Файл: Нотариат в РФ (Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в РФ).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
С нормой ч. 4 статьи 1 Основ согласуется положение п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья введена Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)[32], в котором в рамках определения прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Соответственно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена п. 12, предусматривающим право органов местного самоуправления муниципального района на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.
Помимо прочего ч. 4 статьи 1 предусматривает необходимость направления в территориальный орган юстиции, т.е. территориальный орган Минюста России сведений о лицах, которым в соответствии с данной частью предоставлено право совершать нотариальные действия. При этом федеральному органу юстиции, т.е. Минюсту России делегированы полномочия по установлению формы и порядка направления таких сведений.
Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, указаны в ст. 37 Основ. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой федеральным органом юстиции.
Нотариальные действия от имени России на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий. .Это предусмотрено чатсью 5 статьи 1 Основ. Данная норма основана на положении ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, в соответствии с которым Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Осуществление должностными лицами консульских учреждений РФ за пределами России нотариальных действий основано также на норме п. "f" ст. 5 Венской конвенцией о консульских сношениях, заключенной в Вене 24 апреля 1963 г.[33] (СССР присоединился к Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1989 г. N 10138-XI), согласно которой одной из консульских функций является исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера. В соответствии же с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
Совершение нотариальных действий названо среди консульских функций в п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"[34]. Как определено в ч. 1 указанной статьи, под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств РФ по защите прав и интересов России, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами России.
Статус консульского учреждения определен в ст. 6 названного Закона, согласно ч. 1 которой консульское учреждение является государственным органом внешних сношений России, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени России; консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел. Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 утверждено Положение о Консульском учреждении Российской Федерации[35].
Статус консульского должностного лица определен ст. 13 названного Закона, в ч. 1 которой установлено, что консульским должностным лицом является гражданин РФ, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства РФ и уполномоченный на выполнение консульских функций.
Нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами, перечислены в ст. 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" и ст. 38 снов. Согласно ч. 2 ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами РФ.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли[36]. В развитие данной нормы в ст. 6 Основ закреплен запрет нотариусу заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Кроме того, исходя из норм гражданского законодательства РФ в ч. 5 ст. 24 и ч. 3 ст. 29 Основ предусмотрено, что соответственно нотариальная палата и ФНП могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач.
Понятие предпринимательской деятельности определено в п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ: гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом следует учитывать правовую позицию, изложенную в письме ВС России "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам"[37] в отношении оценки деятельности в качестве предпринимательской: так как извлечение прибыли - цель предпринимательской деятельности, а не ее обязательный реальный результат, то само по себе отсутствие прибыли от этой деятельности не служит основанием для вывода о том, что такая деятельность не предпринимательская.
Ранее в данном в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ[38]) определении понятия "индивидуальные предприниматели" указывалось, что к таковым среди прочих относятся частные нотариусы. Однако, как указывалось в Определении КС России от 6 июня 2002 г. N 116-О[39], данное в названном Кодексе определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения; самостоятельного же регулятивного значения - как норма прямого действия - абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ не имеет и не может нарушать прав и свобод заявительницы, являющейся частным нотариусом. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ[40] положение о том, что частные нотариусы относятся к индивидуальным предпринимателям, из п. 2 ст. 11 НК РФ исключено.
3. Нотариальная палата, как организация, которая представляет и защищает права и законные интересы нотариусов
Исследуя основы нотариата в РФ нельзя не рассмотреть организацию, которая представляет и защищает права и законные интересы нотариусов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Такой организацией является нотариальная палата.
Часть 1 статьи 24 Основ[41] определяет нотариальную палату как некоммерческую организацию, представляющую собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Правило, согласно которому нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта РФ, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность, закреплено в ч. 4 ст. 2 Основ.
Деление организаций на коммерческие и некоммерческие предусмотрено в п. 1 ст. 50 части первой ГК РФ: юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ[42] п. 3 указанной статьи изложен полностью в новой редакции, в подп. 3 которой предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в организационно-правовых формах, к которым относятся в том числе нотариальные палаты.
Для нотариуса, занимающегося частной практикой, членство в нотариальной палате субъекта РФ, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность, является обязательным. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Ранее вместо таких лиц указывалось на лиц, получивших или желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. Изменение внесено с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ[43], внесшим одновременно соответствующие изменения в требованиях к нотариусу в части исключения необходимости наличия лицензии на право нотариальной деятельности.
В рамках регламентации членства в МГНП в ч. ч. 6 и 7 ст. 14 Закона г. Москвы о нотариате[44] указано следующее: все нотариусы г. Москвы в соответствии с законодательством РФ о нотариате и названным Законом входят в МГНП в качестве ее членов; лишение нотариуса полномочий по основаниям, установленным законодательством РФ и названным Законом, влечет за собой прекращение его членства в МГНП.
Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте РФ. При этом подразумевается, что в одном субъекте может быть создана только одна нотариальная палата. Так, в ч. 2 ст. 14 Закона г. Москвы о нотариате непосредственно указано, что в г. Москве создается одна нотариальная палата (т.е. МГНП).
Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов РФ других нотариальных палат Основы не предусматривают, что прямо отмечено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 19 апреля 1999 г. по делу N 34-Г99-3[45].
Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. При этом предусмотрено, что деятельность ФНП осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и своим уставом.
То, что нотариальная палата является юридическим лицом, непосредственно следует из положения ч. 1 статьи 24 Основ, определяющего, что нотариальная палата является некоммерческой организацией. Понятие юридического лица определено в ст. 48 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В рамках регламентации правового положения МГНП в ст. 14 Закона г. Москвы о нотариате (в ред. Закона г. Москвы от 2 апреля 2008 г. N 15) среди прочего предусмотрено следующее:
МГНП является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета в банках, печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на г. Москву как субъект РФ (ч. 3);
МГНП осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления и самофинансирования в соответствии с законодательством РФ, названным Законом и своим уставом. Она вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач (ч. 4);
МГНП может иметь в собственности здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество, необходимое для осуществления ее уставных целей и задач. Источником формирования имущества МГНП являются членские взносы нотариусов, доходы от распоряжения имуществом, находящимся в ее собственности, и иные доходы, не запрещенные законодательством РФ (ч. 8);
МГНП отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 9);
Нотариусы не отвечают по обязательствам МГНП, а МГНП не отвечает по обязательствам нотариусов (ч. 10);
МГНП ежегодно предоставляет в уполномоченный орган отчет о своей деятельности в установленном порядке и в установленный срок (ч. 11).
Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Данное положение соответствует общему правилу п. 3 ст. 50 части первой ГК РФ о том, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Вместе с тем в приведенной гражданской норме речь идет не только о предпринимательской деятельности, а в целом о приносящей доходе деятельности.
Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.
Однако данная норма устарела, причем по двум основаниям. Во-первых, вместо налога на имущество предприятий введен налог на имущество организаций. Во-вторых, налог на имущество организаций согласно п. 1 ст. 14 части первой НК РФ относится к региональным налогам, а в соответствии с п. 3 ст. 12 и п. 3 ст. 56 данного Кодекса льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются данным Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах. Таким образом, Основами льготы по налогу на имущество организаций устанавливаться не могут.