Файл: Часть IV Протозоозы и микозы.doc

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 4289

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогноз благоприятный у лиц с нормальной иммунной системой. У больных с иммунодефицитами прогноз серьезный.

Диспансерное наблюдение за переболевшими целесообразно проводить в течение не менее 2 месяцев. Через месяц после окончания лечения проводят двукратные копрологические исследования на наличие ооцист. Больные со СПИДом находятся под наблюдением пожизненно.

Профилактика и мероприятия в очаге. Контроль за питанием и водоснабжением. Соблюдение личной гигиены. Комплекс мероприятий, рекомендуемых при кишечных инфекциях (см. Шигеллез).


А.П.Казанцев, С.С.Козлов

БАБЕЗИОЗ (BABESIOSIS)

Бабезиоз (пироплазмоз) — острое инфекционное заболевание, характеризующееся интоксикацией, лихорадкой, развитием анемии и тяжелым прогрессирующим течением. Бабезиоз относится к трансмиссивным паразитарным зоонозным инфекциям. Заболевание у человека было впервые диагностировано в Югославии в 1957 году.

Этиология. Возбудители относятся к типу Sporozoa Leuckart, 1879, классу Coccidea Leuckart, 1879, подклассу Piroplasmia Levine, 1961, отряду Piroplasmida Wenion, 1926, семейству Babesiidae Poche, 1913. Всего известно 20 видов бабезий – паразитов диких и домашних животных, некоторые из них патогенны для человека, например Babesia divergens (MacFadyean, Stockman, 1911). Бабезии располагаются внутри пораженных эритроцитов в центре или по периферии клеток. При окраске по Граму имеют вид тонких колец диаметром 2–3 мкм или образований грушевидной формы диаметром 4–5 мкм. Размножаются внутри эритроцитов бинарным делением или почкованием.

Эпидемиология. В мировой литературе к настоящему времени описано всего около 100 случаев бабезиоза, большинство из которых закончилось летально. Манифестные формы заболевания развивались у лиц с резкими нарушениями иммунной системы, в частности после спленэктомии. Считается вероятной манифестация бабезиоза у ВИЧ-инфицированных. У людей с нормально функционирующей иммунной системой заболевание протекает бессимптомно, несмотря на наличие паразитемии, достигающей 1–2%.

Заболевание встречается в Европе (Скандинавские страны, Франция, ФРГ, Югославия, Польша) и в США (восточное побережье). Хозяевами бабезий служат позвоночные животные: крупный и мелкий рогатый скот собаки, кошки, мыши-полевки и др. Переносчиками — многие виды иксодовых клещей, в том числе lxodes ricinus и lxodes persulcatus. Возбудитель сохраняется в организме клещей пожизненно и может передаваться трансовариально. Бабезиоз животных был открыт в 1888 году В. Бабешем. Ежегодно только в Европе регистрируются десятки тысяч случаев заболевания домашних животных. Люди болеют редко. Возможна передача инвазии путем гемотрансфузий от инфицированных лиц, у которых имеется бессимптомная паразитемия.

Патогенез изучен недостаточно. После укуса клеща возбудитель проникает в кровеносные капилляры и в эритроциты. Размножение бабезий происходит в эритроцитах, лизис которых обусловлен не только воздействием паразитов, но и появлением антиэритроцитарных антител. Клинические проявления возникают, когда число пораженных эритроцитов достигает 3–5%. При разрушении эритроцитов в кровь попадают продукты жизнедеятельности паразитов и гетерогенные протеины, что обусловливает мощную пирогенную реакцию и другие общетоксические проявления. Нарастающая анемия сопровождается выраженной тканевой гипоксией и нарушениями микроциркуляции. В почечных капиллярах оседают клеточные оболочки («тени») эритроцитов и свободный гемоглобин, что приводит к развитию гематурии и острой почечной недостаточности. При массивном лизисе эритроцитов развиваются нарушения пигментного обмена с накоплением в крови преимущественно непрямого билирубина.


Симптомы и течение. Инкубационный период продолжается от 3 сут до 3 нед (в среднем 1–2 нед). Болезнь начинается всегда остро с озноба и повышения температуры тела до 38–40°С. Лихорадка сопровождается резкой слабостью, прострацией, головной болью, болями в эпигастрии, тошнотой и рвотой, не приносящей облегчения. Температурная кривая постоянного или неправильного типа. Высокая лихорадка продолжается обычно 8–10 сут с критическим падением до нормального или субнормального уровня в терминальной стадии заболевания. С 3–4-го дня болезни на фоне нарастания интоксикации появляются профузные поты, бледность кожных покровов и нарушения пигментного обмена. Увеличивается печень, нарастает желтуха и с 6–7-го дня развивается гемоглобинурия, олигоанурия. В последующем в клинической картине заболевания превалируют симптомы острой почечной недостаточности. Летальный исход обусловлен уремией или присоединившимися интеркуррентными заболеваниями (пневмонией, сепсисоми и т. п.).

Осложнения. Бабезиоз закономерно осложняется острой почечной недостаточностью, острой почечно-печеночной и полиорганной недостаточностью. Присоединяющиеся неспецифические пневмонии ухудшают прогноз.

Диагноз и дифференциальный диагноз. Клиническая диагностика затруднительна. Длительная лихорадка в сочетании с анемией, гепатомегалией при отсутствии эффекта от лечения с применением антибактериальных средств является основанием для лабораторных исследований на бабезиоз. Особенно важен учет эпидемиологических данных (укусы клещей, пребывание в эндемичной местности) и выявление нарушений иммунного статуса у больного. Диагноз подтверждается паразитологически обнаружением возбудителя в мазке и толстой капле крови, а также в реакции непрямой иммунофлюоресценции. Диагностический титр при однократном исследовании не менее 1:256. Применяют также реакцию связывания комплемента. Однако серологические реакции в широкой клинической практике не используются.

При невысокой паразитемии иногда используют биологический метод, при котором кровь больного вводят спленэктомированным золотистым хомячкам. Спустя 2–4 нед у животных развивается заболевание и бабезии легко выявляются в мазке крови.

Дифференциальная диагностика проводится с тропической малярией, сепсисом, заболеваниями крови, ВИЧ-инфекцией, ГЛПС.

Лечение. Основой терапии является ранняя антипаразитарная терапия. Обычные противомалярийные препараты (делагил, фансидар, пириметамини др.) малоэффективны. Положительные результаты достигались только при применении комбинированных методов лечения: пентамидина диизоцианат 240 мг/сут в сочетании с котримоксазолом (3,0 г/сут) в течение 18–28 дней. На 3-й сутки от начала такой терапии достигается нормализация состояния больного, а спустя еще 2–3 нед прекращается паразитемия. Возможно использование комбинации хинина (650 мг/сут) и клиндамицина (2,4 г/сут) в течение 2–3 нед. Патогенетическое лечение направлено на коррекцию гипоксии, купирование гиперпирексии, неспецифическую детоксикацию. При развитии острой почечной недостаточности проводят гемодиализ или перитонеальный диализ. Резкая анемия при числе эритроцитов менее 1,2х1012/л и гематокрите ниже 15–20% считается показанием к переливанию крови или эритроцитной массы. Инфицированные лица с нормальной иммунной системой и при отсутствии клинических проявлений (паразитоносители) в лечении не нуждаются.


Прогноз. Без этиотропного лечения заболевание нередко (50–80% случаев) заканчивается летальным исходом. При своевременном начале антипаразитарной терапии прогноз благоприятный.

Диспансерное наблюдение за переболевшими целесообразно проводить в течение не менее 3 месяцев. Через месяц после окончания лечения проводят двукратные контрольные исследования венозной крови (тонкий мазок и «толстая капля») с интервалом в 30 дней.

Профилактика. Специфическая профилактика не разработана. Применяют репелленты для отпугивания клещей. Присосавшиеся клещи должны быть немедленно удалены.


С.С.Козлов, А.П.Казанцев

ТРИПАНОСОМОЗЫ (TRYPANOSOMOSES)

Трипаносомозы — тропические трансмиссивные заболевания, вызываемые трипаносомами — простейшими класса жгутиковых. Различают трипаносомоз африканский (сонная болезнь, morbus dormitivus, sleeping sickness) и американский (болезнь Шагаса, morbus Shagasy).

Этиология. Возбудители относятся к типу Kinetoplastida Honigberg, 1963, классу Kinetoplastidea Honigberg, 1963, отряду Trypanosomatida Kent, 1880, семейству Trypanosomatidae Doflein, 1901. Трипаносомы в организме животных и человека имеют типичную удлиненную форму с ундулирующей мембраной по периметру тела, переходящей в жгутик в каудальном конце. В процессе размножения, а также в организме насекомых-переносчиков образуются атипичные криптидиальные и метациклические формы трипаносом. При окраске по Романовскому–Гимза ядро, жгутик и митохондриальный аппарат розового цвета, а протоплазма — голубого. Африканский трипаносомоз вызывают Trypanosoma gambiense (Dutton, 1902) и Tr. rhodesiense (Stephens, fantharm, 1910), американский — Tr. cruzi (Chagas, 1909). Морфологические различия возбудителей несущественны.

Эпидемиология. Заболевание распространено в Южной и Восточной Африке и в Латинской Америке. Хозяевами трипаносом и резервуаром инфекции служат человек, дикие и домашние животные. Гамбийская форма африканского трипаносомоза относится к антропонозам, дополнительным резервуа­ром и источниками инвазии, возможно, служат сви­ньи. Родезийская (восточно-африканская) форма африканского трипаносомоза — природно-очаговый зооноз. Основным резервуаром служит лесная антилопа, дополнительными — дру­гие дикие животные (крупный и мелкий рогатый скот, свинья, броненосец, лиса, собака, кошка и др.). Переносчиками африканского трипаносомоза являются кровососущие мухи цеце (Glossina palpalis, G.fuscipes и др.), американского - клопы семейства Reduviidae. Заражение происходит при укусах этих насекомых или при попадании экскрементов насекомых на скарифицированные участки кожи (при американском трипаносомозе). Возможно заражение алиментарным путем, при гемотрансфузиях и трансплацентарно. Описаны случаи лабораторного заражения, связанные с нарушением правил работы с инфицированным материалом.

Патогенез. На месте внедрения образуется инфильтрат с деструкцией клеток. В последующем происходит распространение трипаносом по лимфатическим сосудам в регионарные лимфатические узлы. Спустя 3–4 нед возбудитель попадает в кровь и затем во внутренние органы, ликвор, головной мозг. Очаги размножения трипаносом характеризуются местной лейкоцитарной инфильтрацией. Трипаносомы обладают способностью активизировать эозинофилы с реакцией дегрануляции этих клеток. Выделяющиеся при этом вещества повреждают клетки окружающих тканей вплоть до развития некрозов. В зависимости от локализации некротических очагов наблюдается поражение миокарда, серозных оболочек, вещества мозга с соответствующей клинической симптоматикой. Заболевание имеет тенденцию к прогрессирующему течению.


Длительность течения трипаносомоза объясняется тем, что вследствие приобретенной в процессе эволюции антигенной изменчивости паразит защищается от воздействия протективных иммунных механизмов. У африканских трипаносом установлено наличие более 20 поверхностных антигенов, которые в разной последовательности не менее 100 раз сменяют друг друга по мере нарастания гуморально­го иммунного ответа хозяина. Один штамм трипаносом мо­жет образовать сотни антигенных вариантов, каж­дый из которых закодирован определенным геном и подвергается отбору под воздействием антитель­ного ответа хозяина.

Симптомы и течение. Инкубационный период составляет 2–3 нед при африканском и 1–2 нед при американском трипаносомозе. В месте инвазии возбудителя образуется шанкт в виде узелка диаметром до 2 см с инфильтрированным основанием, темно-красного цвета. Спустя 5–7 дней узелок исчезает, оставляя после себя пигментацию кожи и иногда рубец.

Первый период заболевания (до года) соответствует генерализации инфекции и диссеминации возбудителя. С большим постоянством обнаруживаются кожные поражения. Типичны кольцевидная эритема, бляшки с отечностью кожи вокруг них, локализующиеся обычно на туловище и реже — на конечностях. Эти элементы сыпи напоминают высыпания при клещевом боррелиозе (болезни Лайма). Эволюционируют они в течение нескольких недель, достигая диаметра 5 см и более, исчезая бесследно спустя 1—3 мес. Иногда возникает обильная зудящая папулезная или точечная сыпь. Наблюдается катаральный и геморрагический конъюнктивит. При американском трипаносомозе нередко возникает односторонний конъюнктивит с отечностью век (симптом Романа). Увеличиваются регионарные лимфоузлы, а затем развивается увеличение различных групп лимфоузлов и генерализованная лимфаденопатия.

Одновременно с кожными поражениями возникает высокая лихорадка неправильного типа с выраженной общей интоксикацией, иногда отмечаются гиперестезии и бессонница. Длительность лихорадочного периода от недели до нескольких месяцев.

Со стороны сердечно-сосудистой системы характерны тахикардия, расширение границ сердца, аритмии, уменьшение сердечного выброса. Нередко явления миокардита клинически выражены слабо, однако при небольшой физической нагрузке может развиться острая сердечная недостаточность с последующим летальным исходлм. С первых дней болезни выявляется увеличение селезенки и печени.

Второй период заболевания — собственно «сонная болезнь» — соответствует проникновению возбудителя через гематоэнцефалический барьер с поражением вещества мозга. Первыми признаками поражения нервной системы считаются прогрессирующая слабость, апатия, заторможенность, сонливость днем и бессонница ночью. Постепенно развивается летаргическое состояние и кома. Признаки очагового поражения нервной системы выражены незначительно и характеризуются спонтанным тремором конечностей и парезами мышц. Длительность этого периода обычно от 3 до 12 мес. В этой стадии самопроизвольного выздоровления не происходит.


При американком трипаносомозе в большей степени вовлекается в процесс периферическая нервная система, характерно поражение нервного сплетения Ауэрбаха с паралитическим нарушением перистальтики и патологическим расширением различных отделов желудочно-кишечного тракта.

Осложнения. Тяжелыми осложнениями являются менингоэнцефалиты и миокардиты в разгаре заболевания, чаще всего приводящие к летальному исходу. Причиной смерти являются также обычные инфекционные заболевания (дизентерия, гепатиты и др.), присоединение которых всегда ухудшает прогноз. При американском трипаносомозе в поздних стадиях развивается патологическое расширение тонкой и толстой кишок (мегаколон), требующее хирургического лечения.

Диагноз и дифференциальный диагноз. Большое значение имеет установление факта пребывания в эндемичной местности в сроки, соответствующие инкубационному периоду. Характерные кожные высыпания в сочетании с лихорадкой и лимфаденопатией позволяют заподозрить трипаносомоз. Клиническая картина сонной болезни позволяет безошибочно поставить диагноз.

Диагноз подтверждается при выявлении трипаносом из шанкра (исследуют пунктат), из пунктатов лимфатических узлов, в крови методом темнопольной микроскопии или в мазках и толстых каплях крови окрашенных по Романовскому–Гимза, в цереброспинальной жидкости. Используют методы концентрации (центрифугирование венозной крови, исследование крови, пропущенной через ионообменные микроколонки). Применяются серологические методы (РСК, ИФА, НРИФ) и молекулярно-биологические (ПЦР). В ряде случаев положительные результаты можно получить при постановке биологических проб (внутрибрюшное заражение белых мышей, золотистых хомячков). Иногда при американском трипаносомозе используют микроскопический метод, исследуя содержимое кишечника клопов, напитавшихся кровью человека.

Дифференциальная диагностика проводится с малярией, аргасовыми клещевыми боррелиозами (клещевой возвратный тиф), серозными менингитами и др.

Лечение. Основой успеха терапии является своевременное применение этиотропных средств. В ранней стадии африканского трипаносомоза (до развития поражения мозговой ткани) используют сурамин-натрий (Atripol, Bayer 205, Moranyl, Naganin) в дозе 10–15 мг/кг детям и до 20 мг/кг взрослым; на курс 6 внутривенных инъекций с интервалом 5–7 дней. При гамбийском варианте трипаносомоза кроме сурамина используют пентамидина диизотионат (Lomidine, 2512 Rt) в дозе 4 мг/кг ежедневно внутримышечно в течение 10 сут. Эти препараты практически не проникают через гематоэнцефалический барьер, поэтому в поздних стадиях трипаносомоза их назначают в комбинации с мышьяксодержащими препаратами: меласопролом (MEL В, 3854 R. P., Atsobat) в дозе 1,8 мг/кг в сутки внутривенно в виде 3,6% раствора в течение 3 дней с двумя повторными курсами, каждый из которых проводится с перерывом в 7 дней. Применяют также тримеларсан (Melarsonil, Mel W., 9955R.P.) внутримышечно в возрастающих дозах 1–2–3–4 мг/кг в сутки в течение 4 дней, затем 4 мг/кг однократно.