Файл: Нотариат в РФ (Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в РФ).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Введение
В настоящее время не только в России, но и во всем мире не утихают споры о том, в какую сторону должны эволюционировать экономическая, политическая и правовая области жизни общества. Экономические кризисы и нестабильность последних лет обострили дискуссию о роли государства в жизни общества и балансе частной и публичной сфер.
Уникальность института нотариата обусловлена его неповторимой частно - публичной природой. С одной стороны, частнопрактикующий нотариус является абсолютно самостоятельным субъектом права, сам организует и содержит нотариальную контору, отвечает собственным имуществом за причиненный ущерб. С другой стороны, нотариус совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, взимает нотариальный тариф, равный государственной пошлине за их совершение, и контроль за его деятельностью осуществляют в том числе государственные органы юстиции. Именно смешанная, частно-публичная природа делает институт нотариата столь неповторимым и многогранным.
Вся история нотариата - это история поиска баланса между частным и государственным, интересами экономики и юридической безопасностью, открытостью и закрытостью нотариального сообщества. В какие-то моменты нашей истории нотариат становился полностью государственным, а нотариусы были полноценными государственными служащими. Затем возродился негосударственный нотариат, а большое число нотариальных действий в целях снижения экономической нагрузки на бизнес и граждан утратило законодательный характер обязательных.
Нотариат как объект научного исследования является феноменом, требующим к себе пристального внимания ученых. Вопросы определения содержания понятия нотариата, его правовой природы и места в системе правовых институтов и отраслей права, основных функций, а также соотношения нотариата с институтами власти и гражданского общества в настоящее время приобретают в юридической науке особую актуальность.
Целью курсовой работы является исследование правовой природы нотариата и положений, определяющих его основы в РФ.
Для достижения цели обозначим задачи:
- Исследовать специфику правовой природы нотариата.
- Рассмотреть положения, представляющие основу нотариата в нашей стране.
- Изучить деятельность, полномочия нотариальной палаты, как организации, которая представляет и защищает права и законные интересы нотариусов в различных органах власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Нормативно-правовая основа курсовой работы представлена кодексами, законами РФ, различными нормативными актами.
Теоретическую основу представляли труды А.С. Буровой, Р.И. Вергасовой, А.В. Герасимова, Е.А. Кирилловой, Н.И. Комарова, Р.Т. Кулишовой, О.В. Купцовой, А.В. Малько, И.А. Остапенко, Е.В. Погосяна, В.В. Ралько, Е.А. Тарасовой, И.Г. Черемных, В.В. Яркова и др.
Структура курсовой работы – введение, три главы, заключение, список источников.
1. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в РФ
В российской теории права и законодательной базе пока отсутствует единое содержание понятия "нотариат". При этом, по мнению ряда исследователей, четкая дефиниция нотариата, в полной мере отображающая сущность этого общественного института, несет в себе большой практический потенциал[1].
В принятых 11 февраля 1993 г. Основах законодательства РФ о нотариате не представлено его определение, что позволило российским ученым предложить на рассмотрение многочисленные определения понятия "нотариат" и активно включиться в дискуссию о содержании данного термина.
Как правило, в научных и учебных изданиях под нотариатом принято понимать:
- систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют защиту прав и законных интересов общества, юридических лиц и граждан;
- правовой институт, обеспечивающий стабильность гражданского оборота и защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан посредством совершения специальных (нотариальных) действий;
- отрасль знаний о нотариате как о правовом институте, а также учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
В российской правовой науке существует особая точка зрения на содержание понятия "нотариат", принадлежащая Е.Б. Тарбагаевой. Уточняя, что нотариат, с одной стороны, отождествляется с материально-правовыми институтами, а с другой - с идеей превентивного правосудия (в рамках существующих связей нотариата и процессуальных институтов), автор указывает на многозначность термина и выделяет самостоятельное понятие "система нотариата" - субъекты, уполномоченные законом совершать нотариальные действия именем Российской Федерации[2]. Такой подход к пониманию понятия "нотариат" интересен прежде всего в силу того, что он представляет собой попытку комплексного исследования содержания данного термина с учетом рассмотрения вопросов о системе нотариальных органов и месте нотариуса в них; целях, задачах и функциях нотариальных органов; предмете, содержании и форме нотариальной деятельности; гарантиях законности и обоснованности нотариальных актов.
В целом следует отметить, что большинство авторов предлагают схожие по содержанию дефиниции понятия "нотариат". Так, часть исследователей под нотариатом понимают систему государственных органов и должностных лиц, выполняющих предусмотренные законом действия в установленном законом порядке для обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[3].
Другими учеными нотариат рассматривается как система органов, наделенных властными полномочиями и в рамках своей деятельности осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов как граждан и юридических лиц, так и общества в целом.
В Юридическом энциклопедическом словаре представлено уточняющее содержание понятия "нотариат" - как системы государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законами защиту прав и законных интересов граждан посредством совершения нотариусами различных нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами[4].
Понимание нотариата как правового института напрямую сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодательства в сфере нотариата на общественные отношения, а также тех методов, целей, задач и функций, которые выполняет эта регламентация. В этой связи представляется недостаточно полной трактовка нотариата, предложенная профессором М.Н. Марченко и некоторыми другими исследователями[5].
По мнению Р.Т. Кулишовой[6], ввиду двойственности правовой природы нотариальной деятельности, понимание нотариата как системы государственных органов и должностных лиц не может быть неоднозначным. Уникальность института нотариата заключается в том, что нотариус, являясь представителем гражданского общества, одновременно выступает и в качестве носителя публично-правовых полномочий. Такая дуалистичность правовой природы нотариата позволяет ему функционировать на границе частной и публичной сфер. В связи с этим требует дальнейшего обсуждения вопрос об определении статуса нотариата как элемента публично-властного механизма либо как структурных единиц гражданского общества, отделенных от публичной власти и не квалифицируемых в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц.
В данном отношении разделим позицию Р.Т. Кулишовой о характеристике нотариата в институциональном смысле как системы государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям.
Следует отметить, что и публичная, и частная стороны деятельности нотариусов являются предметом многих исследований в российской юридической науке. Причем реализация нотариатом "публичной власти государства", равно как и его неразрывная связь с гражданским обществом, является общепризнанным фактом, не вызывающим научных дискуссий. Соединение названных выше конкурирующих начал порождает сложности в определении понятия и сущности российского нотариата. В качестве примера совмещения публичного и частного характера нотариата может быть предложена дефиниция, приведенная в одной из работ Н.И. Комарова: "Нотариат, входя в систему правоохранительных органов государства, является правовым органом гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия"[7]. Необходимо обратить внимание на то, что данная дефиниция далеко неоднозначна. Следует учитывать, что нотариат не в полной степени отвечает признакам государственных органов (как это было, например, в советский период развития нотариата), а в качестве "правового органа гражданского общества" не может быть квалифицирован из-за существующей юридической неопределенности этого термина.
Принимая во внимание двойственность правовой природы нотариальной деятельности, профессор И.Г. Черемных еще в 2006 году предпринял попытку раскрыть понятие нотариата через его юридическую сущность, определив, что нотариат, защищая права и законные интересы физических и юридических лиц, осуществляет свою деятельность от имени государства, в связи с чем его деятельность, направленная на обеспечение законности, защиту частных и публичных интересов, является по своей сути правоохранительной деятельностью с публичным характером[8].
Схожей позиции придерживается и еще один исследователь - И.А. Остапенко, считающий, что нотариат является публично-правовым, правозащитным и правоприменительным институтом, состоящим из системы органов и должностных лиц, обеспечивающих стабильность гражданского оборота в соответствии с Конституцией и иными законами Российской Федерации, а также осуществляющим функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий от имени государства[9].
В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате отсутствуют нормы, четко определяющие публично-правовой или частноправовой статус нотариата, в связи с чем особую значимость приобретает анализ правоприменительной практики. В данном отношении следует отметить, что одна из наиболее полных характеристик публично-правового статуса нотариата представлена высшим судебным органом конституционного контроля. В Постановлении Конституционного Суда от 23 декабря 1999 года особой юридической деятельностью признается деятельность нотариусов, в том числе и частнопрактикующих, обеспечивающая на профессиональной основе защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Такая деятельность осуществляется от имени государства, что, по мнению судебного органа конституционного контроля, является гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов, а следовательно, предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов[10].
Таким образом, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации особенно подчеркивается публично-правовая сторона нотариальной деятельности, осуществляемой от имени государства.
В противовес стремлению обосновать публично-правовой статус нотариусов и нотариата в научных кругах представляется и тезис о независимости нотариата (и от государства, и от клиентов)[11]. Однако, на наш взгляд, частные начала в нотариальной деятельности не означают того, что работа нотариуса осуществляется исключительно ради его собственной выгоды.
Ряд исследователей, анализирующих юридическую природу нотариата, основополагающим определяют принцип публичности нотариальной деятельности, проявляющийся наличием у нотариуса государственно-властных полномочий. Вместе с тем государственно-властные полномочия представляют собой конституирующий признак, отличающий государственный орган от негосударственного. Вопрос об отнесении нотариата к государственным или негосударственным органам в юридической науке достаточно дискуссионный. При решении этого вопроса необходимо учитывать ряд существенных условий.
Посредством деятельности государственного органа происходит реализация государственной власти. Согласно нормам Конституции Российской Федерации (ст. ст. 10, 11)[12] государственная власть в стране осуществляется на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). Ни к одной из перечисленных ветвей власти нотариат структурно не принадлежит. При этом Конституционным Судом РФ установлено, что негосударственные структуры на основании специального поручения государства (в исключительных случаях) вправе осуществлять конкретные государственные функции. Так, Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" содержит указание на то, что реализация нотариатом своих функций от имени Российской Федерации определяет статус нотариусов как публично-правовой. В Конституции страны не содержится запрет государственной власти передавать отдельные полномочия ее органов негосударственным организациям в выполнении функций публичной власти[13]. Схожая позиция была высказана Конституционным Судом в его Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П[14].
Теоретическое осмысление роли и места нотариата в системе публичной власти нашло свое отражение в законотворческой практике. Так, согласно положениям проектов Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности", разработанных специалистами как Федеральной нотариальной палаты, так и Минюста России, нотариатом в России было признано профессиональное сообщество нотариусов, выполняющее публично-правовые функции и не входящее в систему государственных и местных органов власти[15].