Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Принципы и эффективность дидактической игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На уроках в начальной школе широко используются дидактические игры.

Такие игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих (особенно для школьников 1–2-х классов) в традиционной организации вызывают не интерес, а негативные эмоции, те, в свою очередь, способствуют лишь снижению познавательной активности и трудоспособности.

Дидактическая игра - обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, формирует навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Итак, можно сделать вывод, что, испытывая радость от новых действий, учащиеся проявляют себя субъектами деятельности, что способствует формированию интереса к учению и предмету. Кроме того, благодаря использованию дидактической игры повышается уровень знаний младших школьников, активизируется их познавательная активность, снимается утомляемость, повышается уровень общения, работоспособности и внимания младших школьников, что доказывает активизирующую роль игры.

2.2. Использование дидактических игр на уроках для активизации познавательной деятельности младших школьников.

В.А.Сухомлинский, придававший огромное значение игре в работе с младшими школьниками, писал: «Игра – широкое и многогранное понятие.

Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение». И далее: «Очень важно. Чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрывался перед

ребёнком классной дверью».[13]

________________________

13Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа,1974 с.111

Работая учителем начальных классов, у меня обучались и обучаются

дети с разными способностями, разной подготовкой и разными личностными

характеристиками. Не все дети одинаково усваивают учебный материал, поэтому возникла необходимость создать такие условия обучения и развития, чтобы каждый ребёнок научился работать творчески, умел высказывать своё мнение, смог увидеть свои ошибки.  Я поставила перед собой задачу развивать у детей познавательные  компетенции. Оптимальное развитие каждого ребенка стало основной идеей. Учитывая его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности, ученик выступал равноправным участником процесса обучения то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности.  


В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого  лежит системно - деятельный подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Моя задача как учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Для младших школьников одним из главных средств и условий развития интеллекта продолжает оставаться игра. Она постоянно пополняет знания, является средством всестороннего развития ребенка, его

способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского

коллектива интересным содержанием.

На уроке в игре незаметно для себя ребёнок вырабатывает ряд навыков

и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Дидактическая игра способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, активизирует мыслительную деятельность детей, развивает наблюдательность, смекалку. Дидактическая игра, как эффективное средство обучения младших школьников, помогает ребенку понять необходимость научить себя учиться. В своей работе, для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, я  использую такие дидактические игры: сюжетный урок; урок – сказка; урок – путешествие; урок – конкурс; урок – расследование; урок - игра.

Я включаю в свой урок дидактическую игру или игровые моменты, что делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игру провожу на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. На своих уроках я предлагаю такие дидактические приёмы как «Волшебный цветок» (каждый лепесток которого – задание), весёлый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные   задачи, составленные на основе русских народных сказок, литературных произведений.

Одной из главных проблем учителя, особенно учителя начальной школы — научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.


С этой проблемой сталкиваются особенно учителя первого класса. Чтобы решить эту проблему я обратилась к игротерапии. Игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает ребенку наиболее эффективно использовать свои склонности и способности к учению, способные помочь ребенку выплеснуть или переработать негативную энергию, восстановить внутренне равновесие растущего организма. Главный принцип игровой терапии – не управлять, но понимать.

На своих уроках, для активизации внимания, развития интереса к предмету я использую игры развивающие воображение, сообразительность, правильную речь. Например, народная игра  "Где мы были. мы не скажем, а что делали - покажем"  Эта игра учит детей правильно употреблять глаголы (время, лицо)

Игра "Охотник" (или "Рыболов", "Птицелов") - народные игры. Они помогают интересно, доступно запомнить классификации и названия животных, (рыб, птиц). Их же можно использовать на уроках математики при счете и решении задач.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Используя игровую форму на уроке, я соблюдать следующие условия:

Дидактическая игра должна:

  • соответствовать возрасту детей, их интересам и потребностям;
  • меняться и отличаться разнообразием;
  • проводиться в системе и пронизывать учебный процесс, затрагивая все учебные предметы;
  • выполнять свои основные функции (образовательную, познавательную, коммуникативного межличностного общения).

Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – Я пойму!» Так приобретённые в результате дидактической игры знания позволяют младшим школьникам сознательно овладеть умениями и навыками. На своих уроках в начальной школе я успешно применяю такие приёмы:

«Кластер»: информация, касающаяся какого-либо предмета, явления или события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, с которым ученики логически связывают последующие ассоциации. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

«Корзина идей»: метод организации индивидуальной и групповой работы в начале урока на этапе актуализации знаний. Задаётся  вопрос, что дети знают по теме уроки, ответы записываются в тетрадь (индивидуальная работа). Затем дети обмениваются мнениями в парах и группах, выясняют, у кого мнения совпали, какие возникли разногласия; составляется список мнений (идей), в «корзину идей» помещаются правильные мнения (сортировка происходит по ходу работы, ошибки исправляются). Данный приём уместно использовать в 3-4 классах.


«Отсроченная догадка»: дети высказывают предположения по заявленной теме, но вопрос остаётся открытым до конца урока. В конце урока ученики должны сами дать ответ на вопрос. Данный приём можно использовать на любом уроке.

«Чтение с остановками»: эффективно использовать на уроках литературного чтения, предложив детям высказать предположения по заглавию, по имени героев, пофантазировать о событиях.

Изучение слогов, деление слов на слоги является трудной темой в 1 классе. Поэтому я применяю различные  дидактические игры, чтобы повысить интерес к изучаемому материалу, активизировать мыслительную деятельность у детей. В этом помогут игры:

«Договори последний слог»  (проводится с мячом); «Фонетические загадки»

 -Узнайте: мышке или лягушке.

Кому больше понравился Теремок

В слове-отгадке 3 слога.

- Ворона или соловей?

Чьё пенье радует слух? В слове-отгадке ударный слог – третий.

Фрагмент урока по русскому языку во втором классе

Тема: «Повторение безударных гласных и парных согласных в корне слова».

У. – Сейчас мы с вами будем разведчиками. В разведывательный центр поступила шифровка – пароль, открывающий доступ в секретную лабораторию. Для того, чтобы расшифровать её, необходимо в слова вставить пропущенные буквы и из них составить слово. Таких слов будет пять. Каждая группа будет расшифровывать своё слово.

1 карточка.

Но…, шала…, прол…вной, паке…, тр…ва. (сшита)

2 карточка.

В…да, медве…ь, б…глец, сторо…, тру…, кр…сота. (одежда)

3 карточка.

Бага…, пр…вдивый, кусо…, в…дро, лопа…ка. (жакет)

4 карточка.

Ли…кий, п…лить, похо.., пиро…ки, лош…ди, сро…. (пиджак)

5 карточка.

Носо…, др…зды, шар…, топо…, к…душка. (кофта)

Каждая группа (по четыре-пять человек) выполняет задание, собираясь у одной парты. Затем проверка выполнения.

У. – У нас получились следующие слова: сшита, одежда, жакет, пиджак, кофта. Теперь проверим, откроется ли кодовый замок.

На доске картинка замка. Дети снимают картинку, переворачивают, читают. Задание выполнено.

Фрагмент урока математики во втором классе

Тема: «Повторение сложения и вычитания в пределах 10»

На доске четыре столбика (по количеству рядов) примеров на сложение и вычитание в пределах 10, в каждом столбике шесть примеров (по количеству детей в ряду)

3+5

2+6

7-2

9-7

8-4

10-7

4+3

4+6

6+3

4+5

10-6

10-9

9-5

7-4

1+9

7+2

2+7

8+2

9-6

6-3

10-8

8-6

3+7

5+4


У. – А сейчас проведём математическую эстафету. Каждой команде необходимо быстро и правильно решить примеры. Во время соревнования разрешается подсказывать, “болеть” за участника команды, как на настоящих спортивных соревнованиях. Каждый участник должен решить по одному примеру. Итак, на старт, внимание, марш!

Дети выбегают по очереди к доске, решают примеры, остальные помогают (в это время учащиеся встают из-за парт, им разрешается покричать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.). Звучит музыка (весёлые детские песенки).

«Составляем римские цифры»

      Нужно поделить детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Затем составить из палочек как можно больше римских цифр, а потом сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

«Что на свете одно»

      Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно. Например: солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записаных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи по размерам»

      На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

В ходе выполнения задания дети увлекаются игрой, их глаза горят азартом, сами не замечая, выполняют учебную задачу – повторение пройденного материала. Обнаруживается, что дети, в обычных условиях с трудом решающие подобные примеры, справляются без труда и с большим интересом. По окончании эстафеты подводятся итоги. Аналогично можно организовать работу и по русскому языку – повторение безударных гласных, заглавной буквы в именах собственных – по любой теме.

На уроках математики я использую широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

  • Задачи в стихах
  • Занимательный квадрат
  • Задачи – шутки
  • Кто быстрее?
  • Математический фокус
  • Математическая эстафета
  • Найди ошибку
  • Продолжи счёт
  • Головоломки, ребусы
  • Задачи на смекалку и многое др.