Файл: Нотариат в РФ (Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из роли нотариата в судопроизводстве по гражданским делам, в правовой науке нотариат нередко называют институтом предупредительного (превентивного) правосудия[16]. При этом не предполагается прямое осуществление правосудия нотариатом, он лишь призван обеспечивать защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан, предупреждая обращение в суд. При невозможности предотвращения судебного разбирательства нотариальные действия позволяют максимально облегчить и упростить рассмотрение дела. Например, установление обстоятельств дела в "ординарной" судебной процедуре существенно упрощается за счет принятия во внимание большой юридической силы документов, выданных нотариусом. В этой связи следует указать, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не определяет преимущественного характера определенных доказательств, а следовательно, нотариально оформленные документы не наделены определенной силой. Однако если показания одних свидетелей в ходе судебного разбирательства оспариваются с помощью других свидетельских показаний, то большинство документов, оформленных нотариально, оспариваются исключительно посредством предъявления соответствующего иска, в частности о признании недействительным договора, свидетельства и т.д.

Признавая большую роль нотариата в защите прав и законных интересов юридических лиц и граждан, полагаем, необходимо указать на ошибочность отнесения нотариата к органам "превентивного правосудия". Целью правосудия становится разрешение социального конфликта. В бесспорных ситуациях правосудие не осуществляется. Нотариальная же деятельность относится к области бесспорной юрисдикции, так как социально-правовым назначением нотариальной деятельности выступает предотвращение судебных споров посредством удостоверения нотариусом сделок, бесспорных прав и фактов (придания им юридической достоверности). Более корректным в этой связи станет употребление термина "процесс", а не "правосудие" по отношению к нотариальной деятельности[17].

Нотариальные органы в России имеют двойственный административно-правовой статус, сочетающий принципы возложения на нотариусов государственных функций и государственного контроля их деятельности с саморегуляцией.

Нотариальная деятельность, так же как и нотариат, обладает двойственной правовой природой (публичной и частной). Однако публичный характер нотариальной деятельности имеет бесспорное преимущество:


1) факты и документы, засвидетельствованные нотариусами, приобретают подтвержденный государством характер;

2) формирование нотариата происходит по инициативе государственной власти;

3) любые нотариальные действия осуществляются от имени государства в процессуальных формах, определенных государством;

4) материальное и техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор находится в сфере государственного ведения;

5) контроль за деятельностью нотариусов осуществляется государством.

Определение юридической природы российского нотариата предполагает проведение функционального анализа деятельности нотариусов. В настоящее время не существует единого мнения по поводу количества и содержания функций, выполняемых нотариатом. Разрешение этой проблемы имеет принципиальный характер, так как не только позволит выявить специфику нотариальных действий, но и предоставит возможность для четкого законодательного определения места и роли нотариата в правовой системе государства.

Особого внимания исследователей заслужили публичные функции российского нотариата. М.К. Треушников в качестве основной такой функции определяет охрану права и осуществление предварительного правосудия. В юридической науке она получила название "правоохранительно-юрисдикционная функция"[18].

Е.А. Кирилловой определена правоохранительная функция нотариата, которая, по мнению исследователя, представляет собой своеобразную детализацию функций Министерства юстиции Российской Федерации, ориентированных как на организацию юридических услуг, так и на оказание правовой помощи. Необходимо также выделить функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте[19].

Увеличивая число функций российского нотариата до двух, Р.И. Вергасова называет в числе таковых правозащитную и правоприменительную. Позиция автора объясняется тем, что совершаемые нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, призваны обеспечивать защиту прав и законных интересов всех обращающихся к нотариусам лиц. Совершение же нотариальных действий от имени государства выступает гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов[20].

Е.В. Погосня поддержал точку зрения Е.Э. Денисовой, которая предложила авторскую классификацию публичных функций нотариата[21]. Весь их комплекс исследователем представлен двумя группами. Так, предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохрани-тельная и фискальная функции нотариата вошли в группу социальных. Правоустановительную, удостоверительную, охранительную и юрисдикционную Е.Э. Денисова определила как содержательные функции.


Схожая позиция в классификации функционального многообразия нотариальной деятельности принадлежит О.В. Купцовой, которая в работе "Нотариат как субъект юридической помощи в Российской Федерации"[22] функции нотариата представила двумя группами: общие (социальные) и специальные (содержательные). Принципиальным различием во взглядах Е.Э. Денисовой и О.В. Купцовой стало исключение последней из общего комплекса специальных (содержательных) функций нотариата охранительной.

Стоит отметить, что близость социальных и содержательных функций и их практическое соединение в процессе осуществления нотариальной деятельности являются теми факторами, которые позволяют охарактеризовать эту классификацию как спорную. Особую роль в числе функций нотариата принадлежит юридическому обслуживанию граждан и организаций, разъяснению им возможностей использования правовых норм, предотвращению разногласий между субъектами возможного правового спора.

В этой связи наиболее удачной, на наш взгляд, является попытка А.В. Герасимова и П.В. Надтачаева представить в классификационной группе социальных функций нотариата дополнительную - функцию юридического обслуживания населения и оказания ему правовой помощи[23].

Таким образом, осуществление правового обеспечения активно развивающихся в настоящее время экономических отношений невозможно без института нотариата. Нотариусами совершается ряд нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов; приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; обеспечению мер по охране наследственного имущества и др. Объектом нотариальной деятельности являются установленные законом действия, совершение которых обеспечивает права и законные интересы тех лиц, которые воспользовались услугами нотариуса. Анализ субъектов нотариальной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, позволяет выделить несколько категорий лиц: частные нотариусы, нотариусы государственных нотариальных контор, а также лица, уполномоченные совершать нотариальные действия в установленном законом порядке.

2. Положения, определяющие основы нотариата в России

Согласно ч. 1 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[24] (далее – Основы) нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России.


Как отмечалось в Постановлении КС России от 19 мая 1998 г. N 15-П[25], данная норма гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС России РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П[26], нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени России, являются публично значимыми действиями.

Согласно пункту "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы нотариата находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Соответственно, нотариальная деятельность регулируется не только Основами законодательства о нотариате и иными законодательными актами РФ, но и законами субъектов РФ, например, Законом г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве", Законом Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. N 803-3 "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге". В этой связи представляется целесообразным упомянуть о примечательности нормы ст. 1 Закона г. Москвы о нотариате[27], провозглашающей, что нотариат в г. Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России.

Нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно ч. 3 ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Там же установлено, что оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

В части 3 статьи 1 Основ закреплена необходимость ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "реестр нотариусов"). Согласно данной норме указанный реестр ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "федеральный орган юстиции"), которому и делегировано полномочие по установлению порядка ведения такого реестра.


Данная часть также определяет открытый характер содержащихся в реестре нотариусов сведений, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и предусматривает необходимость размещения таких сведений на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Кроме того, рассматриваемая часть предусматривает выдачу территориальным органом федерального органа юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "территориальный орган юстиции") лицу, внесенному в реестр нотариусов, по его просьбе выписки из реестра нотариусов, содержащей сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. При этом установлен срок выдачи такой выписки - в течение двух рабочих дней после дня обращения соответствующего лица.

Федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в соответствии с п. 1 и подп. 3 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации[28], является Минюст России. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. N 25 утверждены Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[29], а Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. N 26 - Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации"[30].

В ч.4 статьи 1 Основ предусмотрено, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

В данном виде рассматриваемая норма изложена в редакции изменений, внесенных Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ.

В отношении внесенных в Основы изменений необходимо отметить следующее:

- в первоначальной редакции данной нормы устанавливалось, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Изменения были направлены на приведение Основ в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[31] в части закрепления возможности совершения органами местного самоуправления поселения отдельных нотариальных действий, предусмотренных действующим законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Также предусматривалось положение, согласно которому, в случае отсутствия в поселении нотариуса, органы местного самоуправления вправе совершать нотариальные действия, предусмотренные действующим законодательством.