организация работы и контроль над ходом выполнения мероприятий по подготовке к работе железнодорожного транспорта в зимних условиях;
7. Планирование путеремонтных работ на предстоящий летний период, организация их выполнения;
8. Курирование развития инфраструктуры железнодорожного транспорта подотдела и промышленных предприятий с взаимодействием с руководителями хозяйств смежных отраслей промышленности по решению общих вопросов;
9. Рассмотрение и организация перевозочного процесса при образовании новых промышленных объектов с соответствующим увеличением промышленной продукции и объемов заказов на транспортные услуги;
10. Участие в совещаниях, проводимых городской администрацией по решению вопросов социального и общегородского характера, касающихся работы транспорта.
Объем денежных средств, направленных на оплату труда работников и выплаты социального характера представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Структура денежных средств, направленных на оплату труда работников и выплаты социального характера, тыс.руб.
Показатель |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
Изменения |
Изменения |
|||
факт к плану 2016 |
2016 г. к 2015 г. |
|||||||
план |
факт |
+/– |
% |
+/– |
% |
|||
Всего доходов |
млрд. руб. |
1 288,30 |
1 358,40 |
1 366,00 |
7,6 |
0,56 |
77,7 |
6,03 |
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги |
млрд. руб. |
1 109,10 |
1 205,10 |
1 206,50 |
1,4 |
0,12 |
97,4 |
8,78 |
грузовые перевозки |
млрд. руб. |
1 003,10 |
1 088,80 |
1089,3 |
0,5 |
0,05 |
86,2 |
8,59 |
предоставление услуг инфраструктуры |
млрд. руб. |
87,2 |
96,2 |
96,7 |
0,5 |
0,52 |
9,5 |
10,92 |
предоставление услуг |
млрд. руб. |
11,4 |
12,7 |
12,4 |
–0,3 |
–2,36 |
1 |
8,63 |
локомотивной тяги |
||||||||
пассажирские перевозки |
млрд. руб. |
7,4 |
7,4 |
8,1 |
0,7 |
9,86 |
0,7 |
9,26 |
Доходы от прочих видов деятельности |
млрд. руб. |
179,2 |
153,2 |
159,5 |
6,3 |
4,11 |
–19,7 |
–10,99 |
Всего расходов |
млрд. руб. |
1 215,60 |
1 298,00 |
1 298,60 |
0,6 |
0,05 |
83,1 |
6,84 |
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги |
млрд. руб. |
1 050,80 |
1 156,80 |
1 151,50 |
–5,3 |
–0,46 |
100,7 |
9,59 |
грузовые перевозки |
млрд. руб. |
933,2 |
1027,8 |
1017,4 |
–10,4 |
–1,01 |
84,2 |
9,02 |
предоставление услуг инфраструктуры |
млрд. руб. |
102,2 |
113,1 |
118,8 |
5,7 |
5,04 |
16,6 |
16,24 |
предоставление услуг |
млрд. руб. |
8,4 |
9,5 |
9,1 |
–0,3 |
–3,16 |
0,8 |
9,52 |
локомотивной тяги |
||||||||
пассажирские перевозки |
млрд. руб. |
7 |
6,3 |
6,2 |
–0,1 |
–1,59 |
–0,8 |
–11,43 |
Расходы от прочих видов деятельности |
млрд. руб. |
164,7 |
141,2 |
147,1 |
5,9 |
4,18 |
–17,6 |
–10,69 |
Всего прибыль от продаж |
млрд. руб. |
72,8 |
60,4 |
67,4 |
7 |
11,59 |
–5,4 |
–7,42 |
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги |
млрд. руб. |
58,3 |
48,3 |
54,9 |
6,6 |
13,66 |
–3,4 |
–5,83 |
грузовые перевозки |
млрд. руб. |
69,9 |
60,9 |
71,9 |
11 |
18,06 |
2 |
2,86 |
предоставление услуг инфраструктуры |
млрд. руб. |
–15 |
–16,9 |
–22,1 |
–5,2 |
30,77 |
–7,1 |
47,33 |
предоставление услуг локомотивной тяги |
млрд. руб. |
3 |
3,2 |
3,2 |
Х |
Х |
0,2 |
6,67 |
пассажирские перевозки |
млрд. руб. |
0,4 |
1,1 |
1,9 |
0,8 |
72,73 |
1,5 |
475 |
Прибыль от прочих видов деятельности |
млрд. руб. |
14,5 |
12 |
12,5 |
0,5 |
4,17 |
–2 |
–13,79 |
Результат от прочих доходов и расходов |
млрд. руб. |
3,8 |
–1,5 |
–1,3 |
0,2 |
–13,33 |
–5,1 |
–134,21 |
Результат от продажи акций дочерних и зависимых обществ |
млрд. руб. |
66,3 |
31,6 |
33,9 |
2,3 |
7,28 |
–32,4 |
–49 % |
Субсидии |
млрд. руб. |
1,9 |
22,8 |
23,2 |
0,4 |
1,75 |
21,3 |
1 121 % |
Прибыль до налогообложения |
млрд. руб. |
76,6 |
58,9 |
66,2 |
7,3 |
12,39 |
–10,4 |
–13,58 |
Чистая прибыль |
млрд. руб. |
16,8 |
5,5 |
14,1 |
8,6 |
156,36 |
–2,7 |
–16,07 |