Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Стресс как психологическое состояние организма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура стрессовых микроэпизодов состоит из различных аспектов объективной ситуации, которые воспринимаются субъективно, сопровождаются определенными ответами на восприятие и следствиями таких ответов.

Процесс взаимодействия со стрессовым событием можно реконструировать в соответствии с последовательностью: стимул - реакция. Первичным стимулом в микроэпизоде является изменение структуры стимула во внутреннем или внешнем мире субъекта. Первый ответ состоит из восприятия изменения, сопровождающегося эмоциями (являющимися результатом процесса оценки), затем мыслями о событии и как завершение - ответным копингом. Достигнутый результат вместе с вероятными дальнейшими событиями формирует новую ситуацию.

В психологии, начиная с К. Левина, остро ощущался недостаток теорий ситуации. Концепция интеракции «личность - ситуация», разработанная в психологии личности не привела к созданию теории ситуации. Она оказала скорее методологическое, чем теоретическое влияние на понимание природы ситуации. В когнитивной психологии в соответствии с традициями рационалистической философии ситуативное измерение включено в когнитивное. Это было сделано посредством придания значимости ситуативному измерению за счет достижений когнитивной психологии в понимании ситуации.[15]

Теории классического и оперантного условно-рефлекторного поведения лишь в определенной степени связаны с психологическими характеристиками ситуации. Это достигается посредством таких понятий, как безусловные, условные, дискриминативные стимулы (раздражители), генерализация стимула и т. д. Положение изменилось в результате теоретических разработок в области психологии контроля. Так, М. Е. Р. Селиман разработал гипотезу о психологическом значении предсказуемости - непредсказуемости аверсивных ситуаций. Эти характеристики являются аналогами контролируемости и неконтролируемости. Их определение зависит от временного местоположения аверсивного события в ряду «ситуация - реакция - последствия». Безусловный стимул считается непредсказуемым, если он не может быть достоверно и объективно предсказан с помощью условного стимула. В случае столкновения организма с непредсказуемым аверсивным безусловным стимулом усиливается состояние хронической тревоги. В случае предсказуемости безусловного стимула может быть предсказана, например, фобическая реакция. Если организм не обладает готовым ответом для достижения намеченного результата, то такая последовательность является неконтролируемой.[16]


Можно утверждать, что человек с точными когнитивными представлениями о ситуации имеет больше возможностей для выживания, чем человек с искаженными представлениями о реальности. Степень контролируемости стрессора является важной чертой ситуации. Результат адаптивного поведения будет в значительной степени зависеть от степени контролируемости стрессора. Стрессор не обязательно должен быть локализован вне организма. Внутренние стрессоры также имеют характеристику контролируемости. Примером может служить частота сердечных сокращений: она, например, может быть неправильно воспринята и оценена как неконтролируемая человеком, страдающим паническими атаками (вегетативными кризами с тревожно-фобическими расстройствами).[17]

М. Перес, М. Ричертс считают первым теоретическим показателем модели стресса объективную контролируемость ситуации. Теоретически он определяется по аналогии с ответом на сложный пункт психологического теста, то есть оценивается в процентах лиц репрезентативной выборки, способных контролировать ситуацию (например, давать правильный ответ). Следствием высокой контролируемости является то, что большая часть популяции способна контролировать специфические ситуации.[18] Это может быть оценено независимо от исследуемых лиц в качестве показателя, свойственного ситуации. Например, смертельная болезнь объективно поддается слабому влиянию. Наоборот, подготовка к экзамену в обычных условиях более контролируема. Решение повседневных проблем является более сложной для социопата, чем для социально адаптированного человека. Кроме того, во многих исследованиях контролируемость была представлена как одна из характеристик копинга.

Второй объективной характеристикой ситуации служит ее изменчивость. Под изменчивостью подразумевается объективная вероятность изменения ситуации вследствие ее собственной динамики, без участия личности; эта динамика нацелена на устранение неприятной ситуации или исключение результата, несущего потерю. Все знают людей холерического темперамента, гневные упреки которых быстро прекращаются без какого-либо вмешательства. Это является примером аверсивного стрессора высокой степени изменчивости.

Следующий параметр ситуации - неопределенность стрессора, она не зависит от двух вышеописанных. Неприятность или утрата могут варьировать по степени ясности. Например, может быть представлена степень точности диагноза заболевания, и последствия потери обычно ясно видны. В данном случае следует различать объективную неопределенность от субъективной.


Еще одной важной характеристикой является вероятность повторения события в течение определенного времени. Продолжительность и временная перспектива (прошлое, настоящее, будущее) события также могут служить временным фактором.[19]

Прочие психологические характеристики связаны с источником стрессовой ситуации, который может быть представлен аверсивным компонентом, утратой позитивного компонента личности или окружающей среды. В классических теориях поведения такое разграничение соответствует двум типам наказания, которые сопровождаются различными психологическими процессами, прежде всего эмоциональными. Они также различаются по степени тяжести.

Еще одним требующим рассмотрения аспектом является процессуальность стрессового события, или его нестатичность. Такие характеристики, как контролируемость и неопределенность, могут меняться во времени под влиянием собственной динамики или копинговых попыток. Подобные изменения могут создавать частично или полностью новую ситуацию. Например, человек подвергается нападению хулигана, но пытается защищаться. В это время на него нападает еще и сообщник хулигана. Такое изменение ситуации драматически уменьшает контролируемость ситуации для защищающегося.

Существуют следующие возможности для идентификации объективных ситуационных характеристик: а) привлечение экспертов, применяющих объективные критерии; б) поиск репрезентативных примеров субъектов исследования (например, их можно спросить о том, в какой степени определенные ситуации и события способны повлиять на определенные формы их поведения); в) введение объективных ситуационных характеристик экспериментальным путем.

Психологические параметры стрессовой ситуации: объективные характеристики стресса в объективные параметры ситуации.[20]

Объективные характеристики стресса:

1. Утрата - устранение желаемого источника вознаграждения или позитивного подкрепления (например, прекращение взаимоотношений).

2. Наказание - возникновение неприятной (аверсивной) ситуации (например, дорожная авария или приступ болезни).

Объективные параметры ситуации:[21]

1. Валентность - присущая ситуации стрессогенность.

2. Контролируемость - имеющиеся возможности для контроля над ситуацией.

З. Изменчивость - вероятность того, что ситуация изменится сама по себе, то есть в результате собственной динамики (например, погода).


4. Неопределенность - степень, в которой ситуация не содержит достаточной информации для ясного понимания ее смысла.

5. Повторяемость - вероятность повторения стрессовой ситуации.

Роль восприятия и оценки в процессах адаптации изучалась многими учеными (Лазарус Р.С, Абрамсон Л. Я., Селиман М. Е., Фишер С.). Адаптивное поведение связано с процессами восприятия и может быть частично предсказано благодаря учету его характеристик. Предсказуемость поведения зависит также от эмоций и копинга (Фолкман С., Лазарус Р.С.). Исследования Ж. Гарбера с коллегами (1980) указывают на субъективную вероятность контролируемости и изменчивости. Субъективную контролируемость следует понимать как оценку личной способности оказывать позитивное влияние на стрессор в пределах конкретного времени.[22]

Еще одним субъективным параметром ситуации является валентность. Валентность относится к негативному или позитивному качеству ситуации в связи с интенсивностью ее влияния на личность. В контексте рассмотрения негативных ситуаций валентность означает субъективную оценку степени тяжести ситуации.

Следующей субъективной характеристикой ситуации, связанной копингом, служит степень ее воспринимаемой неопределенности. Это показывает субъективную оценку степени неясности ситуации. Субъективно воспринимаемая локализация события во времени (прошлом, настоящем, будущем) и его продолжительности вместе с вероятностью повторения является результатом восприятия субъектом объективных ситуационных параметров. Все это зависит от мышления, планов и целей личности.

Основные субъективные параметры стрессовой ситуации.[23]

1. Валентность - субъективное значение ситуации, которое влияет на ее стрессогенность, что индивидуально обусловлено.

2. Контролируемость - субъективная оценка личной способности контроля над стрессовой ситуацией.

З. Изменчивость - субъективная оценка того, что стрессовая ситуация изменится самостоятельно, без участия субъекта.

4. Неопределенность - субъективная оценка неопределенности и неясности ситуации.

5. Повторяемость - субъективная оценка повторяемости стрессовой ситуации.

6. Осведомленность - степень личного опыта переживания подобных ситуаций.

Стрессовые ситуации могут изменять свои объективные психологические особенности в результате копинга или же, напротив, оставаться стабильными, несмотря на прилагаемые усилия. Они также подвержены изменениям в результате собственной динамики. Это подчеркивает важность субъективного восприятия характеристик процесса стрессового события.[24]


Все приведенные объективные и субъективные характеристики могут быть отнесены к системно-экстернальным (внешним) или системно-интернальным (внутренним) состояниям. Согласно этому, например, сильный страх при невротической фобии переживается пациентом как имеющий низкую контролируемость, неясность и высокую негативную валентность, хотя (с точки зрения психотерапевта) его происхождение доступно пониманию, а состояние - активному влиянию.

Особенности личности можно определить как стабильные во времени и относительно независимые от ситуации тенденции к психологическим реакциям. При исследованиях личности уже давно задавались вопросом о том, насколько личностные черты предрасполагают к возникновению расстройств. В этой связи наиболее известно такое свойство личности, как эмоциональная стабильность. Высокая эмоциональная стабильность является протективным фактором во взаимодействии со стрессорами; нарушение поведения под влиянием стрессоров более вероятно при малой выраженности данного фактора. Эти посылки находят подтверждение, например, в исследовании нейротизма.

Еще одним протективным личностным признаком можно считать «душевное здоровье», которое означает способность справляться с внутренними и внешними требованиями.[25]

Выносливость также имеет значение. С.К. Кобаса понимает под этим термином протективный личностный признак, включающий комплексную систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которая поддерживает человека в его взаимодействиях со стрессовыми событиями. Для этой системы убеждений характерны следующие измерения: обязательство (связано со смысловой и целевой ориентацией человека), контроль (определяется уверенностью в контроле) и способность принять вызов (основано на убежденности в том, что изменения это часть жизни, что в них содержится возможность роста).[26] Данные элементы изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку, и тем самым способствуют поддержанию ощущения самоценности, активируют ресурсы преодоления. Этот подход дополняется другими конструктами: чувством когерентности (связь, согласованность), самоэффективностью и переменной оптимизма. /30/

В качестве модерирующих факторов для стрессовых эмоций, например страха и гнева, обсуждаются свойства структурных черт личности. Некоторые исследования показывают что высокий уровень «личностного» гнева, наличие хронического гнева и враждебности связаны с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний. Н.С. Эндлер, Д. Эдвардс постулировали в своей модели страха, что страх и гнев как черты личности представляют собой индивидуальную предрасположенность, которая повышает вероятность реагировать в стрессовых ситуациях страхом или гневом.