ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2019
Просмотров: 393
Скачиваний: 1
- в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования
Взгляды Матюшкина А.М. на особенности студенческой учебной деятельности (субъектный подход).
Главная идея: студент (ученик) должен принимать активное участие в образовательном процессе. То есть быть активным субъектом во время получения знаний, а не пассивным слушателем. Отсюда и
Поступив в школу, ребенок в некоторых случаях как бы разучивается думать, за него думает учитель. То же зачастую происходит и в университетской среде. В результате такого обучения в течение многих лет обучающиеся становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения.
При организации процесса усвоения знаний необходимо прежде всего создать условия, вызывающие познавательную потребность у обучаемого. Только при этом условии процесс усвоения знаний будет происходить в соответствии с основной закономерностью усвоения – как удовлетворение возникшей познавательной потребности.
Психическое развитие, особенно интеллектуальное развитие человека осуществляется только в условиях преодоления "препятствий", интеллектуальных трудностей. Нужда, потребность – главный источник психического развития человека.
Чем хаpaктepизуeтся состояние потребности?
1) ощущением необходимости в каком – либо отсутствующем, но требуемом для организма объекте.
2) потребность вызывает активность организма, направленную на достижение этого отсутствующего объекта.
Познавательная потребность хаpaктepизуeтся тем, что человек испытывает необходимость в некоторых отсутствующих, то есть неизвестных ему знаниях и способах действия. Познавательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечивает открытие человеком этих знаний.
Матюшкин связывал возникновение познавательной потребности с пониманием проблемной ситуации, особо отмечая, что познавательная потребность рождается всякий раз как потребность, не знающая предмета своего удовлетворения.
Матюшкин рассматривает действие как основной компонент связи человека с окружающим его миром.
По своей общей структуре действие включает в себя:
А ) цель действия;
Б ) способ действия;
В ) условия действия.
Целью действия служит некоторое новое знание, отвечающее определенным требованиям. Результат действия – приобpeтeниe человеком сведений, выявление новой информации, доказательство некоторых положений и т.п.
Способ действия составляет система операций, с помощью которых осуществляется прeобpaзовaниe предмета действия для достижения цели.
Условия действия включают неспецифические особенности предмета действия. К ним относятся особенности предмета действия, непосредственно не связанные с достигаемой целью.
Цель и условия действия выступают на начальном этапе выполнения действия как задание, которое ставится перед человеком или им самим.
Интеллектуальная деятельность человека не только является специфической для него деятельностью, но и соответствует достаточно высокому уровню развития человека. Она составляет основу теоретической деятельности человека, включающей использование сложных систем знаковых образований, прeдполaгaeт достаточно высокий уровень абстракции от предметов деятельности.
Контроль и оценка правильности выполнения действий и достигаемых результатов могут осуществляться только опосредствованно, с помощью других действий.
На этапе усвоения нового действия учащийся не может сам оценить правильность его выполнения, он может это сделать только с помощью учителя или обучающего устройства.
Различные типы внешних обратных связей представляют собой как бы "костыли", с помощью которых учащийся делает первые шаги на пути усвоения нового действия. Их содержание составляет содержание усваиваемых знаний. Механизм их – сопоставление произведенного интеллектуального действия с заданным образцом его, с его эталоном.
Таким образом, субъектный подход Матюшкина можно охарактеризовать следующим образом. Студент в процессе усвоения знаний не должен терять потребность в получении этих знаний. Только в условиях активного участия в своем образовательном процессе можно получить положительный результат. Вспомогательными элементами в процессе обучения будут служить опосредованный контроль и оценка (важно, чтобы не происходило сильного давления на объект обучения, но при этом присутствовал какой-то внешний контроль), различные типы внешних обратных связей (сопоставление осуществляемой деятельности с эталоном). То есть субъектный подход в образовательной среде осуществляется в тесном взаимодействии с различными элементами и, не смотря на активное участие студента в процессе обучения, важным элементом являются мягкие внешние границы.
Источники:
1)Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник по педагогической психологии. 2004 г. 384 С.
2)Якунин В.А. Педагогическая психология. Издательство Михайлова В.А., 2001 г.
3)Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалев, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980.
4)Московской городской психолого-педагогический университет. Электронная Библиотека. Режим доступа:http://psychlib.ru/index.php
5)Соломатина Т.Б. Инициативы в педагогической деятельности/Т.Б. Соломатина// Инициативы XXI века. -2009. -№1. С.8-12.
6)Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 160 с.
7)Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. 392 с..