Файл: Правовой режим коммерческой тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомиров в «Юридической энциклопедии» указывают, что ком­мерческая тайна представляет собой не иначе, как информацию предприятия, значащуюся коммерческой ценностью и охраняемую от третьих лиц собственником[16].

А.А. Фатьянов пишет о том, что коммерческую тайну необходимо рассматривать как информацию, обладающую реальной и потенциальной экономической значимостью для предприятия, неправомерный доступ к которой способен привести предприятие к имуще­ственным потерям либо упущенным экономическим выгодам[17].

Коммерческая тайна, по мнению Н.С Позднышевой, представляет собой совокупность информации, обеспечивающей перспективную деятельность организации, представляет для конкурентов особый интерес, обеспечивает особый набор преимуществ, которые носят скрытый от третьих лиц характер[18].

Следует отметить, что коммерческая тайна - это особый правовой институт, который создает условия для повышения конкурентоспособности хозяйственной деятельности.

В современной рыночной экономике коммерческая тайна рассматривается в двух аспектах:

- с одной стороны, она является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности, а также развития предпринимательства;

- с другой - нередко может являться фактором теневой экономики из-за переходного состояния экономики, несовершенства самих рыночных институтов и нормативной регламентации предпринимательства[19].

В современных российских условиях коммерческая тайна используется
нередко в качестве инструмента теневой экономики, что связано с неэффективностью рыночных преобразований, проводимых в стране, неготовностью самого государства, да и российских предпринимателей к тому, чтобы вести в условиях конкуренции честную хозяйственную деятельность[20].

В соответствии с Федераль­ным законом «О коммерческой тайне» коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или воз­можных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить по­ложение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[21].

В настоящее время, когда действует вышеуказанный Федеральный закон «О коммерческой тайне», указанное понятие коммерческой тайны широко применяется коммерческими организациями в информационной сфере и относится к числу важнейших для обеспечения экономических интересов хозяйствующих субъектов[22].


Основываясь на вышеперечисленные определения, мы можем с уверенностью утверждать, что коммерческая тайна - это охраняемая экономическим субъектом информация, носящая про­изводственно-хозяйственный, управленческий, технологический и иной характер, способству­ющая созданию конкурентных преимуществ на рынке товаров (работ, услуг), утечка или уни­чтожение которых являются угрозами экономической безопасности предприятия.

2. Защита и проблемы правового статуса коммерческой тайны

2.1. Правовая защита коммерческой тайны

Рассмотрим далее вопрос, касающийся правовой защиты коммерческой тайны.

Проблема защиты прав на коммерческую тайну представляет научный и практический интерес.

Следует отметить, что нарушением права на коммерческую тайну считается завладение третьим лицом неизвестной ему ранее и ценной информацией с помощью нелегальных методов[23].

А.А. Фатьянов видит значи­мость в обеспечения защиты коммерческой тайны не только для хозяйствующих субъектов, но и в целом для рынка, для обеспечения его устойчивого развития, для формирования здо­ровых рыночных отношений через создание системы правовой защиты открытий и изобре­тений[24].

Защита коммерческой тайны регулируется ФЗ № 98 «О коммерческой тайне», который регулирует правила установления режима коммерческой тайны и методическую часть организации защиты коммерческой тайны на предприятии.

Помимо вышеуказанного Федерального закона в регулирующие коммерческую тайну законодательные акты входят:

- ТК РФ, который регулирует отношения между работником и работодателем в контексте работы с коммерческой тайной[25];

- ГК РФ (ч. 4, глава 75: регулирует взаимоотношения владельца и контрагента, право на секрет производства и меру ответственности сторон)[26];

- КоАП[27] и УК РФ[28]: в случаях нарушения режима коммерческой тайны (как и требования любого другого федерального закона) должна быть предусмотрена полноценная ответственность[29].


Основанием для защиты правообладателя является нарушение его прав на коммерческую тайну.

Как отмечает Д. Бондарчук, если режим коммерческой тайны установлен в отношении каких-либо сведений, то лицам с ней можно ознакомиться лишь при наличии согласия обладателя коммерческой тайны[30].

В связи с этим, государству в целях повышения эффективности коммерческой тайны следует вести активную работу по совершенствованию механизма противодействия реализации права предпринимателей на сохранение коммерческой тайны.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в области коммерческой тайны и секретов производства (ноу-хау), а также практики его исполнения убеждает в том, что реально защитить нарушенные права на коммерческую тайну представляется сегодня весьма проблематично.

Это происходит потому, что, предлагаемый в гл. 75 части четвертой ГК РФ и Федеральном законе «О коммерческой тайне» механизм защиты прав на коммерческую тайну еще недостаточно разработан применительно к российским условиям и не отвечает потребностям правовой практики, не в полной мере гарантирует защиту субъективных прав и интересов хозяйствующих субъектов в данной сфере[31].

В силу несовершенства действующего механизма отмечается незначительное число обращений правообладателей, чьи права нарушены, в арбитражные суды с исками о возмещении убытков, причиненных разглашением охраняемых сведений, и отсутствие у них практических навыков применения других способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Реализация правомочия на защиту связана с привлечением правонарушителя к гражданско-правовой ответственности, которая обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта и его правового режима. Ответственность перед обладателем несет только виновное лицо, действовавшее недобросовестно[32].

Неосторожное разглашение коммерческой тайны ее обладателем, если он состоит в обязательственных отношениях по поводу коммерческой тайны с третьими лицами, должно рассматриваться как гражданское правонарушение, если такое разглашение нарушает или ущемляет права и законное интересы третьих лиц.

Нарушением пределов субъективного права на коммерческую тайну является использование указанного права его обладателем для удовлетворения противоправных интересов: например, в целях ограничения конкуренции, прав работников, состоящих в трудовых отношениях с обладателем коммерческой тайны.


Подобные действия могут выражаться в неправомерном возложении на третьих лиц обязательств по неразглашению и неиспользованию информации, противоречащих принципам разумности и добросовестности в осуществлении гражданских прав.

На обладателя коммерческой тайны необходимо возлагать обязанность проинформировать заинтересованных лиц о факте случайного или неосторожного ее разглашения[33].

Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законодательством. Лица, которые имеют доступ к коммерческой тайне в силу выполняемых ими государственных контрольных функций, следственных или судебных действий, служебного положения и т.п., обязаны не разглашать ее третьим лицам[34].

Важной причиной ограниченного использования возможностей режима коммерческой тайны является недостаточная готовность предприятий, или иначе низкий уровень зрелости осознаний проблем информационной безопасности[35].

Сама по себе защита коммерческой тайны на коммерческом предприятии, вполне может являться (и часто является) центральным звеном в информационной безопасности, что следует из определения информации, составляющей коммерческой тайны, где сказано о том, что это информация, имеющая действительную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам и разглашение которой, одновременно, может привести к убыткам предприятия.

Если чётких обоснований и доказательств финансовой ценности информации, находящейся под грифом коммерческой тайны, нет, то все попытки доказательства чего-либо в суде – можно смело утверждать – потерпят неудачу, потому первым и важным шагом защиты коммерческой тайны должен стать полноценный анализ рисков разглашения и действительной финансовой ценности информации / возможных убытков в случае её разглашения[36].

Приоритетной задачей защиты, говоря о коммерческой тайны, понятное дело, является конфиденциальность, реализуемая в СЗКТ (система защиты коммерческой тайны).

Трудовое законодательство устанавливает перечень документов, положений, которые в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены в каждой организации:

- правильно заполненный график отпусков;

- подписанные трудовые договоры;

- различного рода приказы (по личному составу, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и пр.);


- личные карточки работников;

- и др.

Все вышеперечисленное должно быть у каждого работодателя[37].

Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ, обязательным локальным документом является «Положение о защите персональных данных работников организации», с которым все сотрудники обязаны быть ознакомлены под роспись[38].

Следует отметить, что, например, положение о защите данных, относящихся к коммерческой тайне, не входит в перечень обязательных документов, но, тем не менее, увольнение за разглашение коммерческой тайны – довольно распространенное основание расторжения трудовых отношений[39].

Рассмотрим пример судебной практики. Истец обратилась в суд с исковым требованием об отмене приказа об увольнении по инициативе работодателя за разглашение коммерческой тайны.

Работодатель, являясь ответчиком по данному делу, обязан предоставить суду доказательства совершения работником грубого нарушения трудовых обязанностей. Суд, изучив трудовой договор с истцом, в котором регламентирована обязанность работника не разглашать коммерческую тайну, а также изучив Положение о коммерческой тайне компании, пришел к выводу, что ответчиком был полностью соблюден режим коммерческой тайны.

Согласно сведениям, полученным в ходе служебного расследования, истцом с рабочей почты были отправлены на электронные адреса других компаний письма, содержащее конфиденциальную и непубличную аналитическую информацию о ценных бумагах компании, что доказывает разглашение коммерческой тайны[40].

Или другой пример, когда работодатель обратился в суд с иском о признании незаконными действий бывшего работника по разглашению конфиденциальной информации, просил обязать работника прекратить разглашение и возместить убытки.

Суд отказал в иске, поскольку ответчик был ознакомлен только с локальным нормативным актом об установлении режима коммерческой тайны, но не был ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну[41].

Закон № 98-ФЗ не приводит список конкретных сведений, представляющих коммерческую тайну.

Однако даже среди документов, представляющих на первый взгляд коммерческую ценность, есть такие, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне[42].

Вышеназванные сведения установлены и перечислены в ст. 5 Закона № 98-ФЗ.