Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Профессионально-значимые качества личности менеджеров).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы исследования современного менеджера
1.1. Профессионально-значимые качества личности менеджеров
1.2.Особенности управления компанией менеджером мужчиной и менеджером женщиной
Глава 2. Лидерство как психологическая и социально-культурная проблема
2.1. Основные школы лидерства в менеджменте социально-культурной деятельности
2.2. Технологии в формировании лидера в современном менеджменте в социально-культурной деятельности
Введение
Интерес к особенностям эффективного руководства всегда был одним из главных тем исследований в различных научных областях. Но только Ф.Тейлор сделал это исследование целенаправленным и систематическим.
Современная психология менеджмента рассматривает этот вопрос с разных сторон, в том числе и со стороны различия эффективности руководства женщиной-менеджером и мужчиной-менеджером.
Так, глубоко изучается роль женщины в обществе, эффективность ее управления, как лидера, способы прохождения карьерной лестницы, присущие ей стили руководства [9, с. 21]. Но, к сожалению, сегодня остался вопрос о выборе руководителя в зависимости от пола. По-прежнему предпочтение на руководящие должности дают мужчинам. Хотя, уже доказано, что эффективность руководства женщиной неоспоримо. С одной стороны они более целенаправленные, лояльные и ответственные. С другой стороны, они женственны, хозяйственные и не малое место в их жизни занимает семья. Поэтому, часто руководство отдают мужчинам, даже во вред развитию предприятия.
Проблема лидерства и на Западе, и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется, «возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человека»².
Лидерство – это ведущее положение в области неформальных отношений, которые проявляются в группе при взаимодействии людей. Группа людей может иметь формальную и неформальную структуру. Поэтому в практике управления используют приёмы формального и неформального менеджмента. Искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента. Для того чтобы занять лидирующее положение в группе необходимо, чтобы качества лидера соответствовали ценностям группы. Неправильно отождествлять понятия лидера и менеджера, так как они совпадают далеко не во всех аспектах. Выделяются три группы теорий лидерства: теории лидерских качеств, поведенческие теории, ситуативные теории. Изучая лидерство, необходимо обратить внимание на разновидности проявления лидерства и на роли, которые может играть лидер в коллективе.
Это и объясняет актуальность изучаемого нами вопроса.
Цель нашего исследования: изучить особенности личности менеджера, а так же изучение лидерства и особенности проявления в деятельности предприятия.
Задачи исследования:
- ознакомится с соответствующей литературой по выбранной теме исследования;
- установить степень разработанности исследуемой проблемы;
- изучить психологический опыт исследования, имеющийся в психологической практике по теме исследования;
- проанализировать основные школы лидерства в менеджменте социально-культурной деятельности;
- выявить технологии в формировании лидера в современном менеджменте в социально-культурной деятельности.
Объект исследования: личностные черты менеджеров.
Предмет исследования: особенности личностных черт профессионально успешных менеджеров.
В исследовательской работе были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, метод наблюдения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: стали работы в этой области, как в зарубежной (Д. Геррод, Э. Игли, Т. Лоусон, Д. Майерс, М. Х. Мескон, Дж. Роузнер и др.), так и в отечественной (Т. В. Бендас, Е. П. Ильин, И. П. Литвинов, Л. Л. Рыбцова, А. Е. Чирикова и др.) психологии [9, с. 29].
Практическая значимость исследования. Материалы работы окажутся полезными для кадровой политики любого предприятия.
Структура работы определялась задачами и логикой исследования. Работа включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические подходы исследования современного менеджера
1.1. Профессионально-значимые качества личности менеджеров
Наиболее часто термин «менеджмент человеческих ресурсов» трактуется как мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются такие подходы:
1. отношение к труду как источнику доходов организации;
2. создание для каждого сотрудника простора для деятельности, чтобы он мог внести свой личный вклад в общее дело;
3. активная социальная политика.
Цель менеджмента человеческих ресурсов - принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование их профессиональной подготовки.
Для определения значимых качеств управленческой деятельности менеджера на современном этапе развития нашего общества, необходимо рассмотреть наиболее обобщенные и устойчивые характеристики этой деятельности, которые обеспечивают положительные и результативные показатели руководства. Следует отметить, что на данные характеристики влияют многие факторы, такие как:
- Характер.
- Структура личности.
- Направленность личности.
- Имеющийся рабочий опыт.
- Личностные способности.
- Условий трудовой деятельности.
Многогранность управленческой деятельности в современной психологии рассматривается на несколько уровнях:
- Уровень поставленных задач.
- Уровень поведения менеджера.
- Уровень личностных свойств менеджера.
Выделяют основные профессиональные качества менеджера:
1. Организаторские (способность менеджера планировать рабочее время, умение работы и подбор кадров, контроль). К данным качествам относят:
-
-
- Психологическая избирательность.
- Критичность и самокритичность.
- Психологический контакт.
- Требовательность.
- Организаторские способности.
- Положительная и активная энергетика [11 с. 13].
- Целеустремленность.
- Гибкость.
- Работоспособность.
- Настойчивость.
- Самостоятельность.
- Дисциплинированность.
- Инициативность [11 с. 15].
-
2. Интеллектуальные (основа развития менеджера как специалиста и как компетентного руководителя).
3. Коммуникативные (качества, которые показывают умение менеджера работать с персоналом, руководством и т.д.). К данным качествам относят:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей;
- субординация;
- служебно-товарищеские отношения;
- умение дружить;
- умение устанавливать деловые контакты;
- умение располагать к себе людей;
- хорошие манеры [9 с. 15].
4. Мотивационно-волевые качества (личностные качества менеджера необходимые для успешного руководства):
- стремление к успеху;
- осторожность;
- добросовестность;
- внимание;
- порядочность;
- честность;
- точность;
- признание со стороны окружающих;
- самоопределение;
- свобода;
- самоопределение;
- открытость;
- социальная компетентность;
- компетентность;
- разговорчивость;
- общительность;
- готовность к обсуждению;
- сила убеждения;
- обаяние;
- дружественное отношение к организации;
- уверенная манера держать себя [12 с. 11].
5. Стрессоустойчивость (способность менеджера противостоять отрицательным эмоциям, которые вызывают высокую психическую напряженность)
В работах современных психологов можно найти еще такие качества, которые необходимы для успешной работы менеджера. К ним относят умение предвидеть, просчитать варианты решений выходов из сложившихся рабочих ситуаций. Особое внимание обращается на предпринимательские качества менеджера, относя их к необходимым качествам, а так же умение разумного риска.
1.2.Особенности управления компанией менеджером мужчиной и менеджером женщиной
Современный профессиональный менеджер должен обладать необходимыми психологическими качествами, такими как коммуникабельность и жизнестойкость, а так же пользоваться неоспоримым авторитетом среди сотрудников.
Так сложилось исторически, что издавна считалось, что менеджером (руководителем) может быть только мужчина. Ему приписывались качества силы и воли, которые якобы не принадлежали женщинам. То есть с точки зрения, что женщина – это слабый пол человечества.
В основу этого можно положить отношение к женщине, еще с Древнего Рима. Когда она не имела права голоса и рассматривалась только с позиции продолжительности рода. Проходили годы, но отношение к женщине не менялось и только Революция (1917 года), благодаря настойчивому влиянию К. Цепкин, уравняло положение женщины и мужчины. Женщина получила права, которые уже не ограничивали ее положение только работой по дому, а дали возможность учувствовать в жизни общества, получать образование [21, с. 13].
Разделение труда между полами резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равноправными. Хотя и предвзятое отношение к женщине как руководителя все еще присутствует. Особенно это прослеживается во время ошибок в руководстве. Если мужчине они прощаются, или он получает только выговор. То к женщине руководителю разбирательства принимают более радикальный характер, который может закончиться даже ее увольнением. Требования к руководству мужчины более мягкие, чем к женскому.
Хотя признание женского руководства уже имеет положительные тенденции.
Эти необратимые и, в целом, положительные сдвиги вызывают перемены в культурных стереотипах маскулинности-феминности, которые стали сегодня менее отчетливыми и полярными [22, с. 18].
Изучение управленческой деятельности современных предприятий особое внимание уделяется разным подходам руководителей к управлением коллективом и отдельно взятой личностью. Интересны исследования со стороны изучения гендерного аспекта руководства. Было отмечено, что управление коллективом принципиально отличается между руководителем женщиной и мужчиной.
Особенно это наблюдается при изучении деловых и психологических качеств женщины и мужчины [21, с. 23]. Были сделаны следующие выводы в различии руководства:
- Мужчины большей частью в трудовой деятельности основываются на решении возникших проблем и построении собственной карьеры.
- Женщина в основу своей трудовой деятельности ставит свою социальную защищенность, карьера же воспринимается ей, как одна из возможностей самореализации [22, с. 16].
В основу руководства первые ступени занимают такие психологические качества у мужчин-менеджеров, как:
- иерархическая власть,
- соревновательность,
- контроль со стороны лидера,
- аналитическое решение задач [22, с. 17].
Для женщин-менеджеров присущи такие качества, как:
- готовность к сотрудничеству,
- демократичность,
- отзывчивость,
- коллегиальное принятие решений,
- интуиция,
- эмпатия,
- организация сотрудничества менеджеров и подчиненных,
- рациональность [22, с. 18].
В женском руководстве особое внимание занимает отношение в коллективе работников, сфера межличностных отношений, морально-психологический климат в коллективе. Добиться успеха в карьерном росте женщинам чаще всего помогает их природная терпеливость, взвешенный и детальный подход к решению возникших проблем. Так же не малую роль играют и внешние данные, которые часто используют женщины-менеджеры при своей работе. В тоже время считается, что помехой и, причем иногда очень серьезной в руководстве женщины-менеджера играет их излишняя эмоциональность.
Поэтому считается, что женщины склонны использовать более демократический или партнерский стиль лидерства. Мужчинам присущ авторитарный или директивный стиль руководства. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения, что мужчины по-прежнему чаще, чем женщины, занимают руководящие должности и ситуация изменяется пока достаточно медленно [21, с. 29].
В свое работе мы будем рассматривать лидерство в деловых группах, временных коллективах, связанных одной трудовой деятельностью.
Если обратимся к истории исследования лидерства как социального явления, то следует обратиться к работам Фрейда и его ученикам. В этих работах явно прослеживается негативное отношение к женщине как лидеру. Многие последователи Фрейда практически исключают присутствие лидерства в женщине.