Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Понятие договора коммерческой концессии
2.1 Элементы договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.2 Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга)
2.3 Ограничение правоспособности сторон договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера.
Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.
Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).
Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.
Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г. Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.
Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом
способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
- франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
- франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
- инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.
Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого
ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.
Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.
Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзора и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.
Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.
Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.
Глава2. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в системе российского гражданского права
2.1 Элементы договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Согласно российскому законодательству, в роли правообладателя и пользователя могут выступать только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Это требование сохраняется и в отношении сторон в договорах коммерческой субконцессии. Субпользователь по договору коммерческой субконцессии, также как вторичный пользователь (субпользователь) и каждый последующий субпользователь, при создании разветвленной сети коммерческой субконцессии должен обладать статусом либо юридического лица – коммерческой организации, либо статусом гражданина предпринимателя.
В качестве коммерческой организации признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут быть образованы только в тех организационно-правовых формах, которые допускаются законодателем[5]. Перечень таких организационно-правовых форм содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации и является исчерпывающим. Согласно п.2 ст.50 ГК РФ, они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Несмотря на то, что закон предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями постольку, поскольку это служит достижению тех социальных целей, для которых они созданы, они не могут быть участниками отношений коммерческой концессии. Таким образом, круг юридических лиц, имеющих право быть стороной договора коммерческой концессии, замкнут, и включает в себя:
- полные товарищества;
- товарищества на вере;
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью;
- открытые акционерные общества;
- закрытые акционерные общества;
- производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные;
- государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
- государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления;
- муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
- муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Юридические лица, в том числе коммерческие организации приобретают свой легальный статус в результате государственной регистрации[6]. Сведения о зарегистрированных юридических лицах вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
Если в качестве стороны договора коммерческой концессии выступает гражданин, то он должен иметь статус предпринимателя. Причем этот статус должен быть легальным, а не фактическим. Хотя в ГК РФ есть статьи, нормы которых предусмотрены специально на тот случай, когда гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность де-факто, например, п.4 ст.23 ГК РФ, к участию в договоре коммерческой концессии допускаются только граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и включенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Что касается предмета договора, то здесь проблема заключается прежде всего в том, что в законодательстве отсутствует определение предмета договора и не всегда четко формулирует норма относительно того, какие условия, входящие в содержание предмета договора, должны быть согласованы сторонами. Иногда законодатель наряду с понятием предмета договора использует понятие «объект» при этом не уточняя, идет ли речь об объекте договора или обязательства (см., например ст. 607 ГК РФ «Объекты аренды») при этом иногда термины «объект» и «предмет» отождествляются (ср., например ст. 607 и ст. 666 ГК РФ). В Правилах устанавливающих порядок регистрации договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, предмет данного договора понимается как перечень объектов исключительных прав, вернее, как перечень юридически индивидуализирующих их признаков, - номер патента, свидетельства на товарный знак или номер его международной регистрации и т.д., в отношении которого заключен договор (п. 36). Опять налицо смешение объекта и предмета договора.
Теоретическая конструкция «договор-правоотношение», предложенная в труде «Договорное право. Общие положения»[7] позволяет сделать достаточно понятный и емкий вывод. Под предметом всякого гражданско-правового договора авторами понимаются предусмотренные договором действия, которые должна совершить обязанная сторона или обязанные стороны.
Подчеркнем, что под действием, составляющим предмет договора, понимается не только услуга, а любое юридически значимое действие, в том числе и разрешение, которое одна сторона договора дает своему контрагенту. В данном случае можно согласиться с мнением Л.А. Трахтенгерц, которая, признавая за договором коммерческой концессии лицензионную природу, рассматривает в качестве его предмета разрешение (лицензию) на использование исключительных прав[8].
В договоре коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, а действием — предоставление этого комплекса на время для использования в предпринимательской деятельности, которое, по сути, и есть разрешение (лицензия) использование комплекса этих прав. Именно действие правообладателя, выражающееся в разрешении пользователю использовать комплекс исключительных прав в предпринимательской деятельности и составляет экономический интерес последнего. Это урегулирование и составляет вкупе с условием о предмете само содержание договора.
В настоящее время в российской цивилистической науке наметилась тенденция признания исключительных прав на подавляющую часть, если не на все идеальные объекты или идеальные блага. Это возможно, если опираться на естественный характер исключительных прав, что теоретически допустимо. В то же время законодатель, видимо, рассматривает их с позиции позитивного права, на что указывает норма ст. 138 ГК РФ. Согласно этой статье, исключительные права как интеллектуальная собственность признаются за гражданами и юридическими лицами на такие идеальные объекты, как результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, а также средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другим законами .
Согласно законодательству РФ, исключительные права признаются на следующие объекты: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания. Кроме того, в качестве факультативных объектов, следует назвать объекты, охраняем в соответствии с патентным законодательством: изобретение, полезная модель, промышленный образец.