Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Принципы и эффективность дидактической игры).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Дидактическая игра, как средство воспитания ребёнка
1.2. Теоретические основы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников
1.3.Принципы и эффективность дидактической игры.
Исследователь народной культуры В.М. Григорьев отмечает, что игра -это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.
Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей.[10]
В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр.
По принципу самообучения составлены лучшие дидактические игры,
то есть так, что сама игра направляет ученика на овладение знаниями и
умениями. В играх заложена огромная информация различных знаний и
__________________
10Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е. – М., 1994, с. 23 - 24.
сведений. Какая – то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата лежит в основе любой игры. Процесс игры – ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока, помимо всего прочего – это азарт открывателя тайн, исследователя.
Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Она дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.
В игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры с одной стороны, а с другой стороны, увлекательное содержание игр, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей.
Дидактические игры влияют на появление интереса к обучению у детей. В значительной степени у детей повышается прочность знаний, умений и навыков, внимания, мышления и других психических процессов .
В младшем школьном возрасте дети эмоциональны, впечатлительны им требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий, упражнений, игр.
Таким образом, дидактические игры должны занимать определенное место в начальном образовании, так как их использование эффективно и положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, воображение), способствует формированию учебной деятельности .
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Цели применения дидактических игр в учебном процессе.
Одной из главных целей образования является развитие учебно-познавательной активности обучающихся, то тема: «Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» на сегодняшний день актуальна.
Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета. «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности - познавательная активность», – писала Т.И. Шамова. [11]
Обучение, строящееся на гуманных началах является наиболее благоприятным для развития личности ребенка в целом (и познавательной активности в том числе) .
Известный советский психолог и педагог Ш.А. Амонашвили так характеризует этот подход: «Суть… заключается в том, чтобы педагогически обязательную учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на
положительно-мотивационной основе. Иначе говоря, дело заключается в том, чтобы при необходимости усвоения именно определенной системы знаний и именно в определенный период обучения школьник принимал
педагогически обязательную задачу как им же свободно выбранную».[12]
Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности и после ее завершения, покидает ребенка, если учебная деятельность детей управляется с помощью отметки. Отметки подменяют мотивы учения и насаждают в процессе обучения страх, нервозность, неприязнь к учителю.
_____________________________
11Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системам / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
12Амонашвили Ш.А. "В школу- с шести лет" - М.: Педагогика.1986 с .
Педагогическое общение, при котором ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность является важным условием гуманистического подхода в обучении. Формой такого общения является сотрудничество. Ребенок при этом ощущает
доверие к себе, уважение к своей личности. Он имеет возможность убедиться, что с ним считаются, его мнение ценят. Ученик не только получает информацию от педагога, но и сам педагог обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить
характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать. Классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она в форме решения поставленной учебной задачи прежде всего даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Дидактические игры можно разделить на три группы:
- Игры с предметами, практические. При их изучении использую игрушки и природный материал («Домашнее хозяйство», «Цветочный магазин», «Игра в профессии»).
- Настольно – печатные игры, наглядные. При проведении их использую
парные картинки, лото, домино, географические карты (Заполни таблицу», «Найди пару», «Крестики-нолики», «Знаешь ли ты свой край»).
- Словесные. Они построены на словах и действиях играющего («Прилетели птицы», «Найди ошибку», «Что у нас растет?»).
Дидактические игры необходимо вводить с первого класса, постепенно усложняя по учебным задачам и виду учебной деятельности.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Словесные творческие игры, как правило, сопровождается большей заинтересованностью школьников. Детям нравится фантазировать, подражать, выделять главные признаки в показываемом предмете. На моих уроках дидактические игры данного вида способствуют созданию ситуации, приносящей младшим школьникам удовлетворение.
Практическая дидактическая игра стабилизирует интерес к учению у моих учеников, т.к. вовлекает их в поисковую деятельность, заставляет переносить имеющиеся знания на решение практических задач.
Дидактические игры благодаря своему разнообразию дают мне возможность включить школьников в различные формы организации деятельности на уроках: индивидуальную, групповую, коллективную.
Познание мира в дидактической игре облекается в формы, не похожие
на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на уже известные факты и явления, наполнение и расширение знаний, установлений связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала по природоведению в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет моих учеников не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять. Оценивать. В игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать быстрее и точнее реагировать на новые игровые ситуации.
Существенной стороной познавательной игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес учеников, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Географическая молчанка» замысел игры заключается в том, чтобы молча вспомнить и показать по карте географические объекты.
Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Усвоение детьми правил игры, самоконтроль и взаимоконтроль в игре. Чем разнообразнее игровые действия на моих уроках, тем интереснее сама игра. Каждая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Совсем не обязательно, чтобы результат выражался в отметке или призе, моим ученикам достаточно того удовольствия, которое доставляет им игра.
Некоторые используемые мною познавательные игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат школьников применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
Правила в организации и проведении дидактических игр:
- Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.
- Игру можно оживлять введением новых правил, нового содержания, изготовлением атрибутов игры.
- В игре необходимо создавать непринужденную обстановку, нельзя сдерживать двигательную активность ребенка, пусть дети прыгают, бегают, сидят, кричат, смеются.
- Желательно, чтобы ученики готовились к игре заранее и самостоятельно: мастерили пособия, учили слова, роли.
- В игру желательно вносить сказку, стихи, песенку, волшебную палочку – все то, что придаст ей необычность, праздничность, желанность.
- Если во время игры учащиеся затрудняются в выполнении действий, то учитель может взять на себя выполнение какой–либо роли, что активизирует детей, регулирует их взаимоотношения.
- Важно вовремя подготовить ребят к окончанию игры, для чего учитель заранее ставит перед детьми цель и оговаривает время проведения игры.
- После игры желательно оценить ребят, похвалить, провести коллективное обсуждение игровых действий.
Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Дидактическую игру можно использовать на любом типе урока (уроке – экскурсии, обобщающем, контрольном, изучения нового материала, комбинированном), на любом этапе урока (проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного и обобщении новых понятий).
На каждой ступени обучения игра выполняет определенные функции. В начальной школе дидактическая игра вводится в ход урока для активизации учебной деятельности младших школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и работоспособности.