Файл: Часть I Бактериозы.doc

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 12885

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Бактериозы

БРЮШНОЙ ТИФ (TYPHUS ABDOMINALIS), ПАРАТИФЫ А и В (PARATYPHI A et В)

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ (SALMONELLOSIS)

ДИЗЕНТЕРИЯ (DYSENTERIA)

ЭШЕРИХИОЗ (ESCHERICHIOSIS)

ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗ (PSEUDOTUBERCULOSIS)

ИЕРСИНИОЗ (YERSINIOSIS)

ХОЛЕРА (CHOLERA)

КАМПИЛОБАКТЕРИОЗ (CAMPYLOBACTERIOSIS)

ЛИСТЕРИОЗ (LISTERIOSIS)

ЭРИЗИПЕЛОИД (ERISIPELOID)

ЧИНГА

НЕКРОБАЦИЛЛЕЗ (NECROBACILLOSIS)

ПАСТЕРЕЛЛЕЗ (PASTERELLOSIS)

БРУЦЕЛЛЕЗ (BRUCELLOSIS)

ЧУМА (PESTIS)

ТУЛЯРЕМИЯ (TULAREMIE)

САП (MALLEUS)

МЕЛИОИДОЗ (MELIOIDOSIS)

СИБИРСКАЯ ЯЗВА (ANTHRAX, PUSTULA MALIGNA)

СТРЕПТОКОККОВЫЕ БОЛЕЗНИ

АНГИНА (ANGINA)

СКАРЛАТИНА (SCARLATINA)

РОЖА (ERYSIPELAS)

СТАФИЛОКОККОВЫЕ БОЛЕЗНИ

ПНЕВМОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

СЕПСИС (SEPSIS)

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Дифтерия (Ю.И.Ляшенко)

КОКЛЮШ И ПАРАКОКЛЮШ (PERTUSSIS, PARAPERTUSSIS) Казанцев А.П., Громыко Ю.Н.

ГЕМОФИЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ

ЛЕГИОНЕЛЛЕЗ (LEGIONELLOSIS) Казанцев В.А.

ТИФ ВОЗВРАТНЫЙ ВШИВЫЙ (TYPHUS RECURRENS)

КЛЕЩЕВОЙ ВОЗВРАТНЫЙ ТИФ С.С.Козлов, А.Н.Усков

КЛЕЩЕВОЙ ЛАЙМ-БОРРЕЛИОЗ

ЛЕПТОСПИРОЗ (LEPTOSPIROSIS)

СОДОКУ (SODOCU)

ЛЕПРА (LEPRA)

БАРТОНЕЛЛЕЗЫ (ЭРИТРОЦИТАРНЫЕ “РИККЕТСИОЗЫ”)

БОЛЕЗНЬ КОШАЧЬИХ ЦАРАПИН

ОКОПНАЯ ИЛИ ТРАНШЕЙНАЯ ЛИХОРАДКА

БОЛЕЗНЬ КАРРИОНА

БАЦИЛЛЯРНЫЙ АНГИОМАТОЗ

БАЦИЛЛЯРНЫЙ ПУРПУРНЫЙ ГЕПАТИТ

БАРТОНЕЛЛЕЗНЫЙ (РОХАЛИМИЧЕСКИЙ) СИНДРОМ С БАКТЕРИЕМИЕЙ. ЭНДОКАРДИТЫ

ПИЩЕВОЕ ОТРАВЛЕНИЕ ТОКСИНОМ КЛОСТРИДИЙ

КЛОСТРИДИОЗНЫЙ ПСЕВДОМЕМБРАНОЗНЫЙ КОЛИТ

ПРОЧИЕ КЛОСТРИДИОЗЫ

СТОЛБНЯК (TETANUS)

Вторично-легочная форма чумы имеет те же клинические проявления, что и первично-легочная. Ее отличия состоят только в том, что она развивается у больных, страдающих кожно-бубонной или бубонной формой заболевания. В этих случаях на 2–3-й день заболевания на фоне минимальных инфильтративных изменений в легких появляются кашель, лихорадка, тахипноэ. Эти симптомы быстро нарастают и усиливаются, развивается выраженная одышка, появляются кровянистая мокрота, признаки дыхательной недостаточности. Мокрота изобилует чумной палочкой и высококонтагиозна при диссеминации образующихся во время кашля воздушно-капельных аэрозолей.

Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагностика чумы основывается на характерных для нее клинических данных и эпидемических предпосылках. Особенно трудными для диагноза обычно являются первые случаи чумы. В связи с этим каждый больной, прибывший из эндемичной по чуме страны или из эпизоотического очага этой инфекции, у которого отмечается острое начало болезни с озноба, высокой лихорадки и интоксикации, сопровождающееся поражением кожи (кожная форма болезни), лимфатических узлов (бубонная форма), легких (легочная форма), а также наличие в анамнезе факта охоты на тарбаганов, лис, сайгаков и т. д., контакта с грызунами, больной кошкой, собакой, употребления верблюжьего мяса и т. п., должен расцениваться как подозрительный на чуму и подвергаться изоляции и обследованию в условиях инфекционного стационара, переведенного на строгий противоэпидемический режим.

Для бубонной формы чумы характерно быстрое развитие в течение первых же суток весьма болезненного бубона с явлениями периаденита, с преимущественной локализацией в области паховых и бедренных лимфатических узлов, острое начало болезни, высокая лихорадка и резко выраженные признаки общей интоксикации.

Бубонную форму чумы дифференцируют с туляремией, содоку, болезнью кошачьей царапины, гнойным лимфаденитом, венерическим лимфогранулематозом.

Туляремийный бубон в отличие от бубона при чуме имеет четкие контуры, не спаян с кожей и соседними лимфатическими узлами, так как явления периаденита отсутствуют. Бубон развивается медленно, достигает больших размеров к концу недели, нагноение, если оно происходит, выявляется лишь на 3-й неделе болезни. Обратное развитие происходит медленно, при склерозировании бубона увеличение лимфатического узла сохраняется и после выздоровления. Лихорадка и симптомы общей интоксикации при туляремии выражены умеренно.

Для содоку характерны: укус крысой в сроки инкубационного периода (2–20 дней), развитие первичного аффекта (язвы) и регионарного лимфаденита (бубона), повторные приступы лихорадки, пятнистая или уртикарная сыпь.

Болезнь кошачьей царапины чаще наступает в результате царапины, реже укуса. Через 1–2 нед на месте уже зажившей царапины (укуса) появляется небольшое красное пятно, затем оно превращается в папулу, везикулу, пустулу и, наконец, образуется язвочка небольших размеров. Через 15–30 дней после заражения развивается регионарный лимфаденит. При развитии бубона повышается температура тела (38–40°С) и появляются признаки общей интоксикации. Дальнейшее течение доброкачественное, лимфатические узлы достигают 3–5 см в диаметре и через 2–3 недели появляется флюктуация и их размягчение.


Для острых гнойных лимфаденитов (стафило- и стрептококковой этиологии) характерны лимфангиты и местные отеки, часты воспалительные процессы в местах входных ворот инфекции (раны, фурункул, панариций и другие гнойные заболевания). Общее состояние больных значительно легче, явления интоксикации выражены меньше, температура ниже, чем при чуме.

Лимфогранулематоз венерический обусловлен хламидиями, передается половым путем. Первичное поражение на половых органах имеет вид небольшой безболезненной эрозии, которая быстро проходит и часто остается незамеченной больным. Общее состояние больных в этот период остается хорошим, температура тела нормальная. Спустя 1,5–2 мес в паховой области появляется увеличенный лимфатический узел. Иногда увеличиваются несколько лимфатических узлов, которые спаиваются между собой и с окружающими тканями. Кожа над бубоном краснеет. Затем наступает размягчение лимфатического узла, могут образовываться свищи, из которых вытекает желтовато-зеленый гной. На месте свищей могут оставаться рубцы. В период нагноения лимфатических узлов повышается температура тела и выявляются симптомы умеренно выраженной общей интоксикации.

Кожная форма чумы требует дифференциации с кожной формой сибирской язвы. При последней имеются характерные эпидемиологические предпосылки (контакт с шерстью, шкурами, кожами, щетиной), локализация язвы на лице, руках, наличие темного струпа, отсутствие болевой чувствительности, периферический рост язвы за счет образования дочерних пустул.

Легочную форму чумы необходимо дифференцировать с крупозной пневмонией из-за наличия в ее симптомокомплексе следующих характерных и для чумы симптомов: внезапное начало, обычно с потрясающим ознобом, ломотой и сильной головной болью, иногда рвотой, крутым подъемом температуры тела до 39°С и выше, колющими болями в боку, позже — кашель с отделением мокроты.

Особенно трудными для диагностики являются такие случаи крупозной пневмонии, когда вместо ржавой мокроты при кашле выделяется мало измененная кровь. Однако в отличие от чумы при крупозной пневмонии объективные данные, особенно аускультативные, представлены ярче и полнее, последовательно изменяются. Герпес, отсутствующий при чуме, часто обнаруживается при крупозной пневмонии. Для нее характерна гиперемия щек, обычно более выраженная на стороне пораженного легкого. Признаки инфекционно-токсической энцефалопатии и инфекционно-токсического шока при чумной пневмонии выражены гораздо резче и наступают намного раньше. При крупозной пневмонии конъюнктивита обычно нет, налеты на языке слабее и не придают ему того вида как бы натертого мелом белого языка, который считается типичным при чуме. Следует учитывать также кратковременность процесса при первичной легочной чуме и чаще быстрый смертельный исход при ней.


Легочная форма чумы может быть смешана с легочной формой сибирской язвы из-за тяжелого общего состояния, признаков пневмонии, выделения кровянистой мокроты, краткости болезни и обычно смертельного исхода. Из отличительных признаков сибиреязвенных пневмоний выделяются следующие: катаральные явления верхних дыхательных путей (насморк, охриплость голоса, слезотечение), обилие перкуторных и особенно аускультативных данных.

Установление точного диагноза необходимо осуществлять с помощью бактериологических и серологических исследований. Материалом для них является пунктат нагноившегося лимфатического узла, мокрота, кровь больного, отделяемое свищей и язв, кусочки органов трупа, пробы воздуха и смывы с объектов помещения, где находился больной. Доставка заразного материала в лабораторию осуществляется в соответствии с правилами, регламентированными инструкцией по работе с больными карантинными инфекциями.

Предварительное заключение выдается через 1–2 ч. Оно основывается на результатах бактериоскопии препаратов из материала, в том числе окрашенных с помощью флуоресцентной специфической антисывороткой мазков отделяемого язв, пунктата бубона, культуры, полученной на кровяном агаре. Окончательный результат выдают через 5–7 сут от начала исследований после выращивания микробов на питательных средах и их идентификации с помощью проверки тинкториальных свойств, отношения к специфическому фагу и способности вызывать заболевание у животных. Из серологических методов используют РТГА, РЭМА, реакцию нейтрализации или непрямой иммунофлуоресценции, выявляющих к концу второй недели болезни 4-кратное и более увеличение титра антител.

Лечение. Этиотропное лечение в случае подозрения на чуму, основанном на клинической симптоматике или эмидемиологических данных, должно быть начато немедленно, не ожидая лабораторного подтверждения диагноза. Если антибиотики назначить в первые 15 ч от начала заболевания легочной чумой, то больного удается спасти. Препаратами выбора являются стрептомицин или гентамицин, альтернативными – тетрациклин, хлорамфеникол, ципрофлоксацин.

При бубонной форме чумы больному вводят внутримышечно стрептомицин по 1 г каждые 12 ч или гентамицин каждые 12 ч внутримышечно 5 мг/кг/ сут или назначают тетрациклин внутрь по 0,5-1,0 г каждые 6 ч или доксициклин внутрь 0,1 г каждые 12 ч в первые три дня и 1 раз в день в течение последующих 7 дней. При легочных и септических формах стрептомицин вводится внутривенно 1,0 – 1,5 г каждые 8 ч или гентамицин внутривенно 5 мг/кг/сут каждые 8 ч или доксициклин внутривенно 0,1 г каждые 12 часов. При резистентности возбудителей к этим антибиотикам (или при непереносимости их больными) можно назначать левомицетина сукцинат 2,0 г внутривенно каждые 6 ч или ампициллин по 1,0 г 4-6 раз в сутки в сочетании с гентамицином по 80 мг 2 – 3 раза в сутки внутривенно и внутримышечно. При появлении симптомов менингита вместо тетрациклина назначают левомицетин в дозе 12,5-25 мг/кг внутривенно через 6 ч (левомицетин лучше проникает в центральную нервную систему). Препаратами резерва являются фторхинолоны – ципрофлоксацин и офлоксацин. Ципрофлоксацин следует вводить внутривенно 0,4 г каждые 12 ч при легочной и септической чуме, при бубонной - 0,5 г внутрь каждые 12 ч (Л.С.Страчунский, 2002).


Антибиотикотерапия должна продолжаться 7-10 сут. Комбинация стрептомицина с тетрациклином вследствие синергидного их взаимодействия позволяет уменьшить дозу стрептомицина до 7,5–15 мг/кг внутримышечно каждые 12 ч. Тетрациклин, применяемый внутривенно в дозе 5–10 мг/кг через каждые 6 ч, назначают одновременно со стрептомицином, но при понижении температуры тела прием стрептомицина прекращают. Однако убедительных преимуществ сочетанного применения стрептомицина и тетрациклина перед монотерапией одним из них не доказано (в том числе в предуреждении рецидивов болезни), а случаи поражения слухового аппарата стрептомицином при столь непродолжительном его примениени у взрослых пациентов очень редки.

Уже при бубонной форме чумы одновременно с антибиотиками внутривенно вводят солевые растворы, гемодез и глюкокортикоиды, так как парентеральное введение антибиотиков на фоне даже умеренной бактериемии может привести к массивному и бурному бактериолизу и резкому падению артериального давления. Поэтому пациентам с глубокой гипотензией начинать этиотропную терапию целесобразно с внутривенного введения хлорамфеникола. Он дается в начальной дозе 25 мг/кг, постепенно увеличивая до 60 мг/кг/сут каждые 6 часов, чтобы предупредить массивный бактериолиз и прогрессирование инфекционно-токсического шока. После клинического улучшения хлорамфеникол следует назначать внутрь курсом на 10 дней. Доза может быть уменьшена до 30 мг/кг/сут, чтобы снизить его супрессивное воздействие на костный мозг и кроветворение. Оно восстанавливается по выздоровлению. Аплазия костного мозга настолько редка (1: 40 0000 больных), что это осложнение не должно быть препятствием к использованию хлорамфеникола при лечениии больных чумой.

Падение артериального давления при бубонной форме само по себе должно расцениваться как признак генерализации процесса, признак сепсиса; при этом возникает необходимость проведения интенсивной терапии ИТШ и ИТЭ, установления постоянного катетера.

Патогенетические мероприятия при чуме включают дезинтоксикационные средства: внутривенное капельное введение кристаллоидных и коллоидных растворов (суточный объем жидкости – 40–80 мл/кг массы тела) в сочетании с форсированным диурезом, глюкокортикостероиды. Назначается комплекс витаминов. По показаниям осуществляется коррекция дыхательной недостаточности, борьба с отеком легких, отеком и набуханием головного мозга, противошоковая терапия. При легочной, септической форме, развитии геморрагий немедленно приступают к купированию синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания: проводят плазмаферез в объеме удаляемой плазмы 1–1,5 л при замещении таким же количеством свежезамороженной плазмы. При наличии геморрагического синдрома ежесуточные введения свежезамороженной плазмы не должны быть менее 2 л. До купирования острейших проявлений сепсиса плазмаферез проводят ежедневно. Эффект плазмафереза в остром периоде болезни наблюдается немедленно: уменьшаются признаки интоксикации, гипертермия, снижается потребность в допамине для стабилизации артериального давления, стихают мышечные боли, уменьшается одышка. Местное лечение бубонов не показано до тех пор, пока не появляется флюктуация или не происходит спонтанное дренирование бубона. В этих случаях назначают антибиотики, эффективные в отношении стафилококков (оксациллин, метициллин и другие), которые вводят в бубоны.


Профилактика и мероприятия в очаге. Профилактические мероприятия в отношении чумы направлены на предупреждение заболевания людей в природных очагах (эпидемиологическая разведка, медицинское наблюдение за населением, ветеринарное наблюдение за животными, дератизационные и дезинсекционные работы, дезинфекция транспорта, прибывающего из очага, раннее активное выявление больных, их изоляция и лечение, вакцинация людей и т.д.), на предупреждение заболевания медицинских работников, работающих с заразными и подозрительными на зараженность чумой материалами (контроль за соблюдением режимных мероприятий в учреждениях, специфическая и неспецифическая профилактика) и предупреждение заноса инфекции в страну из-за рубежа (санитарный осмотр грузов и транспортных средств, следующих через портовые города, медицинский осмотр, обсервация граждан, прибывающих из стран, неблагоприятных по чуме).

В очаге инфекции проводят обсервацию с одновременной вакцинацией жителей и госпитализацией всех лихорадящих больных. Для иммунизации людей применяют живую сухую вакцину, приготовленную из штамма ЕВ НИИЭГ чумного микроба. Вакцина может вводиться внутрикожно в объеме 0,1 мл в области дельтавидной мышцы безыгольным инъектором. Ревакцинацию проводят также однократным введением вакцины через 1 год, но по эпидемическим показаниям может быть сделана через 6 мес. Иммунитет формируется в первые дни после иммунизации, достигает максимума к концу месяца, сохраняется на этом уровне 3–6 мес, постепенно снижается к концу года. Заболеваемость в результате вакцинации среди привитых снижается в 5–10 раз. Случаи чумы среди привитых возможны, но летальность при этом снижается существенно.

В случае подозрения на заболевание чумой посылают экстренное донесение. Устанавливают карантин. Больных и лиц, бывших с ними в контакте, изолируют. Строго проводят весь комплекс карантинных мероприятий. Больных чумой размещают отдельно от подозрительных на чуму (в разных отделениях). Больных бубонной чумой можно помещать по несколько человек в палате. Больных легочной формой содержат в отдельных палатах или боксах.

При подозрении на чуму больной должен быть немедленно госпитализирован в бокс инфекционного стационара. Однако в отдельных ситуациях может оказаться более целесообразным осуществить госпитализацию (до установления точного диагноза) в том учреждении, где находится больной в момент предположения о наличии у него чумы. Лечебные мероприятия неотделимы от профилактики заражения персонала, который должен немедленно надеть 3-слойные марлевые маски, бахилы, платок из 2 слоев марли, полностью закрывающий волосы, и защитные очки для предупреждения попадания брызг мокроты на слизистую оболочку глаз. При возможности персонал одевает противочумный костюм. Весь персонал, контактировавший с больным, остается для дальнейшего оказания ему помощи. Специальный медицинский пост изолирует отсек, где находится больной и лечащий его персонал, от контакта его с другими людьми. В изолированный отсек должны войти туалет и процедурный кабинет. Весь персонал немедленно получает профилактическое лечение доксициклином по 0,1 г два раза в день или стрептомицином по 0,5 г внутримышечно 2 раза в сутки, которое продолжается все дни, которые он проводит в изоляторе. За персоналом ведется тщательное медицинское наблюдение (с двукратной термометрией в течение суток). В помещениях, где размещены больные, проводят текущую и заключительную дезинфекции.