Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Понятие договора коммерческой концессии
2.1 Элементы договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.2 Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.3 Ограничение правоспособности сторон договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Фирменное наименование это средство индивидуализации юридического лица — коммерческой организации, позволяющее отличать ее в гражданском обороте от других юридических лиц. Исключительные права правообладателя возникают только на зарегистрированное фирменное наименование. Также законом или иными правовыми актами устанавливается порядок использования фирменных наименований. В настоящее время специальной, самостоятельной регистрации фирменных наименований в России не осуществляется. Они вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц при их регистрации наряду с другими сведениями и документами. согласно ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[9].
Товарный знак используется как средство индивидуализации товара в форме вещей, а знак обслуживания — для индивидуализации товара в форме услуг, т.е. товара, не имеющего овеществленной формы. Правовая охрана товарного знака возможна только в том случае, если он зарегистрирован. При этом исключительное право владельца на товарный знак определяется в отношении тех товаров и услуг, которые перечислены в свидетельстве на товарный знак. Для примера: ООО «Ювелюкс» обратилось в суд с требованием обязать ООО «Векста» прекратить использовать товарный знак «МАСКА». Суд отказал в иске, мотивировав это тем, что ООО «Ювелюкс» зарегистрировало товарный знак «МАСКА» в отношении продажи ювелирных изделий, в то время как ООО «Векста» занимается реализацией одежды и использует товарный знак «МАСКА» на вывеске. Таким образом, компании используют одно и то же обозначение в отношении разных товаров, которые согласно Международной классификации товаров и услуг не являются однородными. С учетом видов товаров применяемый фирмами товарный знак способен отличать услуги одной компании от услуг другой, в связи с чем потребители не могут быть введены в заблуждение (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.11.02 № КГ-А40/7269-02).
Исключительные права на эти объекты возникают в результате их государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и подтверждаются выданным патентом, за поддержание которого в силе требуется периодически уплачивать патентные пошлины[10].
В комплекс исключительных прав могут входить также права на объекты авторского права[11], к которым относятся результаты творческой деятельности в области литературы, науки и искусства, в число которых также включены программы для ЭВМ[12].
Наиболее сложными объектами права на которые входят в объект договора, являются коммерческое обозначение и охраняемая коммерческая информации, потому что в законе не содержатся их определения и нет указания на исключительный характер самих прав.
Ясно, что как всякое обозначение, коммерческое обозначение признано служить целям индивидуализации. И здесь возникает основной вопрос: индивидуализации чего (объекта) или кого (субъекта) служит коммерческое обозначение? Согласно одной точке зрения, это индивидуализация основного объекта предпринимательской деятельности — предприятия как имущественного комплекса. Согласно другому подходу, под коммерческим обозначением понимается средство индивидуализации предпринимателя, представляющее собой незарегистрированное наименование, которое стало широко известным в силу его постоянного использования.
Понятие охраняемой коммерческой информации, входящей в комплекс исключительных прав, которые правообладатель предоставляет пользователю, также не раскрывается в законе. Более того, в нормах закона используются близкие по смыслу, но различные по лексическому звучанию понятия. Так, в подразделе 3 ГК РФ, содержащем общие нормы об объектах гражданских прав, в качестве одного из них называется служебная и коммерческая тайна. Большинство юристов ставят знак равенства между охраняемой коммерческой информацией и коммерческой тайной[13]. В ст. 139 ГК РФ перечисляются условия, в соответствии с которыми информация составляет служебную или коммерческую тайну. Во-первых, такая информация должна иметь реальную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности другим лицам, во-вторых, к ней не должно быть свободного доступа на законном основании, в-третьих, сам обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, должен принимать меры по охране ее конфиденциальности.
2.2 Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга)
В соответствии со ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии заключается в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет за собой недействительность договора с момента его заключения. Соответственно, договор считается ничтожным. При этом, хотя закон не указывает на это специально, этот договор должен быть заключен путем подписания одного документа. Иными словами, нельзя использовать такой способ, как обмен документами — письмами, телеграммами, телетайпограммами и т.п., а также в ответ на письменную оферту давать акцент в форме конклюдентных действий. Это связано с дополнительной обязательной формальностью — регистрацией такого договора.
Количество экземпляров договора, составленного путем подписания одного документа обеими сторонами, должно быть не менее количества его участников, а в необходимых случаях стороны могут согласиться на подписание большего количества экземпляров. Все экземпляры договора, подписанного сторонами, имеют одинаковую юридическую силу. В силу правила ст. 452 ГК РФ, изменение и расторжение договора должны иметь ту же форму, в которой он был заключен. Однако и способ выражения воли при письменной форме (путем составления одного документа, обмена документами, молчанием или конклюдентными действиями) при этом играет важную роль, особенно в нашем случае. Поскольку все изменения договора, так же как и его расторжение, подлежат государственной регистрации, то они должны быть совершены путем составления одного документа. Исключение составляют случаи, когда изменение или расторжение договора допускаются в одностороннем порядке и совершаются в форме односторонней сделки или производятся на основании судебного решения.
Помимо требования обязательной письменной формы договора коммерческой концессии ст. 1028 ГК РФ предусматривает его обязательную государственную регистрацию. Действительно, логика указывает на то, что если возникновение права закон связывает с фактом государственной регистрации объекта или субъекта этих прав, то дальнейшая юридическая судьба этого права — предоставление во временное пользование или бесповоротная передача (уступка) также требуют государственной регистрации.
Иными словами, факт государственной регистрации является свидетельством (доказательством) самой высокой юридической силы собственно факта заключения договора и его условий, а также дает право заинтересованным лицам получить регистрирующем органе информацию о том, кому и в каком объеме предоставлены или переданы права по договору. Государственная регистрация сделки, которая определяет изменения в юридической судьбе зарегистрированного объекта и (или) прав на него, тем же органом государственной власти который произвел его первоначальную регистрацию или регистрацию объекта, вследствие которой на него возникают исключительные права. Поскольку объекты исключительных прав, предоставляемых по договору коммерческой концессии, неоднородны, то изначально они регистрируются различными государственными органами. Так, право на фирменное наименование возникает у юридического лица в результате государственной регистрации самого юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 1031 ГК РФ, обязанность обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии возлагается на правообладателя. Однако, в силу диспозитивности нормы, сторон в договоре могут предусмотреть иное. В частности, обязанность зарегистрировать договор во всех органах может быть возложена на пользователя либо стороны могут разделить между собой обязанности по регистрации в различных органах, либо производить регистрацию совместно. Единственно, что невозможно в силу общего правила диспозиции, это исключить действие данной нормы к отношениям сторон. Также можно иначе регулировать отношения, связанные с отнесением расходов по регистрации на одного из участников договора или на обоих в различных пропорциях.
Отношения, связанные с государственной регистрацией договора коммерческой концессии, имеют административный характер и регулируются специальными правилами. Это, во-первых, Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии), утвержденный Приказом Министерства РФ по налогам и сборам[14] (далее — Порядок регистрации), и, во-вторых, Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передачи исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных утвержденные Роспатентом[15] (далее — Правила регистрации). Эти правила, как следует из их названия, рассчитаны на регистрацию договоров о передаче исключительных прав или их предоставлении во временное пользование, в том числе лицензионных договоров, по поводу различных объектов интеллектуальной собственности. Однако не включенный в заголовок документа договор коммерческой концессии нашел отражение в его тексте, ему посвящена глава V Правил, названная «Особенности регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)». Эти документы регулируют также отношения по регистрации изменений, прекращения, досрочного расторжения договора или расторжения договора коммерческой концессии, заключенного на неопределенный срок.
Отличительной особенностью договора коммерческой концессии является его двойная государственная регистрация, можно сказать, действует правило «двух окон». При этом важно иметь в виду, что последствия несоблюдения требований закона к форме договора или к его государственной регистрации имеют неодинаковые правовые последствия. Так, несоблюдение Письменной формы путем подписания сторонами одного документа влечет абсолютную недействительность договора — ничтожность. Отсутствие же регистрации договора не влечет его ничтожности, а только лишает стороны права ссылаться на него в отношениях с третьими лицами. Иными словами, нельзя доказать, что товар, который пользователь предлагает третьим лицам или передает им по заключенным с ними договорам, не обладает признаками контрафакции. Таким образом, вести предпринимательскую деятельность на основе прав, полученных по договору коммерческой концессии, невозможно. Однако отношения между сторонами договора коммерческой концессии возникают с момента придания договору требуемой формы. Иными словами, правообладатель уже должен исполнять свои обязанности по предоставлению этих прав и т.н. инструктированию сотрудников пользователя, а пользователь обязан исполнять указания правообладателя в отношении оформления помещений и т.д.
Изменения договора, его расторжение должны быть произведены с соблюдением тех же требований к форме и государственной регистрации. В то же время не любое изменение требует государственной регистрации договора. Например, если естественным путем, в силу истечения срока действия патента, прекращается право на охраняемые им объекты, и они приобретают режим общественного достояния (свободного и безвозмездного использования любым субъектом), то такие изменения не требуют государственной регистрации.
2.3 Ограничение правоспособности сторон договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Современный франчайзинг практически не обходится без ограничений прав, а, следовательно, правоспособности сторон. Согласно общему правилу, никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом, а сделки, направленные на ограничение правоспособности и дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (см. ст. 22 и ст. 9 ГК РФ).
Таким образом, ст. 1033 ГК РФ как раз и представляет собой такой случай, когда законом допускается возможность ограничения правоспособности сторон на основании договора коммерческой концессии[16]. Безусловно, такие ограничения имеют место только на срок действия договора и в пределах территории его действия. Перечень тех прав сторон, которые могут быть ограничены договором, не является исчерпывающим. Иными словами, в договоре можно ограничить и иные права участников. Такой подход законодателя представляется излишне широким и нарушающим технику правоприменения, согласно которой исключения из общего принципа нельзя толковать распространительно, а само исключение должно быть сформулировано предельно четко. Тем не менее остановимся на характере прав, поименованных в ГК для целей их ограничения в договоре.
В отношении правообладателя законодатель устанавливает возможность ограничения его права предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав либо использовать этот комплекс самому. Ограничение данного права сформулировано как обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. Если опираться на сущность исключительного права, можно придти к выводу об избыточности данной нормы.