Файл: Правовой режим коммерческой тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При том, что информация, которая составляет коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, финансово-экономическая, либо другая информация (в том числе, составляющая секреты производства), имеющая действительную или потенциаль­ную коммерческую ценность из-за неизвестности ее иным лицам, к данной информации не имеется правомерного доступа и в её отношении обладате­лем введен режим коммерческой тайны[68]. Но их наполнение не всегда является идентичным.

Рассмотрим пример судебной практики. Общество предъявило требование о взыскании убытков, причиненных разглашением секрета производства бывшим сотрудником. Истец полагает, что ответчику в ходе работы стали известны определенные разработки, исключительное право на которое принадлежит истцу. Ответчик открыл собственную фирму, на сайте которой разместил подробную информацию о продукте и предложил к продаже продукт, идентичный продукту истца, таким образом, ответчик, воспользовался коммерческой тайной компании в своих личных целях, чем и причинил истцу убытки.

Согласно трудовому договору, заключенному между сторонами дела, ответчик принял на себя обязанность сохранять конфиденциальность сведений, указанных в Положении компании о сведениях, составляющих секрет производства. Однако суд решил, что само Положение компании не содержит в себе указания на конкретные объекты, сведения по которым составляют коммерческую тайну, а также в чем заключаются такие сведения.

Чертежи указанного выше оборудования, принадлежащие истцу, не содержат на себе грифа «коммерческая тайна» либо аналогичного ему. Как следствие, суд постановил, что режим коммерческой тайны не может считаться установленным, ввиду невыполнения истцом всех положений ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне», что является самостоятельным основанием для отказа в иске[69].

Исходя из приведенного судебного дела, подробного Положения компании о конфиденциальных сведениях недостаточно для соблюдения со стороны работодателя режима достаточной охраны сведений. Необходимо также нанесение грифа «коммерческая тайна» с указанием наименования и местонахождения юридического лица на материалы, на материальные носители с соответствующей информацией или включение грифа в реквизиты документов[70].

В целом, верное оформление документооборота играет важнейшую роль в доказательственной базе в подобных делах.


Также проблемой, на наш взгляд, является от­сутствие единого перечня сведений, составляю­щих коммерческую тайну.

В ст. 4 Федерального закона о ком­мерческой тайне предусматривается, что право на отнесение информации к информации, составля­ющей коммерческую тайну, и на определение пе­речня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации[71]. Но, очевидно, что невозможно составить единый перечень, поскольку сведения, которые в целом могут составлять коммерческую тайну, являются слишком многоаспектными и разнообразными.

Исключением является ряд сведений, установленный законодателем в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», в отношении которых не допускается установление режима конфиденциальности[72].

Недостаток эффективных элементов защиты ин­теллектуальной собственности мешает формиро­ванию полноценного экономического оборота объектов интеллектуальной собственности, при­водит к недооценке активов компаний, «утечка» информации умоляет их деловую репутацию, в некоторых случаях служит причиной банкротства или поглощения. В России и в других странах «работают» особые фирмы, которые занимаются шпионажем на предприятиях, разведкой и т.д.[73]

В части обеспечения сохранности информации следует основываться
ряд факторов, а именно:

- определение особенностей функционирования организации;

- формулировка дефиниции коммерческой тайны на конкретной организации;

- формирование критериев, по которым информацию следует отнести к категории коммерческой тайны;

- образование уровней доступа к информации;

- создание действенной системы контроля над соблюдением режима конфиденциальности коммерческой тайны;

- определение характера отношений в процессе использования коммерческой тайны между сотрудниками организации и ее контрагентами;

- обеспечение надлежащих условий рабочего места сотрудника, использующего информацию, относящуюся к коммерческой тайне[74].

В качестве рекомендаций, направленных на формирование комплексной системы обеспечения сохранности коммерческой тайны, эффективными будут следующие меры:

- полная аттестация сотрудников на предмет знания механизма работы с информацией, относящейся к коммерческой тайне, и ознакомление с ответственностью (под роспись) за ее разглашение;

- формирование системы контроля над соблюдением режима информации, относящейся к коммерческой тайне;


- формирование системы прогнозов и управления рисками, оценки возможного ущерба и угроз при использовании информации, составляющей
коммерческую тайну;

- совершенствование адекватной системы безопасности в организации;

- сохранение действенной обратной связи между сотрудниками и
администрацией организации[75].

Все это диктует необходимость совершенствования в дальнейшем как законодательства, так и правоприменительной практики в сфере защиты коммерческой тайны[76].

Можно отметить, что в современных условиях владение коммерческой тайной является тем инструментом, который позволяет ее обладателю получить некоторые конкурентные преимущества на рынке, а также привлечь дополнительные инвестиции[77].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Правовой режим коммерческой тайны характеризуется специальными процедурами и правилами обращения с конфиденциальными сведениями, установленными на законодательном уровне, к числу которых относятся содержание сведений, основания возникновения правового режима и предоставления информации, перечень субъектов, которым может быть предоставлена данная информация.

Коммерческая тайна является одним из очевидных атрибутов рыночной экономики. Данный правовой институт защищает экономические интересы собственника информации, стимулирует развитие предпринимательской деятельности, способствует переходу к инновационной модели экономики.

Защита коммерческой тайны является одним из важнейших условий конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, а в некоторых случаях и их выживания.

Главной целью коммерческой тайны является защита интересов предпринимателей. В свою очередь, конкуренция между ними в целом является действенным фактором развития экономики страны. Кроме того, надежная правовая защита коммерческой тайны способствует тому, что в стране будет укрепляться национальная безопасность.

Рассмотрев проблемы правового института коммерческой тайны в РФ,
можно отметить, что одним из главных направлений правовой и экономической политики России должно стать обеспечение действенной защиты коммерческой тайны.

Заключение

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Легальная дефиниция коммерческой тайны содержится в ст. 2 Федерального закона «О коммерческой тайне».


В частности, таковой признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Стоит отметить, что понятие коммерческой тайны за последние годы существенных изменений не претерпевало, причем, как в экономической сфере, так и в законодательной. Однако все большее число хозяйствующих субъектов в последние время ведут работу в том направлении, чтобы обезопасить свой бизнес, обеспечить конфиденциальность информации и в целом усилить экономическую безопасность организации.

Положения о коммерческой тайне содержатся также в ТК РФ, ГК РФ, в КоАП РФ и УК РФ.

Правовой режим коммерческой тайны характеризуется специальными процедурами и правилами обращения с конфиденциальными сведениями, установленными на законодательном уровне, к числу которых относятся содержание сведений, основания возникновения правового режима и предоставления информации, перечень субъектов, которым может быть предоставлена данная информация.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Проблема защиты прав на коммерческую тайну представляет научный и практический интерес. Нарушением права на коммерческую тайну считается завладение третьим лицом неизвестной ему ранее и ценной информацией с помощью нелегальных методов.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично.

Следует отметить, что без четкого законодательного определения самого понятия защиты коммерческой тайны, без описания механизма действия и установления пределов защиты практически невозможно идеальное построение полноценной системы безопасности каждого хозяйствующего субъекта.


Таким образом, рассмотрев проблемы в сфере регулирования данных общественных отношений, необходимо отметить, что обеспечение защиты коммерческой тайны в целом должно стать одним из главных направлений государственной право­вой и экономической политики России.

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Парламентская газета. - 05.08.2004. - № 144.
  6. Аникеев С.В. Некоторые проблемы защиты коммерческой тайны // Вестник Нижегородской правовой академии. - 2017. - № 12 (12). - С. 62-63.
  7. Арутюнян С. Коммерческая тайна как особый объект гражданских прав // Трансформация современной науки в условиях цифровизации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 46-49.
  8. Арыстан А.Б. Коммерческая тайна и секреты производства (ноу-хау) // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2017. - № 12. - С. 129-133.
  9. Афонин С.П., Кубанков Ю.А. Развитие законодательства о коммерческой тайне // Телекоммуникации и информационные технологии. - 2016. - Т. 3. - № 1. - С. 48-50.
  10. Беловицкий К.Б., Николаев В.Г. Ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну // Финансово-экономическое законодательство и его роль в современных реалиях: сб. статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 9-11.
  11. Бондарчук Д. ФАС России разъяснила, когда компании не вправе
    прикрываться коммерческой тайной // ЭЖ-Юрист. - 2018. - № 11. - С. 4-7.
  12. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 2004. – 198 с.
  13. Галиуллина Э.И., Шлычков Д.С. Коммерческая и налоговая тайны. Ответственность за их разглашение // Учетно-контрольные и аналитические процессы в условиях цифровизации экономики. - 2019. - С. 125-130.
  14. Гражданское право / сост. И.Н. Петренко. – М.: Приор, 2017.
  15. Ермишина О.Ф. К вопросу о защите коммерческой тайны экономических субъектов // Вестник СамГУПС. - 2016. - №1 (31). - С. 135-146.
  16. Жданова В.Л., Подмаркова И.П. Правовая защита коммерческой тайны // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. - 2017. - С. 195-198.
  17. Жетписов С.К. Коммерческая и служебная тайна: нормативное закрепление и практика применения // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 3 (19). - С. 525-530.
  18. Иполитова В.П., Байрушин Ф.Т. Коммерческая тайна в истории России // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества: Всероссийская научно-практическая конференция. - 2016. - С. 67-71.
  19. История государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - М.: Былина, 2011. – 241 с.
  20. Киикбаева А.Р. Правовое регулирование механизма защиты прав на коммерческую тайну // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 114-116.
  21. Кирилин А.В. Проблемы правового регулирования коммерческой тайны в современном гражданском законодательстве // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 11 (114). - С. 178-179.
  22. Ковтун С.В. Историко-правовой анализ формирования феномена коммерческой тайны в российском законодательстве // Актуальные проблемы частного и публичного права сборник научных статей магистрантов. - 2019. - С. 48-51.
  23. Кришталюк А.Н. Конфиденциальное делопроизводство и защита коммерческой тайны: курс лекций. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. - 199 с.
  24. Левин А. Секрет фирмы. - М., 1992.
  25. Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. - 1998 . - № 2. - С. 55
  26. Пасечник О.С., Бекирова Р.Ф. Проблемы привлечения к ответственности за разглашение коммерческой тайны // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2019. - № 1. - С. 266-271.
  27. Плаксин В.А., Макогон Ю.В. Коммерческая тайна: правовые проблемы // Государство и право. - 1992. - № 8. - С. 73-80.
  28. Позднышева Н.С. Ключевые проблемы в сфере коммерческой тайны
    // Юридический факт. - 2017. - № 13. - С. 103-108.
  29. Попова Е.Н. Проблемы и противоречия правоприменения законодательства о коммерческой тайне // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в РФ: сб. статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 117-121.
  30. Предпринимательское право / сост. М.И. Платонова. – М.: Приор, 2015.
  31. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М., 2004.
  32. Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. - М.: Главбух, 1995.
  33. Талалай М.А. Коммерческая тайна как объект правовой охраны // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 6 (11). - С. 181-184.
  34. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. - М., 1997.
  35. Фатьянов А.А. Очерк истории развития института коммерческой тайны в российском законодательстве имперского периода и периода возрождения рыночных экономических отношений // Пространство и время. – 2014. - № 4(18). – С. 168-174.
  36. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-17808/2016 // СПС «КонсультантПлюс»
  37. Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-5528 // СПС «КонсультантПлюс»
  38. Определение Московского городского суда от 22.06.2011 по делу № 33-19046 // СПС «КонсультантПлюс»
  39. Решение Калининского районного суда г. Челябинска // https: // hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=https%3A%2F%2Fwww.pro-personal.ru%2Farticle%2F587339-dela-o-razglashenii-kommercheskoy-tayny-sudebnaya-praktika&tld