Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности института коммерческой тайны
1.1. История института тайны в отечественном законодательстве
1.2. Понятие и сущность коммерческой тайны
2. Защита и проблемы правового статуса коммерческой тайны
2.1. Правовая защита коммерческой тайны
Введение
Появление института коммерческой тайны в современной российской правовой системе было обусловлено историческими особенностями ее становления в переходный период от социалистического права к постсоциалистическому.
В условиях государственной экономики достижения, повышающие производительность и эффективность деятельности того или иного предприятия, рассматривались как общенациональное достояние и предназначались к повсеместному внедрению и использованию.
Современная же рыночная экономика ориентирована на то, чтобы частные достижения субъектов экономической деятельности применялись только их обладателями или, по крайней мере, с согласия этих лиц, повышая тем самым конкурентоспособность и прибыль конкретных участников гражданского оборота. Поэтому подобные секреты требуют определенной правовой защиты.
Современная коммерческая деятельность подразумевает наличие определенного рода секретов, которые их обладатели могут защищать на законном основании. Защита коммерческой тайны - одно из современных направлений в информационной безопасности. Однако практика организации защиты коммерческой тайны слабо распространена.
Вопрос сохранения коммерческой тайны становится в последнее время
одним из наиболее актуальных. Это объясняется тем, что ее разглашение
обусловливает множество проблем, начиная от потери активов и клиентов до
различных конфликтов с кредиторами и акционерами
В основном только крупные предприятия вводят у себя режим коммерческой тайны. А те, которые вводят, далеко не всегда в полной мере обеспечивают соблюдение законодательства о защите коммерческой тайны, а, следовательно, не имеют достаточных возможностей в суде отстаивать свои интересы. Например, очень часто встречается, что на форме договора, планируемого к заключению, организации размещают гриф «Коммерческая тайна». Однако это еще совсем не означает, что другая сторона обязана не разглашать эти сведения и обеспечить их защиту.
Кроме того, необходимо отметить проблему затруднительности привлечения к ответственности за разглашение коммерческой тайны. Недостаточный уровень правового регулирования отношений по использованию и распространению коммерческой тайны, а в связи с этим затруднительность механизма реализации ее защиты, обуславливает необходимость приданию данному вопросу особого внимания и актуальности в изучении рассматриваемой темы.
Для защиты коммерческой тайны с потенциальным контрагентом должно быть предварительно заключено соглашение о конфиденциальности, предусматривающее обязанность о неразглашении и специальный порядок передачи сведений, составляющих коммерческую тайну. И только после этого можно требовать сохранения коммерческой тайны в отношении планируемого к заключению договора и, соответственно, при необходимости привлечь к ответственности на законном основании. Простое размещение грифа конфиденциальности на проекте договора ни к чему потенциального контрагента не обязывает.
Одним из главных моментов обеспечения экономической безопасности предприятий становится сохранение коммерческой тайны, требующее наличия конкретного правового механизма. Без отчетливого законодательного определения самого понятия, описания механизма его действия и установления пределов защиты практически невозможно идеальное построение полноценной системы безопасности каждого хозяйствующего субъекта.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – исследование правового режима коммерческой тайны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю института тайны в отечественном законодательстве ;
2.Рассмотреть понятие и сущность коммерческой тайны;
3.Исследовать правовое регулирование коммерческой тайны;
4.Проанализировать правовую защиту коммерческой тайны ;
5.Выявить проблемы правового статуса коммерческой тайны.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при установлении правового режима коммерческой тайны.
Предмет исследования – правовое регулирование института коммерческой тайны и его защиты, проблемы правового регулирования и способы их решения.
Нормативной основой для написания курсовой работы являются такие нормативно-правовые акты, как ГК РФ, ТК РФ, КоАП РФ, ФЗ «О коммерческой тайне» и др.
Теоретической основой для написания курсовой работы являются исследования таких авторов, как Аникеев С.В., Арыстан А.Б.. Афонин С.П., Беловицкий К.Б., Быстренко В.И., Ермишина О.Ф., Жданова В.Л., Жетписов С.К., Иполитова В.П., Киикбаева А.Р., Кирилин А.В., Кришталюк А.Н., Левин А., Отнюкова Г., Плаксин В.А., Попова Е.Н., Сергеев А.П., Смирнов Е.В., Соловьев Э., Талалай М.А., Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю., Фатьянов А.А. и др.
В первой главе курсовой работы исследованы сущность и особенности института коммерческой тайны.
Во второй главе курсовой работы изучены защита и проблемы правового статуса коммерческой тайны.
1. Сущность и особенности института коммерческой тайны
1.1. История института тайны в отечественном законодательстве
Рассмотрим историю становления и развития понятия «коммерческая тайна».
Законодательно урегулировать тайну и ответственность за ее разглашение на Руси впервые взялся Петр I.
До начала XVIII века в нашем отечестве существовала только тайна исповеди, отношения к которой регулировались «Духовным регламентом о праве чина церковного и монашеского».
В Артикуле воинском (1715 г.) и Уставе морском (1720 г.) Петр I регламентирует не только понятие военной тайны, но и первые нормы по защите информации - запрет ее разглашения, под страхом смерти[1].
28 февраля 1720 года Петр I своим указом внедрил обязанность сохранения государственной и служебной тайны: «Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Его Императорского Величества, каждое состоящее в службе лицо обязано хранить свято и ненарушимо и никому не сообщать, кому о том ведать не надлежит, и кому не велено будет объявлять» (Устав о службе гражданской ст. 709)[2].
К середине XIX-началу ХХ века окончательно формируется законодательное регулирование тайны в Российской империи и ответственность за нарушение ее сохранения.
Появляется правовая защита тайны частной жизни, профессиональной тайны врачей, адвокатов, чиновников и нотариусов, фабричной и торговой (коммерческой) тайны[3].
Российское торгово-промышленное право соединило фабричную и коммерческую тайну в единое понятие «промысловой тайны», поскольку они действовали в параллельной системе частноправовых норм.
Эта ситуация сохраняется и по сегодняшний день, так как оба вида деятельности регулируются гражданским законодательством, а термин «промысловая тайна» претерпел изменение и в настоящее время звучит как «коммерческая тайна»[4].
Распространенное утверждение о том, что с 1917 года «коммерческой тайны» в России не существовало, не совсем верно[5].
С окончанием периода «военного коммунизма» и переходом от «революционного правосознания» к правовому регулированию в десятилетний период нэпа советская власть признавала коммерческую тайну частного бизнеса.
С ликвидацией же последнего не стало никаких негосударственных хозяйствующих субъектов, а потому и тайна осталась только государственной[6].
В 1990 году в законе «О предприятиях в СССР» вновь появилось понятие коммерческой тайны (ст. 33):
«1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия.
Виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Советом Министров СССР в целях предотвращения сокрытия предприятием сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.
3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательными актами СССР»[7].
Следует отметить, что указанных выше законодательных актов так и не появилось.
Словосочетание «механизм защиты коммерческой тайны» закрепилось в практической деятельности предприятий, а также стало предметом обсуждения в научной среде с момента принятия Закона СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-I «О предприятиях в СССР».
В декабре 1990 года в РСФСР был принят закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который в п.2 ст. 28 провозгласил, что предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определялся в соответствии с указанным законом руководителем предприятия.
Перечень сведений, которые не могли составлять коммерческую тайну, определялся в тот период Советом Министров РСФСР[8].
Далее 5 декабря 1991 года Правительство России своим Постановлением № 35 установило перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну[9].
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), принятый 21 октября 1994 года, стал серьезной и значимой вехой в развитии информационного права.
Следует сказать, что отечественный законодатель признал информацию самостоятельным объектом права (ст. 128 ГК РФ), дал определение коммерческой и служебной тайны (ст. 139 ГК РФ - сейчас не действует): «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами»[10].
Следует отметить, что ст. 139 ГК РФ в настоящее время не действует, а вместо нее понятие коммерческой тайны сформулировано в Федеральном законе «О коммерческой тайне».
Федеральный закон «О коммерческой тайне» вступил в силу от 29 июля 2004 г. и действует в настоящее время. Благодаря данному закону предприниматели получили законодательную основу на защиту конфиденциальной информации своего предприятия, и меры, которые нужно предпринять для введения режима коммерческой тайны[11].
В соответствии с указанным Федеральным законом коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[12].
Таким образом, мы проследили историческое формирование понятия коммерческой тайны.
На основании вышеизложенного, следует отметить, что со временем, с принятием или отменой тех или иных нормативно-правовых актов менялось и само понятие коммерческой тайны до тех пор, пока не приобрело содержание, использующееся в настоящий момент.
1.2. Понятие и сущность коммерческой тайны
В современной литературе, посвященной вопросам защиты информации, содержится ряд определений коммерческой тайны. Рассмотрим некоторые из них.
Так, например, А. Левин считает, что «коммерческая тайна – это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам»[13].
В.А. Плаксин и Ю.В. Макогон в своей научной работе «Коммерческая тайна: правовые проблемы» (1992 г.) предлагали рассматривать под коммерческой тайной любую информацию предприятия, уничтожение, либо утечка которой, способны нанести ему материальный ущерб[14].
Э. Соловьев в книге «Коммерческая тайна и её защита» определяет коммерческую тайну как намеренно скрываемую деловую информацию о различных сферах деятельности предприятия с целью обеспечения конкурентоспособности и отражения возможных угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта[15].