Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Стресс как психологическое состояние организма).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
К личностным признакам, влияющим на поведение при стрессе, принадлежит также стиль защиты. З. Фрейд предложил концепцию защитных механизмов, которая была развита А. Фрейд. В современных исследованиях личности с наибольшим интересом изучались такие защитные механизмы, как вытеснение и отрицание, что получило развитие в конструкте «вытеснение». По мнению А. Фрейд, функция вытеснения имеет направленность внутрь и служит для устранения угрожающих инстинктивных импульсов. И наоборот, отрицание, будучи первым шагом защиты, защищает «Я» индивида перед угрозой внешнего мира. Аналогично, интеллектуализация - это предотвращение опасности с направленностью внутрь, а бдительность - наружу. Психоанализ стал «крестным отцом» для конструкта «вытеснение -сенситизация». Этот конструкт основывается на теории, согласно которой процессом восприятия в существенной мере управляют гипотезы, то есть ожидания, с которыми субъект встречает воспринимаемое. В отношении этих ожиданий наблюдаются межличностные различия. Постулированы (Эриксон С.В., 1951) две элементарные, основные формы защиты от страха (уменьшения страха), ориентированные либо на избежание, либо на внимание. При этом оба защитных стиля понимаются как одномерный биполярный личностный конструкт.
Аналогичным образом можно рассматривать и концепцию «контролирования/притупления» (Миллер С.М., 1989). Выраженная тенденция к контролю, управлению имеется у людей, которые в преддверии опасных ситуаций (например, перед лечебным вмешательством) занимаются поиском новой информации. Так называемые «притупляющие», наоборот, предпочитают в тех же самых ситуациях отвлечься или разрядиться и избегают информации. С.М. Миллер (1987) регистрирует оба когнитивных стиля с помощью двух отрицательно коррелирующих шкал. Адаптивными можно считать обе тенденции - в зависимости от ситуации. Если контролируемость ситуации высока, то предпосылки для адекватной реакции имеются у людей с сильной склонностью к контролированию и низкой склонностью к притуплению, а при низкой контролируемости ситуации - наоборот. На поведении больного это сказывается следующим образом: люди с низким контролем обычно обращаются к врачу слишком поздно, а люди с высоким контролем - слишком рано.[27]
Концепция С. Миллера, если не говорить об эмпирическом способе регистрации переменных, по своей сути не отличается от первоначальной концепции «вытеснения - сенситизации». Н.В. Крохн (1996), напротив, открывает новое направление в исследовании личности своей концепцией способа преодоления. В его подходе бдительность и когнитивное избегание являются двумя различными личностными переменными. Обе конструкции (в отличие от описательного измерения "смещение - сенсибилизация") вводятся на основе объяснения. Функция бдительности, т. е. внимания - уменьшить неопределенность. Когнитивное избегание предназначено для защиты организма от стимулов, которые вызывают возбуждение. Таким образом, он оказывает профилактическое действие. Обе тенденции объясняются специфическим выражением нетерпимости к неопределенности и эмоционального возбуждения.
Наряду с личностными особенностями и особенностями преодоления стресса важную роль играют события, характеристики социальной среды, являющиеся модераторами стресса. Значение этих факторов уже давно было установлено в эмпирических исследованиях этиологии, что позволило сформулировать различные понятия, такие как социальная интеграция, социальные ресурсы, социальное приспособление и др. (Бауман У., 1988). Основными составляющими всех этих конструктов являются социальные отношения в том виде, как они трактуются прежде всего в концепциях социальной сети и социальной поддержки. Как показывает У. Бауман (1992), конструкты социальной интеграции, социальной сети и различные компоненты социальной поддержки тесно взаимосвязаны друг с другом.[28]
Под социальной сетью понимаются коммуникативные связи какого-то определенного социального комплекса ( Шенк М., 1984), то есть социальная сеть состоит из «узлов» и «соединений» между ними, где узлы представляют отдельных личностей данного социального образования, а соединения - отношения, существующие между ними. В психологии и психиатрии мы имеем дело со специфическим понятием сети, отличным от такового в других дисциплинах. Здесь социальная сеть - это система социальных отношений отдельного человека, поэтому используются понятия «персональная социальная сеть», «личностная/индивидуальная сеть отношений», «система отношений», или «эгоцентрическая сеть». Описание этой индивидуальной структуры отношений проводится по различным осям измерения с выделением: структурных признаков (величина, частные группы), интеракционных признаков (продолжительность отношений) и функциональных признаков (поддержка, нагрузка).[29] Для определения и использования чаще всего учитываются (по отдельности или в комбинации) следующие критерии: субъективное значение человека - аффективная сеть; его ролевая принадлежность (партнер, родственник, сосед и т. д.) - ролевая сеть; функции (в том числе поддержки) - сеть обмена и поддержки; частота контактов - коммуникативная сеть.[30] Кроме того, с понятием сети связываются иногда конкретные роли, и в результате выделяют, например, сеть родства, дружбы или рабочую сеть.
Под социальной поддержкой понимается удовлетворение специфических социальных потребностей: в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т. д. (Виел Х.О., 1993). Это понятие описывает главный функциональный социальных отношений и сетей отношений. дальнейшая дифференциация понятия привела к выделению ряда компонентов его понимания и регистрации:
Конструктивные компоненты: воспринимаемая поддержка, то есть понимание того, что тебя поддерживают; полученная или реальная поддержка и взаимная поддержка; сеть поддержки, или ресурсы поддержки, дающие возможность обратиться к тем, кто поддержит и поможет.
Отношение к ситуации: повседневные стрессоры в противопоставлении макрострессорам (критическим жизненным событиям).
Источники поддержки: носители ролей (партнеры, родственники и т. д.).
Содержание поддержки: выделяют два главных типа поддержки (психологическая и инструментальная), которые в свою очередь, подразделяются на различные подкатегории (психологическая поддержка: эмоциональная, когнитивная, ориентированная на самооценку и т.д.; инструментальная поддержка: советы, информация, работа, деньги и т. д.).[31]
Выводы:
Стресс - это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований.
Согласно дифференциации, предложенной Д. Р. Нитше, стресс - это многозначное понятие, включающее четыре основных значения: стресс как событие; стресс как реакция; как промежуточная переменная; стресс как трансактный процесс.
Стрессы могут вызывать расстройства физической, психической социальной составляющих целостности человека.
Главной причиной возникновения стресса являются стрессоры. Люди неодинаково реагируют на идентичные стрессоры. Главный опосредующий фактор со стороны индивида - это процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения (контролируемость, каузальные атрибуции, ресурсы и т. д.)
1.2 Профессиональный стресс
Профессиональный стресс - понятие очень сложное. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. И здесь также подстерегает проблема, поскольку любой работник приходит на работу с предрасположенностью к стрессу.[32]
Тип взаимодействия со стрессорами на работе является личностной характеристикой. Стрессоры чаще привносятся в работу, чем в результат, и в любом случае они являются неотъемлемой частью профессионального стресса. К этим особенностям относятся: уровень тревожности, нейротизма, толерантность к ситуациям неопределенности.
Это может также включать стресс, возникающий вне рабочего места. Эти организации возникают стресс от семейных проблем, жизненных кризисов, финансовых трудностей и факторов окружающей среды. Все вместе создает проблемы со здоровьем, которые могут спровоцировать развитие серьезного заболевания.
Профессиональный стресс трудно определить и измерить, потому что в процессе деятельности люди подвержены стрессорам, которые не связаны с работой, но находятся под влиянием профессионального стресса. Люди могут управлять профессиональным стрессом с помощью стресс-модели. Можно сменить работу (воздействие на жизненную ситуацию), начать воспринимать стрессоры как вызов, нежели как бремя (изменение восприятия), регулярно заниматься релаксацией (влияние на эмоциональное состояние) и регулярно заниматься физическими упражнениями, чтобы использовать побочный продукт стресса (регуляция физиологического состояния).[33]
Стресс на работе можно определить как вредную физическую и эмоциональную реакцию, возникающую, когда требования работы не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят значительный вред здоровью. Вот список достоверных, ранних признаков стресса на работе: головная боль, нарушения сна, нарушения внимания, эмоциональная неустойчивость, расстройство желудка, неудовлетворенность работой, подавленное настроение. Работа и стресс-вещи несовместимые и неразделимые одновременно. Многие исследования показали, что психологически напряженных видов работы по контролю процесса производства, повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Работа, связанная со стрессом, повышает риск заболеваний опорно-двигательного аппарата, в частности патологии поясничного отдела позвоночника и верхних конечностей.
Результаты нескольких исследований показали, что частота психических расстройств (таких как депрессия или чрезмерное возбуждение) у представителей разных профессий обусловлена разным уровнем стресса на работе. Также частоту обусловливают экономические различия и разница в образе жизни.[34]
Стрессовые условия труда несовместимы с безопасностью на рабочем месте и поэтому являются основанием для производственного травматизма. Исследования в этом направлении по-прежнему необходимы и активно ведутся.
Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения. Например, некоторые могут работать только в сжатые сроки. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного давления является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией работы, отсутствием персонала (когда один человек вынужден совмещать обязанности нескольких сотрудников), а также с самим характером деятельности, в которой иногда бывают несчастные случаи (например, бизнесмены, менеджеры, полицейские, врачи, вынуждены иметь дело с внезапными кризисными ситуациями).[35] Причинами перегрузок также могут быть нереально высокие личные претензии или требования властей. Исследование показало, что именно завышенные претензии являются основной причиной профессионального стресса педагогов. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя работать за счет отдыха и здоровья, но в результате остаются недовольными достигнутыми результатами. Еще одной особенностью этой профессиональной группы является то, что преподаватели не только сами постоянно находятся в состоянии стресса, но и считают своим долгом поддерживать это состояние у своих учеников.
Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать стресс. Людям время от времени нужны новые впечатления, чтобы сохранить концентрацию и креативность, у сотрудников, выполняющих административные обязанности, часто возникает ощущение однообразия. Утром они испытывают почти паническое состояние при мысли о том, что все события предстоящего дня предсказывают с точностью до минуты. Сами по себе эти события не являются неприятными или стрессовыми, но их предсказуемость достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который не закончится. Чтобы избавиться от этой проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствие интереса к работе с вашим менеджером. Только надо учитывать, что при этом не нужно становиться в положение жалующегося. Следует пояснить, что вы являетесь сторонником работы, которая требует максимальных усилий и хотели бы иметь возможность участвовать в других мероприятиях.[36]
Также сложно принять должность низкооплачиваемого сотрудника, быть начальником иногда намного сложнее. Менеджеры, которым по роду своей деятельности приходится принимать ответственные решения, от которых зависит судьба многих людей, по-своему приспосабливаются к постоянным стрессам, развивая профессиональную "толстую кожу" - нечувствительность к последствиям собственных решений для других людей: подчиненных, клиентов, партнеров.[37] Этот профессиональный цинизм характерен для врачей, которым приходится ежедневно принимать решения, определяющие жизнь и смерть своих пациентов, а также для юристов, политиков, бизнесменов и финансистов. Те специалисты, которые не в состоянии выработать защитный цинизм, часто испытывают синдром горения-критический этап в работе, когда человек уже не может принимать решения, влияющие на жизнь окружающих. Такое часто случается с менеджерами, которые сообщают, что уволили бухгалтера из окна. В ситуации горения человек либо становится очень осторожным, предпочитая бездействие как наименьшее из зол, либо принимает какое-то случайное решение, опасаясь, что его обвинят в бездействии. Оба могут быть очень дорогими.[38]
Таким образом, ответственность-это контроль над собственной или чужой деятельности, с учетом и соблюдением норм и правил, принятых в данном коллективе. Ответственность часто становится бременем для сотрудника и превращается в сильный стресс.
Долгий и затяжной стресс может привести к синдрому профессионального выгорания. Этой концепции в психологической науке сейчас уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. По-видимому, в последние годы явление выгорания на работе стало более распространенным. Некоторые люди говорят, что боятся вставать по утрам и идти на работу, потому что чувствуют себя несчастными и разбитыми. Такие жалобы известно. Каждый человек время от времени испытывает это чувство. Но когда это состояние повторяется каждый день и не проходит, то с полной уверенностью можно сказать, что процесс выгорания-это уже функционирует. Профессиональное выгорание. приводит к энергетическому истощению среди работников здравоохранения, работников социальных служб, диспетчеров, авиакомпаний и железных дорог, водителей транспортных средств и поездов, работников образования (учителей, воспитателей) и др. Они чувствуют себя перегруженными чужими проблемами, часто несут большую ответственность за свою жизнь или здоровье, занимаются очень важными делами. Когда сотрудник сгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях. У него эмоциональное истощение, которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением.[39]