Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Принципы и эффективность дидактической игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Логические концовки

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

Очень приятно слышать от детей: “А когда мы ещё будем проводить соревнования?”, ученики с интересом ждут подобных игр, с большим интересом участвуют в них. Познавательный интерес, интерес к предмету повышается – ради этого стоит организовывать такую работу. Важно не переборщить – частое использование приведёт к потере интереса.

На своих уроках я использую электронные дидактические игры это игры, в которой игрок может взаимодействовать с виртуальной средой, построенной компьютером. Это состояние достигается за счёт визуальных и звуковых эффектов.

На уроках русского языка игровые задания помогают усваивать трудные грамматические правила:

  • Правила в стихах
  • Рифмованные упражнения
  • Грамматические сказки
  • Морфологические шарады
  • Собери слово
  • Загадки- шутки
  • Кроссворды

На уроках окружающего мира:

  • «Третий лишний»;
  • сюжетно- ролевые игры («Круглый стол», «Пресс-конференция» и др.);
  • познавательные игры-путешествия

На уроках технологии и изобразительного искусства:

  • предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом.
  • Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.

Обобщить знания на любом уроке

  • можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.

Все игровые задания, используемые на уроках, содержат проблемную задачу. Всем интересно, школьники играют, а играя, непроизвольно

закрепляют и доводят до автоматизированного навыка знание. Всё это было

проверено на практике.

Мною была проведена оценка эффективности использования дидактических игр в обучении младших школьников. Она велась по следующим критериям:

- улучшение результатов обучения;

- развитие и формирование личности;

- изменение мотивации учения;

- увеличение активности детей, их интереса к изучаемым предметам;


- развитие познавательных психических процессов детей;

- повышение речевой активности детей.

Качество знаний обучающихся при 100% уровне обученности составляет:

Предмет

2 класс

3 класс

4 класс

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Математика

75%

78%

82%

Русский язык

69%

72%

79%

Литературное чтение

78%

82%

87%

Окружающий мир

77%

81%

85%

Из этих данных на начальном и на конечном этапе исследования можно сделать вывод, что качественные изменения в данном классе достаточно высокие. Динамика роста учебно-познавательного интереса, повышение мотивации учебной деятельности, развитие коммуникативных умений  свидетельствует о продуктивности использования дидактических игр. Ученики продолжают учиться и в среднем звене, не снижая уровня обученности. Дети активно участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах. На уроках нет скучающих. Все ребята работают активно, умеют слушать и слышать, а так же общаться друг с другом и с

учителем. Они стараются высказать свою точку зрения. У ребят появляется

самостоятельность.

По моему мнению, в наше время игра является своеобразной школой социализации ребенка. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, культура обучения, выработанная и воспитанная детьми вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Дидактическая игра - обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, формирует навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Как удалось установить, введение в процесс обучения дидактических  игр способствует углублению учебно-познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно поставленным задачам в результате проведенного исследования было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.


Познавательно-игровая деятельность на уроках позволяет:

  • обеспечить доступность изучения программного материала;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, внимание, творческие силы и познавательную деятельность;
  • развивать наблюдательность, смекалку, самостоятельность, образное и логическое мышление;
  • серьёзный, напряженный труд сделать занимательным для каждого ученика.

Таким образом, в начальной школе необходимо на уроке использовать дидактические игры. Такие игры сделают каждый урок долгожданным и желанным. Они будут стимулом для детей в успешности обучения, а значит, будут способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости. Главное для ребёнка - с удовольствием учиться!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986
  2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987
  3. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного
    1. развития детей дошкольного возраста. / Н.Е. Веракса. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.–
    1. СПб., 1997.  
  6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. – СПб.,1997
  7. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е. – М., 1994
  8. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004
  9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
  10. Коменский Я.А. Великая дидактика –М.:1981
  11. Кружецкий В.А. Психология. – М., 1986
  12. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду./Педагогические сочинения. -М.,1959,т.6.
  13. Минскин В.И, От игры к знаниям. – М., 1988
  14. Селецкая, Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников. – Л., 1984
  15. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия’,2002
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000
  17. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогическое наследие./ Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н.-М.:Педагогика.1989 с.25
  18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. –М.: Просвещение, 1987 
  19. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1973 Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950
  20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950
  21. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М. Фридман. М.: Институт практической психологии, 1997
  22. Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. – М., 1990. 
  23. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. –
  26. Якобсон П.М. Психология чувств и эмоций. П.М. Якобсон. – М.: Институт практической психологии, 1998.