Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Понятие договора коммерческой концессии
2.1 Элементы договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.2 Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.3 Ограничение правоспособности сторон договора коммерческой концессии (франчайзинга)
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жесткой рыночной конкуренции, характерной для малого и среднего предпринимательства, одним из эффективных методов организации и ведения бизнеса является коммерческая концессия (франчайзинг).
В настоящее время франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как автомобильная и автосервис; помощь в организации и ведения бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т.д.) строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживание домов; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения; рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т.п.; продуктовые палатки; медицинские и косметические услуги; услуги в сфере домашнего хозяйства; розничная торговля и многие другие виды деятельности.
Основной целью заключения договора коммерческой концессии является создание новых хозяйственных комплексов (магазинов, гостиниц, ресторанов, промышленных предприятий) на базе комплекса объектов исключительных прав, принадлежащих какому-либо лицу. Заключение подобных договоров выгодно обеим сторонам.
Суть франчайзинга (коммерческой концессии) непосредственно связана с гражданско-правовым договором, так как она может быть выражена только в виде соответствующего специфического договора. Законодательно в России коммерческая концессия впервые была закреплена в главе 54 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Объектом исследования являются общественные отношения связанные с использованием договора коммерческой концессии (франчайзинга).
Целью настоящей работы является исследование франчайзинга в системе российского гражданского права.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие договора коммерческой концессии (франчайзинга);
- рассмотреть виды фрайчайзинга;
- исследовать правовое регулирование договора коммерческой концессии (франчайзинга)
В данной работе использованы труды таких авторов как Г.Е. Авилова, Е.Н. Васильевой, В.В. Витрянский, М.И. Брагинский, О.А. Городова, И.А. Зенина, А.Ю. Кабалкина, М.И. Кулагина, Ю.И. Свядцова, С.А. Сосновой, Е.А. Суханова и другие.
Институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, еще не достаточно изученным в правовой науке. Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что многие аспекты договора коммерческой концессии пока остаются мало проработанными.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящается теоретическим аспектам франчайзинга: понятию и видам договора коммерческой концессии (франчайзинга); во второй главе рассматривается правовое регулирование договора коммерческой концессии в системе российского гражданского права.
Глава1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Понятие договора коммерческой концессии
Ни российское дореволюционное право, ни тем более право социалистического периода развития нашего государства не знали ни договора франчайзинга, ни договора коммерческой концессии. Поэтому включение в Часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) 1995 г. главы 54, посвященной специально договору коммерческой концессии, следует рассматривать как заметное достижение российского законодательства и российской правовой теории.[1] Более того, включение в закон специального регулирования данного вида договора свидетельствует о признании его в качестве каузальной сделки, правовая цель которой (кауза) требует в практических целях юридической определенности, как в отношении самого договора, так и возникающих на его основании обязательств. Если стороны считают, что они заключили договор коммерческой концессии, а фактически он не будет соответствовать ему, то сделка может быть оспорена; для этого необходимо научиться отграничивать данный договор от иных каузальных договоров, в том числе одинаковой правовой природы. Однако по данному вопросу наша цивилистическая наука пока не пришла к единому мнению.
Согласно ст. 1027 ГК РФ, под коммерческой концессией понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д. Иными словами, этот договор регулирует отношения по поводу использования одним лицом в своей предпринимательской деятельности исключительных прав другого лица на объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации товара и его производителя, а также некоторых неисключительных прав, в частности, на охраняемую коммерческую информацию, коммерческие обозначения. Поскольку предоставление аналогичных прав по договору в зарубежном праве именуется франчайзингом, то возникает вопрос: как соотносятся эти договоры?
Можно выдвинуть в качестве гипотетических следующие варианты ответа: а) договор коммерческой концессии и договор франчайзинга - два самостоятельных каузальных договора; б) договор коммерческой концессии и договор франчайзинга суть один и тот же договор, но по-разному именуемый в российском и зарубежном праве; в) оба эти договора соотносятся как часть и целое, т.е. один из них является разновидностью другого. Последний вариант требует своего логического завершения, т.е. ответа на вопрос: договор коммерческой концессии является разновидностью договора франчайзинга или, наоборот, договор франчайзинга является разновидностью договора коммерческой концессии.
Ответ на поставленный вопрос важен не только в теоретическом, но в практическом смысле. Во-первых, можно ли, опираясь на принцип свободы договора, заключать не только поименованный в ГК РФ договор коммерческой концессии, но и не поименованный в нем договор франчайзинга. Если это разные договоры, то можно, если речь идет об одном и том же договоре, то даже назвав договор франчайзингом, регулировать его необходимо по правилам главы 54. Если же договоры соотносятся как часть и целое, то возникает вопрос: как регулировать отношения по тому договору, который не имеет специального регулирования в законе, каким способом восполнить этот пробел.
Соотношение этих договоров изменялось по мере их становления. Первоначально возник договор коммерческой концессии, от которого отпочковался торгово-распределительный франчайзинг. Дальнейшее развитие франчайзинга привело к становлению комплекса договорных отношений, охватывающего как сферу торговли, так и сферу производства товара. Он позволял субъекту предпринимательской деятельности продавать товар, производимый правообладателем, используя его средства индивидуализации, и выходить на рынок с товаром собственного производства, опять-таки, используя при этом чужие средства индивидуализации. Это — современный франчайзинг; анализ правового регулирования, содержащегося в главе 54, позволяет сделать вывод о том, что именно его имел в виду российский законодатель.
Таким образом, в российском законодательстве предполагается регулирование наряду с отношениями франчайзинга и собственно отношений коммерческой концессии в истинном смысле этого слова. Суть этих отношений сводится к тому, что правообладатель предоставляет пользователю исключительное (эксклюзивное) право на продажу товаров, которые производит сам. Такая «эксклюзивность» обеспечивает монополию пользователя при перепродаже данного товара третьим лицам в пределах определенной в договоре территории. На это указывает п. 2 ст. 1027 ГК РФ, в которой сформулированы альтернативные варианты использования комплекса использованных прав: при продаже товаров полученных от правообладателя (правда, при этом не указываются, на каком праве передаются эти товары пользователю и на каком основании) или произведенных самим пользователем. Более того, согласно п. 2 ст. 1027 ГК РФ в договоре стороны должны согласовать объем использования прав, т.е. совокупность способов использования. Кроме того, различное регулирования ответственности правообладателя по требованиям предъявляемым к пользователю (ст. 1034 ГК РФ), имеет своим основанием такой признак: кто из участников договора является изготовителем продаваемого товара в форме вещи правообладатель или пользователь.
Таким образом, название главы 54 ГК РФ не соответствует ее содержанию заголовок соответствует другому виду договора, под которым понимается даже не торгово-распределительный франчайзинг, а договор о предоставлении исключительного права на продажу тогда как содержание главы 54 ГК РФ соответствует самым современным представлениям о франчайзинге и рассчитано на регулирование всех его видов — торгово-распределительного, сервисного, производственного. Но не только это требует приведения названия главы 54 ГК РФ в соответствие с ее содержанием.
Еще более существенно другое обстоятельство, а именно то, что за рубежом предмет договора коммерческой концессии в начальной стадии исторического развития данного института гражданского права отличается от предмета договора франчайзинга, т.к. не предусматривал обязательного предоставления пользователю права на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя. Договор коммерческой концессии (договор об исключительной продажи товаров) существует в практике зарубежных государств и сейчас. Его предмет — предоставление исключительного права на продажу товара, производимого одним лицом, другому лицу, т.е. как бы уступка исключительного правомочия собственника — распоряжения товаром путем его продажи. И только со времени, когда предоставление пользователю права на средство индивидуализации правообладателя как предпринимателя было не только включено в круг обязанностей последнего, а также стало конституирующим признаком самого договора, договор франчайзинга стал самостоятельным видом договора, отделившись от договора коммерческой концессии. Такую обязанность предусматривает и ст. 1027 ГК РФ. Отсюда понятно, почему глава 54 ГК РФ, содержащая указанную статью, должна именоваться «договор франчайзинга» (или «Франчайзинг»), а стороны договора следовало бы именовать иначе: правообладателя — франчайзером, а пользователя — франчайзи. Многие российские юристы разделяют мнение, что под коммерческой концессией следует понимать франчайзинг В.В. Витрянский, например, считает, что понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising»[2]. Об условности этого термина применительно к отношениям, регулируемым главой 54 ГК РФ, говорят и другие юристы. Соответственно, федеральный закон, который, без сомнения, потребуется для детализации и уточнения положений главы 54 ГК РФ, тоже должен будет иметь своим предметом не коммерческую концессию, а франчайзинг. Под этим названием такой договор и регулируемые им отношения должны быть закреплены и в прочем законодательстве.
Российский договор коммерческой концессии по содержанию представляет собой аналог зарубежного договора франчайзинга. Вместе с тем необходимо отметить, что целые группы отношений, охватываемых понятием франчайзинга, не включены в специальное регулирование по российскому законодательству. Во-первых, это отношения по преддоговорному раскрытию информации правообладателем, если она будет входить в предмет договора; во-вторых, — по поводу собственно производства и продажи франшизной продукции[3]. Последнее особенно существенно, когда речь идет о продаже товаров, произведенных правообладателем, но в рамках коммерческой концессии.
Определение договора коммерческой концессии, сформулированное в ст. 1027 ГК РФ, следует признать наиболее полным и юридически корректным из всех существующих. В то же время, очевидно, что основные понятия, которыми оперирует российский законодатель, в общем, соответствуют понятиям зарубежного законодательства о франчайзинге. Так, комплекс исключительных прав, о котором говорится в ст. 1027 ГК РФ, вполне соотносится с пакетом прав, который составляет понятие «франшиза» по Регламенту № 4087/88 КЕС[4]. Общепринятыми являются и объекты интеллектуальной собственности, включаемые в такой комплекс и, прежде всего, право на фирменное наименование. Последнее толкуется в российском праве так же, как и в зарубежном, а именно как средство индивидуализации предпринимателя, позволяющее отличить его от других предпринимателей.
В отличие от некоторых других договорных обязательств, которые могут возникать в силу закона (например, доверительного управления имуществом, хранения, залога), отношения коммерческой концессии возникают только на основании договора. Иные юридические факты могут служить основанием только для изменения, прекращения договора или перемены сторон (в частности, наследственное правопреемство или реорганизация юридического лица).
1.2 Виды франчайзинга
Существуют три основных вида франчайзинга:
- Товарный франчайзинг;
- Производственный франчайзинг;
- Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.
Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).