Файл: Промышленная Революция 19 века. Газеты журналы и реклама.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Летучие листки и афиши

Изначально на афишах изображали только то что будет происходить в выступлении, а так же текстовая информация о содержании представления. Отсюда и произошло название «Перечневые». В Нюрберском музее храниться одна из ранних цирковых афиш под заголовком «Чудесное, никогда не виданное представление английской лошади». Далее там перечисляются все 25 эпизодов представления, вот некоторые из них:

«Она приветсвует зрителя реверансами,хозяину дарит поцелуй.

Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совершенно правильно отвечает.

Она снимает шляму для своего хозяина, подвешанную на высоте 10 футов, и вручает ее с поклоном.

Она медленно садится отдохнуть на подушку и пр этом касается пола только одной ногой.

Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни капли.

А затем демонстрирует пьяную походку.

Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него.

Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу.

Она благодарит и расстается со зрителями

Все эти удивительные действия можно увидеть 3 дня – в пондельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа пополудни»

Изобразительная часть афиши выполнена типографским способом. Изображенная «чудесная лошадь» стреляла из пистолата

Летучий листок - печатный листок с текстом (изображением)(рис.3) агитационно-политического или информационного характера. Листки отличают актуальность содержания, сравнительно большой тираж, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования. В основном написанием афиш и текстов к ним занимались в славяно-греко-латинской академии.

На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в российской рекламе занимали устные и зрелищные жанры. Это и понят­но: грамотность «простого народа» была весьма ограничена. Петр I все же начал вводить для массового употребления печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Среди них были, как мы уже упоминали, афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Но не только. Они посвящались очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям, порядку проведения петровских ассамблей.

Театральные шрифтовые афиши появляются в это же время. В целом практически ни чем не отличается от перечневых афиш. Но пересекались с лубком, которые оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов.


Появляются новые сюжеты а с ними и социальная реклама, которая побуждала к благотворительности и что не менее важно рассказывала о базовых медицинских знаниях. Для предотаращения и уменьшения эпидемии оспы были созданы лубки и летучие листки в которых рассказывали о необходимости прививок от оспы при помощи иллюстраций и стихов. Некоторые примеры текстов из данных листков :

«Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»

«Какой позор рябым уродливым мальчишкам, Смотрите, как они хорошим ребятишкам Дурными кажутся; и как от них бегут, Товарищами их в игрушку не зовут. С уродами ж играть как будто все боятся И так спешат от них скорее прочь убраться»

2.4 Газеты и журналы в России

Газеты не просто включалась в вечную цепочку воспроизводства знаний, воспроизводства культуры, они становились социокультурным катализатором технологического обновления всего российского сообщества

. С самого начала правительства Петра I стало заметно его стремление обеспечить Россию всем необходимым для ее развития. Широко распахнутое «окно в Европу» привнесло в страну большое количество нововведений, как хороших, так и не очень. Практически через сто лет после Европы в России начали выходить первые печатные газеты. В 17 веке произошло зарождение и развитие газетной рекламы в России. Поднимался объем объявлений, произошло усовершенствование языка, путем замены церковно-славянской азбуки на «гражданский» шрифт, и появилось разнообразие тем рекламных текстов. В 1701 году вышел первый номер газеты «Ведомости» под руководством Петра I. Газета сообщала о новостях в военном деле, международных связях, открытиях полезных ископаемых, торговле, строительстве кораблей, праздниках и т.д.

Особенность «Ведомостей» по сравнению со многими европейскими изданиями состояла в том, что они стали государственным органом информации. Газета имела штатную редакцию состоящую из трех постоянных сотрудников во главе с директором Печатного двора Ф. Поликарповым. Яков Синявич был первым репортером в газете «Ведомости». В его обязанности входила подготовка сообщений о российской экономике, об ассамблеях, а так же гуляниях и празднований. Так же газете был необходим переводчик для перевода иностранных материалов, и им стал Б. Волков.

С начала 19 века газета являлась основным средством массовой коммуникации, а «Санкт-Петербургские ведомости» были одним из главных изданий того времени, которое размещало информационную рекламу от лица государственных органов, а иногда и от лица самого императора. Одно из главных мест занимали две постоянные информационно-рекламные рубрики, первая освещала печатные новинки того времени, вторая - посвящала статьи въезжающим и отъезжающим из Петербурга дворянам и официальным лицам.


«В 30 день Царица Прасковья Федоровна отсюду путь воприять изволила к новообретенным Марциальным Олонецким водам, и другие многие знатные особы, также и его светлость князь Меньшиков, туда поедет. Понеже оные воды исцеляют различные жестокие болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, понос, чечунную, каменную, ежели песок или малые камни, и оные из почек гонит.… Оные воды через многих болящих освидетельствованы, и Пирамондских, и Шпаданских вод в действии сильнее признаны»

(«Ведомости» 1719 год №2).

В то время так же существовала рубрика, где император отвечал на письма в свой адрес как от дворян, так и от простых мещан.

«Капитане Марье Полянкой, утруждающей ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА просьбой о скорейшем решении дела ее о недвижимом имении, после дяди оставшемся, которым неправильно якобы владеет дядя ее, Иван Красно-Милошевич, объявляется, что Смоленскому Гражданскому губернатору и Губернскому прокурору сделаны надлежащие предписания, чтобы они содействовали скорейшему дела ее окончанию и защитили ее от всех объясняемых ею утешений, чего и должна ожидать с терпением»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №1, 1 января)

«Девице Гулиц, просившей об определении ее ко двору в прачки, отказывается по неимению места»

(«Санкт-Петербургские ведомости» 1801г., №1, 1 января)

За счет этого газета управляемая государством поддерживала связь с народом используя коммуникационный канал «сверху вниз», показывая гражданам заботу о них и тем самым повышая имидж царской власти.

«Московские ведомости» вышли под руководством Московского университета в 1756 году по инициативе М. В. Ломоносова, и она в целом была похожа на «Санкт-Петербургские ведомости». Но в скоре она начала менятся благодаря знаменитому просвятителю Н. И. Новикову. Он помог арендовать в Москве типографию и приступил к редакции «Московских ведомостей». Ключевым новвоведением был библиографический раздел «О российских книгах», где он описывал все новинки в книжном деле производимые московской университетской типографией. Так же ввел бесплатное приложение к газете «Детское чтение» Все издания Николая Ивановича оставили след в истории русского издательского дела

Именно при Новикове газета стала продаваться в большем объеме, ее тираж составлял рекордные для газеты 4 тысячи экземпляров. Поменялась так же структура газеты и колическво страниц увеличилос с 4 до 16. Кроме государственных объявлеий появились и обычные сообщения «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске беглых крепостных».


Первенство среди объявлений разделяли купцы, работадатели, медики и гувернеры. Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через небольшие промежутки сообщает об эффективности сво­его лечения и ссылается в доказательство этого на свидетельства полу­тора десятков излечившихся больных. Это — новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.

В 1762 году Г.Ф. Миллер предпринял попытку создать первый журнал в России, который должен был быть на латинском языке. Но все-таки первым русским журналом являются издававшиеся с января 1755 по декабрь 1764 года «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Редактором его был все тот же Г.Ф. Миллер. Выглядел журнал как книжка маленького формата, но не смотря на это данная периодика старалась освятить различные тематические направления: научно-популярные материалы, историография, экономика, география,, биология и другие науки.

«Трудолюбивая пчела» - первый литературно-художественный частный журнал, который начал издавать Сумароков Александр Петрович. Этот журнал включал в себя многие популярные разделы того времени: Поэзия, Проза, Сатира, Письма и Критика. Журнал просуществовал всего год.

Н. И. Новиков так же начал выпускать свои сатирические журналы которые пользовались особенной популярностью: «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля».

Волею Императрицы Екатерины II было созданно «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», благодаря которому появился первый сельскохозяйственный журнал. Он выпускался 150 лет. Задача журнала была выражена в «Предуведомлении» первого выпуска следующим образом: «Земледелие, соблюдение и размножение скота, приращение в Государстве нужных продуктов и поощрение к большему оных разведению, полезнейшее упражнение сельского жителя, удобнейшее строение для него дворов и хозяйственных служб и вообще все, что способствовать может к тому, дабы труд его, как ему самому, так и Отечеству был полезен».

И только с начала 19 века журналы начали делиться не только по тематике, но и по целевому назначению - массовые, научные и профессиональные.

В 1871 г. в России выходило 14 журналов разного содержания и 36 газет общественно-политического характера, то в 1890 г. было 29 журналов и 79 газет. Позже газеты почти вытеснили журналы с рынка и были лидерами продаж, оставив журналы далеко позади.

В середине XVIII века отдел объявлений по объему сравнялся с основной информационной частью газеты. И, как справедливо отмечает А. П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни».


Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций, а живой оттиск времени со всеми его противоречиями и парадоксами. Происходило динамичное развитие и укрепление российской экономики ценой ужесточения крепостнических порядков.

Прогресс газетного дела в России вызвал к жизни первые крупные органы информации: Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства. Телеграфные агентства распространяли информацию и новости не только на провинциальные издательства, но и столичные.

Крупное издательство принадлежало московским фабрикантам братьям Михаилу Васильевичу Сабашникову и Сергею Васильевичу Сабашникову. Оно существовало с 1880х годов, при этом их издательство не контролировалось советской властью Издавали книги великих российских ученых по естествознанию, ботанике, физике и математике. Сабашниковы специализировались на издании серий, например, «Памятники мировой литературы», которые стали наиболее популярны во всех слоях общества и вошли в золотой фонд отечественной научной литературы, издавали русские былины, скандинавский народный эпос «Эдда», карело-финский народный эпос «Калевала» и многие другие произведения; особенное внимание уделялось античным авторам. Именно в издательстве Сабашниковых присутсвовала высокая филологическая культура книг.

Издательство П. П. Сойкина выпускало естественно-научную и научно-популярную литературу. Выпускало журналы: «Мир приключений», «Журнал для усовершенствования врачей», «Природа и люди». С 1922 по 1930 издательством было выпущено свыше 100 книг по различным отраслям науки.

К прогрессивным издателям начала XX века относится А.М.Калмыкова, участница российского революционного движения с 80-х годов XIX века, народница; учительница. Ее книжный склад в Петербурге был лавкой социал-демократов. Оказывала денежную помощь «Искре», большевикам. Ею были выпущены серии книг «Люди и природа», «Жизнь прежде и теперь», некоторые работы Ленина.

Прогрессивные издатели начала века являли миру первоклассную продукцию и выполняли роль приближения книги к народу.

В конце 19 века и начале 20 века газеты издавали все кто могли: правительство, государственные учереждения, общественные организации и частные лица, а периодичность таких изданий состаляла от одного до семи раз в неделю. Произашло деление газет на многие жанры, в частности на рекламные, юмористические, спортивные и профессиональные, которые содержали информацию и статьи исключительно по узкой направленности. Так как газеты издавались по всей России, то требовалось переводить их на разные языки народов нашей страны. Но так же повысились цены на открытие нового издательства, в особенности — новой газеты. Первопроходцы в этом деле вкладывали около 40-50 тысяч, а издатели 20 столетия — 250–300 тысяч рублей. Такой высокий рост развития издательского дела говорит о том, что государсву и населению требуется как можно больше информации в кратчайшие сроки. А значит и уровень образованности народа повышается.