Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Теоретические основы изучения мотивации трудовой деятельности и адаптационный потенциал сотрудников организаций ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 10
Введение
Актуальность проблемы мотивации труда педагогов трудно переоценить. На сегодняшний день мотивация персонала занимает центральное место в системе управлении персоналом. От того, насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели организации, желание их достигнуть, обеспечить необходимый результат. Это в свою очередь является основой для эффективной работы организации в целом.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Перспективные планы, достойные цели и хорошая организация труда будут малоэффективны, если не будет заинтересованности исполнителей в их реализации, т.е. мотивации.
Для процветания и эффективности работы своей организации руководители должны создавать продуктивную систему стимулирования работников и держать под контролем вопрос управления кадрами.
Проблема адаптации персонала к выполнению своей профессиональной деятельности в организации является одной из актуальных областей исследования в современной психологии. Значимость данной проблемы обуславливается в первую очередь расхождением реального уровня подготовленности выпускников образовательных учреждений и требований практической деятельности. Несмотря на инновационные процессы в образовании, следует отметить, что теоретическая подготовка не всегда соответствуют ожиданиям работодателей, тогда как практические навыки имеют недостаточный уровень сформированности.
Другая часть проблемы состоит в том, что молодые специалисты не выдерживают первых трудностей в профессиональной деятельности, что приводит в конечном итоге к существенным кадровым и экономическим потерям, нарушению преемственности передачи профессиональных знаний и опыта, негативному влиянию на общий уровень профессионализма и компетентности специалистов.
Важным фактором эффективности деятельности специалистов является успешность их адаптации к выполнению своей профессиональной деятельности, которая рассматривается как целостный процесс освоения новых ролей и функций, связанных с особенностями выполнения служебных задач.
В современной психологической науке важным является анализ особенностей факторов и условий успешной психодиагностической адаптации персонала организации, в качестве одного из наиболее значимых факторов выступает адекватная трудовая мотивация.
Таким образом, актуальность обращения к теме «Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации» обуславливается противоречиями между:
— необходимость обеспечения эффективного осуществления профессиональной деятельности и наличием различного уровня мотивации трудовой деятельности у сотрудников организаций;
— необходимость повышения уровня трудовой мотивации и отсутствие эмпирических и теоретико-методологических оснований, которые определяли бы способы, критерии оптимизации мотивации труда в контексте процесса социально-психологической адаптации.
Цель работы – определить особенности трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации.
Объект – трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников детского сада
Предмет – процесс мотивации труда и адаптационного потенциала педагогических работников.
Задачи:
1. Изучить сущность и методы мотивации труда.
2. Рассмотреть понятия и цели адаптации и адаптационного потенциала
3. Дать характеристику психодиагностических методов и их обоснование
4. Охарактеризовать особенности профессиональной адаптации персонала в организации к новому месту работы.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации трудовой деятельности и адаптационный потенциал сотрудников организаций
1.1. Сущность и методы мотивации труда.
Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергично совершать именно те действия, которые приближают организацию к достижению поставленных целей. В связи с этим руководство организации должно выполнять весьма важную функцию - создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.
Мотив – фактор, воздействующий на поведение человека и связанный с необходимостью удовлетворения его конкретных потребностей.
Мотивация – процесс побуждения человека к действию для достижения поставленных перед ним целей.
Трудовая мотивация – целенаправленное воздействие на работника для практического обеспечения им трудовых результатов, запланированных работодателем.
Подсистема мотивации – одна из операционных подсистем системы HR-менеджмента, охватывающая весь комплекс форм и методов мотивационного воздействия на трудовое поведение сотрудника организации.
Мотивационная политика – одно из необходимых направлений кадровой стратегии организации, определяющая стратегические цели в области трудовой мотивации персонала и избранные конкретным работодателем подходы к их практической реализации.
Мотивацию можно определить по-разному. С одной стороны, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. С другой стороны, мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения трудовых обязанностей[1].
Формы мотивации:
- Принуждение
История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания, вплоть до лишения имущества, гражданства и звания.
В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы;
- Поощрение
Материальное поощрение - зарплата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, ссуды на строительство жилья и др.
Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета͵ почетные звания, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.;
- Самоутверждение
Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. К примеру, публикация книги, съемка фильма, получение второго образования и др.
Классификация методов мотивации:
По характеру управленческого воздействия:
- административные методы;
Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.
- экономические методы;
Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
- Социально - психологические методы.
Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п[2].
По характеру удовлетворяемых потребностей работника:
- методы экономической мотивации;
- методы неимущественной мотивации.
По используемому подходу к организации процесса мотивации:
- методы, реализуемые в централизованном порядке;
- методы, реализуемые в децентрализованном порядке.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Задача руководителя состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в том случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. В этом заложен самый главный аспект мотивации персонала. Как показывает практика, навыки сотрудника не принесут результата, если он не заинтересован в нем. Необходимо понять, насколько способен работник выполнить поставленные перед ним задачи, и насколько он мотивирован для их выполнения[3].
Главная цель трудовой мотивации персонала - создание у всех категорий сотрудников организации постоянной заинтересованности не только в добросовестном исполнении установленных должностных функций, но и в обеспечении дополнительных, т.е. незапланированных работодателем трудовых результатов.
Прикладные задачи трудовой мотивации персонала:
- возможность комплексного воздействия на трудовое поведение сотрудника путем использования различных по характеру и целевой направленности форм и конкретных инструментов мотивации;
- создание дополнительных условий для обеспечения позитивного психологического климата в коллективе организации, на который влияют не только абсолютные размеры дохода сотрудников, но и правильная организация механизма соответствующих выплат.
Таким образом, успех мотивации предопределяется комплексным подходом к ней, основанным на глубоком и всестороннем изучении положения дел в организации и мотивационной структуры поведения ее персонала.
1.2. Понятие и цели адаптации и адаптационного потенциала
Адаптация является одним из ключевых понятий в сфере знаний, изучающих человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. Именно поэтому в научной, в особенности русскоязычной, литературе встречается большое число взглядов и мнений на то, что считать адаптацией. В ситуации подобного междисциплинарного разночтения представляется важным уточнения сущности понятия адаптации и связанных с ним понятий, характеризующих личностные особенности.