Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Принципы и эффективность дидактической игры).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Дидактическая игра, как средство воспитания ребёнка
1.2. Теоретические основы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников
1.3.Принципы и эффективность дидактической игры.
Трудовое воспитание . Многие дидактические игры формируют у детей интерес к труду взрослых, уважение к трудящемуся человеку, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в сельском хозяйстве, в строительстве. У детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.
При изготовлении атрибутов для дидактических игр школьники приобретают некоторые навыки труда. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Это является хорошим средством воспитания бережного отношения к продуктам труда и первоначального трудолюбия.
Выполнение за ребенка трудовых действий взрослыми является ущербом для его личности и развития. Никакая игра не восполнит этого
необходимого фактора для развития его личности.
Эстетическое воспитание . Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Эстетически оформленные дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в классе в определенном месте, доступном детям для его использования. Доступный для школьников дидактический материал, способствует развитию у них интереса к обучению, пробуждает положительные эмоции.
Физическое воспитание . Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.
Таким образом мы видим, что педагоги и психологи прошлого и настоящего (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.Н.Скаткин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и т.д.) едины во мнении, что игра – это особый вид деятельности, который обучает, развивает, формирует личность ребёнка, развивает фантазию и воображение.
1.2. Теоретические основы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Л.С. Выготский считает: «Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».[8]
Другие ученые считают, что это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
С помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения самостоятельных выводов идею активизации обучения в начале 19 века развивал швейцарский
учёный И.Г. Песталоцци.
Французский философ Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных
способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода . «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы…. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. _____________________________________
8Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.– СПб, 1997 с.110
Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял».[9]
В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.
Одним из важнейших мотивов учения школьников является познавательный интерес. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника. Познавательный интерес оказывает сильное влияние на развитие ребёнка и выступает как сильное средство обучения. Массу хлопот и огорчений доставляет учителю ребенок, когда он занимается из-под палки. По другому обстоит дело, когда же дети занимаются с охотой.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать,
развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, нужно использовать проблемные и игровые ситуации: поощрения, стимулирование, ___________________
9Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогическое наследие./ Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н.-М.:Педагогика.1989 с.254
эмоциональное воздействие. Нужно усилить требовательность и контроль, внедряя оптимальный ритма и режим работы индивидуально для каждого учащегося. Так же использовать приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала.
Большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности младшего школьника играет учитель. Если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если интеллектуальная деятельность, обучение доставляют радость, удовольствие ученикам, если у ребенка есть возможность заниматься деятельностью, которая вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка. От умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет только отсидеться на уроке.
Таким образом, познавательная активность выступает как сильное средство обучения, а задача учителя, формирующего познавательную активность подметить у ученика интерес к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы у него появился подлинный интерес к науке, к знаниям.
1.3.Принципы и эффективность дидактической игры.
На практике в начальных классах широко используются и применяются дидактические игры. Основными целями, для достижения эффективности, которых являются следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуаль-
ных средств обучения;
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми
овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;
-объединение знаний в категории и системы;
-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;
-приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.
-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умение действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиями других участников игры и т.д.
Дидактическая игра – обязательный структурный компонент урока. Структура дидактической игры: дидактическая цель (задача )– это требование, усвоение которого учитель хочет проверить, игровое правило и игровое действие. Педагогическая цель выступает в скрытой форме, но является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой деятельности приобретают подлинное значение, сменяясь познавательными мотивами. Содержание игры подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать!
Каждая игра требует соблюдения некоторых правил :
1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на
них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.
2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлен
духа.
3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
6. Игры должны проходить под наблюдением учителя.
Серьезным делом становится игра, если строго соблюдать эти условия.
При организации детских игр на уроках и во внеурочное время учитель обязательно должен учитывать следующие требования :
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-
волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
8. Игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации.
9. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки.
Родоначальником теории игры в российской науке является
К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой
деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. Труд и игра имеют способность усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга.