Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Понятие и сущность коммуникаций в управлении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению особенностей и функций коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры.

Процесс коммуникации является неотъемлемой частью ведения любого бизнеса. Коммуникация реализуется между сотрудниками, между руководством и подчиненными, между представителями компании и клиентами, партнерами, собственниками бизнеса и т.д.

Актуальность проблемы обусловлена высокой ролью, которую играет процесс коммуникации в современной высоко конкурентной экономике. В рыночной экономике навыки эффективной коммуникации превращаются в дополнительное конкурентное преимущество компании.

Проблема коммуникации широко изучена в лингвистике и теории речевых актов (Серль, Остин, Грайс, Арутюнова, Бондарко, Стернин, Степанов, ван Дейк и др.). Однако вопросы деловой коммуникации разрабатываются в современном менеджменте еще очень активно, и постоянно вырабатываются новые принципы и решения.

Цель работы - рассмотреть современные проблем коммуникации в организации и способы их осуществления.

Цель достигается путем последовательного решения следующих задач:

  • раскрыть понятие и сущность коммуникаций в управлении;
  • рассмотреть особенности форм коммуникаций в менеджменте;
  • охарактеризовать формы коммуникаций в менеджменте за рубежом;
  • провести анализ особенности коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры на примере АО «Сочинский мясокомбинат» г. Сочи;
  • отметить особенности коммуникационной политики в структуре организационной культуры в АО «Сочинский мясокомбинат»;
  • осуществить анализ эффективности применяемых форм коммуникаций в АО «Сочинский мясокомбинат»;
  • разработать способы совершенствования коммуникационных процессов в АО «Сочинский мясокомбинат».

Объект исследования – особенности коммуникаций в АО «Сочинский мясокомбинат».

Предмет исследования – особенности коммуникационного процесса на микроуровне.

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам построения эффективной коммуникации в организации.


1 Теоретические основы коммуникационного менеджмента в современных организациях

1.1 Понятие и сущность коммуникаций в управлении

Понятие коммуникации является весьма широким. Рассмотрение этого понятия носит интердисциплинарный характер. Иными словами, изучением вопросов и проблем коммуникации занято множество областей научного знания. Морозова О.Н. и Базылева О.А. дают неполный список научных областей, заинтересованных в проблемах коммуникации: лингвистика, биология, физика, электроника. При этом широкое определение коммуникации звучит следующим образом: «Обмен информацией между индивидами/пунктами/доменами посредством общей системы символов». В деятельностном подходе, на который опирается и менеджмент, коммуникация рассматривается как «совместная деятельности коммуникантов, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними». Полным синонимом слова коммуникация в таком значении (когда в коммуникации принимают участие люди) выступает слово общение [9, с.177].

В настоящее время для успеха в трудовой деятельности работников в организации огромное значение имеют межличностные коммуникации. Здесь наблюдается одна из сложных проблем. Как известно, во всех сферах деятельности человека важно общение. Все мы обмениваемся информацией друг с другом, и чем эффективней происходит этот процесс, тем больше открывается возможностей для продуктивной работы [9, с.162].

Прежде всего, от умения общаться с работниками зависит будущее организации, а вместе с ними и будущее каждого отдельно взятого работника. Главная проблема межличностной коммуникации заключается в несовершенстве, непонимании между народами, культурами и конфессиями [В ходе этого возникает в организации плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности работников и. т.д. Всё это может привести к постепенному регрессу организации и, в конечном итоге, банкротству [1, с.73].

Межличностные коммуникации являются средством, с помощью которого обеспечивается единство организации в достижении общей цели.

Известно, что от 50 до 90 % работники расходуют своё время на коммуникацию. Однако одной из преград, связанных с восприятием в межличностной коммуникации, является то, что люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному, в зависимости от накопленного опыта. Поэтому в настоящее время, с одной стороны, всё больше ценится умение организации достигать взаимопонимания и сотрудничества в тех ситуациях, где чаще всего возникает конфликтность. С другой, - прослеживается там, где взаимодействие культур порождает необходимость переоценки собственной культурной идентичности, адекватного восприятия культурных различий и трансформации мировоззрения [11 с. 26].


Различия между носителями разных культур приводят очень часто к трудностям общения в коллективе. Это связано с разницей в обычаях, нравах, ожиданиях, ценностных представлениях, свойственных каждому человеку; становится значимым только в процессе коммуникации. Кроме того, традиции не только не исключают усовершенствования, полученного членами коллектива социального опыта, но и являются необходимой предпосылкой для дальнейшего развития [17, с.6].

Действительно, традиции, которые в качестве переменных, будучи включенными в более сложную регулятивную систему, какой является организационная культура, основываясь на ценностных ориентациях («моделях должного»), формируют и регулируют межличностное взаимодействие в организации, обеспечивая его эффективность. Традиции, концентрируя в себе все то, что ценно для данного коллектива, определяя тональность межличностного взаимодействия, транслируют (передают) в неизменном виде накопленный предшествующими поколениями опыт и обеспечивают необходимую организационную стабильность. Трансляция культуры от старшего поколения к поколению молодых членов коллектива состоит в том, что посредством заданных образцов поведения («моделей должного») передаются именно те способы овладения действительность, которые привели к успеху, а отклонение от них рассматривается как дисфункциональное и дезадаптивное, ставящее под угрозу эффективность взаимодействия членов коллектива. Более того, важным фактом в функционировании традиций является не просто сосуществование поколений в организации, взаимодействие их друг с другом, а также и тот факт, что смена поколений происходит постепенно: "одно как бы «врастает» в другое". При этом старшее поколение, живое воплощение прошлого, а также образец для будущего, является хранителем социального опыта и экспертом, осуществляющим контроль за воспроизведением в неизменном виде унаследованных способов поведения и деятельности в коллективе [4, С.4].

Кроме того, благодаря традициям происходит переработка и ассимиляция полученного от предшествующих поколений социального опыта, который, в свою очередь, необходим для последующего развития межличностного взаимодействия в организации. Усвоение традиционных образцов поведения и деятельности обусловливает социализацию членов коллектива, а, следовательно, и приобщение их к организационной культуре. Иными словами, ориентируя поведение и деятельность на существующие эталоны, личность находит свои функции в структуре межличностного взаимодействия, а ценности сигнализируют о степени соответствия принятым в коллективе традиционным предписаниям [20, с.117].


Таким образом, ценности организации, как «модели должного», выступают в качестве своеобразных маяков, помогающих "заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения"

1.2 Особенности форм коммуникаций в менеджменте

Коммуникацию в рамках менеджмента делят на неформальную и деловую, внутренней и внешней. К неформальной коммуникации относят бытовое и светское общение.

Любая организация имеет внешнее окружение, к изменениям ко­торого вынуждена постоянно адаптироваться. В силу этого имеют ме­сто ее постоянные и интенсивные коммуникации с внешней средой, а именно: [22, с.303]

    • осуществление программ продвижения услуг и товаров;
    • информирование и консультирование потребителей, клиентов;
    • взаимодействие с государственными органами;
    • сотрудничество с другими организациями;
    • создание узнаваемого имиджа и поддержание высокой деловой репутации путем публикации в СМИ информации о достоинствах ор­ганизации, ее товаров или услуг;
    • проведение благотворительных акций;
    • создание интернет-сайта;
    • проведение симпозиумов, конференций, в том числе и международ­ных;
    • общение служащих организации с друзьями, знакомы­ми, родственниками [23, с.67].

Внутренние коммуникации — это любой процесс коммуникации, возникающий внутри организации. Они также могут выражаться в любой форме: могут быть устными или письменными, непосредственными или виртуальными, личными или групповыми. Одной из основных задач любой организации является налаживание эффективной системы внутренних коммуникаций всех направлений – сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. Хорошая внутренняя коммуникация позволяет установить ролевые взаимодействия и распределить ответственность работников.

Именно эффективные внутренние коммуникации помогают сотрудникам понять корпоративную культуру, цели и ценности. Решения принятые руководством относительно всех отделов, должны знать все без исключения сотрудники. Особую роль хорошие внутренние коммуникации играют в период кризиса, когда необходимо, чтобы все работники не просто выполняли приказы сверху и действовали по инструкции, но могли действовать и самостоятельно, имея в виду общую ситуацию и выгоду всей фирмы. Внутренняя коммуникация связывает все отделы компании воедино, через все уровни, и формирует чувство общности.


Существует несколько видов коммуникаций внутри организации: [18, с.405]

Межуровневые коммуникации — движение информации в рамках вертикальной коммуникации. Такие коммуникации делятся, в свою очередь, на два вида нисходящие – поступающие от руководства подчиненным (приказы, распоряжения) и восходящими – отчеты, предложения, объяснительные.

Горизонтальными коммуникациями называют взаимодействие между отделами. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Приоритетной задачей для руководства, в связи с этим достижение эффективных коммуникаций, для совместной работы всех отделов и продвижения организации в нужном направлении;

Коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;

Коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;

Неформальные коммуникации. Это взаимодействие работников между собой, разговоры на личные темы, такие коммуникации могут возникать в курилке, во время обеда, неформальных мероприятий. Однако канал неформальных коммуникаций может стать каналом распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами». Но слух не всегда бывают полезными для организации, часто работники склонны обсуждать начальство, что способствует разложению дисциплины и нежеланию подчиняться «такому» руководству.

Виды организационных коммуникаций можно разделять в зависимости от потребностей участников: [15, с.90]

    • коммуникация с целью получения какой-либо информации;
    • для передачи информации кому-либо;
    • коммуникация, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности собеседников;
    • направленная на согласование каких-либо действий между людьми или группой.

Существуют некоторые признаки эффективной внутренней системы коммуникаций:

Информативность — коммуникация должна происходить, что называется, «по-делу». Передаваемая информация должна быть лаконичной и полезной ее слушателю в работе.