Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Стресс как психологическое состояние организма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы:

Стресс на работе можно определять как вредная физическая и эмоциональная ответная реакция, возникающая в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Профессиональный стресс трудно измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но испытывают влияние и профессионального стресса.

Руководители, которым по роду своей деятельности приходится принимать ответственные решения, от которых зависит судьба многих людей, по-своему приспосабливаются к постоянному стрессу, вырабатывая в себе профессиональную «толстокожесть» - нечувствительность к последствиям собственных решений для других людей: подчиненных, клиентов, партнеров.

Ответственность - это контроль над своей или чужой деятельностью, причем с учетом и соблюдением выполнения принятых в данном коллективе норм и правил. Ответственность часто становится для работника непосильной ношей и превращается в сильнейший стрессор. Долгий и затяжной стресс может привести к синдрому профессионального выгорания.

1.3 Стресс и управление им в деятельности руководителя

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь.[40] Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы.[41]

Фактор информационной перегрузки. Одной из наиболее характерных особенностей менеджмента является то, что менеджеру приходится иметь дело с огромным объемом информации. Содержание этой информации, как правило, весьма неоднородно, изменчиво, противоречиво, имеет разную степень достоверности. Однако все это должно быть адекватно воспринято, понято и реализовано в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка из-за большого объема информации выступает мощным негативным фактором, приводящим к повышенному напряжению; стрессу.


Фактор информационной неопределенности. Информационная нагрузка-ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации слишком много, а с другой - часто не хватает необходимой и самой важной информации для данной конкретной ситуации. В результате, менеджер поставлен в положение, когда он либо вынужден к вам, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т. е. риска. Последнее является сильным стрессовым фактором.

Фактор ответственности-решающий и основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности является самой высокой, и ее содержание также специфично. Это не только "ответственность за результат" и не только" ответственность за себя", но и"ответственность за других". Поэтому общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой деятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом "личной ответственности" руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

Фактор нехватки времени. Хроническая нехватка времени является одним из наиболее типичных признаков ведения хозяйства. Это связано как с обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и с жесткими временными рамками, в которые обычно помещается менеджер. В психологических исследованиях установлено, что нехватка времени может быть еще более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутником управления являются возникающие в его ходе межличностные конфликты различных типов и мер выразительности. Негативные межличностные отношения, порожденные этим, являются одним из самых мощных источников стресса.[42]

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несоответствие между требованиями различных ролей приводит к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликт конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, в маргинально-ролевом конфликте. Так, субъект играет роль менеджера в отношении своей контролируемой группы (организации), которые навязывают систему обязанностей, ту же стратегию поведения. Но в то же время он подчиняется вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписанные ими роли. "Требования сверху" и "интересы снизу" сталкиваются в поведении менеджера, и их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.


Фактор полифосфатной управленческой деятельности. Аналогично, типичной особенностью управления является необходимость одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. Положение головы ставится в условия, когда ему приходится "держать в поле зрения" множество проблем, "разрывающихся между вещами"."[43] В результате возникает хорошо известный феномен в психологии интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, что также является одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

Система внешних факторов окружающей среды. Внешняя среда организации является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, факторы деятельности. В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с" борьбой за существование " в нестабильной социально-профессиональной среде. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможно предсказать в будущем.

В целом, следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна как вся внешняя среда организации. Любая его составляющая при определенных условиях может стать стрессовым фактором.[44]

Влияние стресса на деятельность в целом и ее отдельные процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса - мобилизации, расстройства и деформации. Они влияют на деятельность по-разному.

Этап мобилизации. Первые этапы развития стресса характеризуются тем, что общее эмоциональное напряжение еще не достигло своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное влияние на психические процессы и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активность повышает продуктивность основных функций управления. Внешние стрессоры выступают своеобразным стимулом для интенсификации психических процессов и для полноценного вовлечения потенциала личности в деятельность.[45] Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса, или «эвстресса». Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояние «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления. Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.[46] Способы и методы организации деятельности также становятся более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную-мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.


Фазовое расстройство. Благодаря объективно присущей психофизиологической организации человека ограниченности, существует определенный предел устойчивости к напряжению. До тех пор, пока это не будет достигнуто, возможности будут мобилизованы. Но потом разум "начинает давать сбои эмоции положительным фактором transformirovalsya в основном негативный и разрушительный фактор. Прежде всего, изменения происходят в когнитивной сфере. Объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти уменьшается, актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта) сложно. Особенно значительные изменения характерны для мышления. Его стереотип увеличивается, производительность и способность к адекватной обработке информации резко снижается. Поиск решения заменяется попытками вспомнить ранее встреченные решения; оригинальность мышления снижается.[47]

Для деятельности, как правило, характерны попытки стать организацией не создающей адекватного ситуации способа, а типа нахождения в прошлом опыта регулирующего метода. В процессах принятия управленческих решений наблюдается феномен глобальных реакций. Она заключается в тенденции выбирать слишком общие и неточно определенные варианты действий; решения теряют конкретность и осуществимость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затяжными - инертными. Возникающее и нарастающее в этой фазе явление характеризуется, следовательно, непроизводительным напряжением, обозначаемым понятием дистресса (дистресс-сложносочлененного слова из сочетания "дисфункциональный стресс").

Фаза разрушения характеризуется максимальным огорчением - полной дезинтеграцией деятельности организации и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Возможно явление блокады восприятия, памяти, мышления. Основной закономерностью этапа разрушения с точки зрения общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: разрушение по типу hyperexcitation и разрушение по типу гипертермии. В первом случае поведение становится хаотичным, строится как хаотическую последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций-человек " не находит себе места. Во втором случае, наоборот, происходит полная блокада деятельности и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, "выключения" из ситуации. Фаза разрушения характеризуется не только снижением эксплуатационных показателей, но и общим срывом.[48]


Указанные три этапа носят общий характер. Однако наряду с ними существуют и достаточно выраженные индивидуальные различия в реакции на стресс. Они выражаются в относительной длительности этих фаз; общей динамике; основаны на выполнении силовых напряжений. Для обозначения" меры сопротивляемости " человека стрессовым воздействиям, понятие стрессоустойчивости человека. Это способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важным аспектом стрессоустойчивости является способность не только поддерживать, но и повышать производительность труда в стрессовых условиях. Другими словами, эта способность зависит от того, сколько сил человек проявляет в первую фазу стресса - фазу мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени, существует три основных типа личностей. Они отличаются тем, как долго человек может оставаться устойчивым к временному давлению хронических стрессовых состояний, характеризуют его индивидуальный порог стрессоустойчивости. Некоторые менеджеры могут долго выдерживать стресс, адаптируясь к стрессу. Другие, даже с относительно краткосрочными последствиями стресса, терпят неудачу. Третье-вообще только и может эффективно работать в стрессовых ситуациях.[49]

В условиях длительного стресса, наиболее характерного для деятельности головы, существуют также индивидуальные различия устойчивости к нему в зависимости от параметра интернальности-экстернальности личности. Обычно стрессоустойчивость значительно выше у людей внутреннего типа и ниже, чем внешние. Методы адаптации и преодоления стресса в первом более конструктивны, а во втором могут быть основаны на типе отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации.

Еще одним важным условием стрессоустойчивости является общая мотивационная ориентация личности, ее доминантная ориентация или личностная-карероа ("на") или социально - профессиональная ("бизнес"). Показано, что доминирование личностных, в том числе карьерных мотивов, снижает стресс, а преобладание мотивов, связанных с профессиональной ориентацией, увеличивает его. В связи с этим описываются две формы поведения в условиях стресса - так называемый контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации "на себя") человек ищет способы защитить себя, уменьшить последствия ситуации для себя, в большей степени теряет контроль над ситуацией и, в конечном итоге, поэтому "бросает" конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае, ситуация остается под контролем дольше: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это - и устранения последствий для себя. Второй тип поведения гораздо эффективнее, а для деятельности руководителя - вообще единственно приемлемый.