Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Профессионально-значимые качества личности менеджеров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • принятие решений происходит единолично, указания руководства не подлежат обсуждению, четко следовать инструкции является задачей исполнителя;
  • часто решения принимаются спонтанно, слишком быстро, без выяснения обстоятельств, и в итоге некоторые из них приходится позднее отменять или просто «забывать» о них;
  • авторитарный руководитель готов контролировать каждый шаг исполнителя. Свобода в любом проявлении не приветствуется. Лучший исполнитель – это дисциплинированный исполнитель. Авторитарный руководитель может говорить о том, что нужно проявлять инициативу, но фактически получается, что любая инициатива оборачивается против исполнителя;
  • слово руководителя – закон, все указания даются во властной, непререкаемой манере;
  • если задание не выполнено или выполнено не вовремя – исполнитель наказывается, никакие объективные или субъективные причины в расчет не принимаются;
  • девизом авторитарных руководителей является: «Боятся – значит уважают». Лучшим способом добиться желаемого они считают запугивание, и страх используют как ведущую движущую силу труда.

В целом по сравнению с двадцатыми годами в США заметно улучшение в отношениях между рабочими и предприятиями, считает Макгрегор, но оно еще не настолько велико, чтобы менеджеры могли отказаться от «теории X». На практике она остается преобладающей моделью стиля руководителя.

Позитивная концепция («теория Y»), предполагающая осуществление менеджером общего контроля и привлечение работников к управлению, больше соответствует демократическому стилю руководства.

Принципиальной особенностью концепции Макгрегора, на что не всегда обращается внимание, является то, что «теория X» и «теория Y» не носят исследовательского характера, т. е. не отвечают на вопрос, как это происходит на самом деле. Прежде всего, они имеют рекомендательное значение, ибо говорят о том, как это нужно делать. Суть концепции — установление зависимости между стилем управления и поведением служащих.

12 ноября 1936 года книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» вышла в свет. Она сразу же стала чрезвычайно популярной. Имя Дейла Карнеги стало известно в каждом доме. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги. За границей она была издана на четырнадцати языках. Это было началом пути Карнеги.

Поэтому можно сказать, что субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.


Существуют различные виды общения. Так или иначе в своей жизни каждый из нас поддерживал практически любой вид общения из следующих.

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.

При этом используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участия и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Формально - ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Все эти виды общения, точно как и реакции на их осуществление довольно сильно различаются. Многие люди неправильно выбирают пути, ведущие к взаимопониманию

2.2. Технологии в формировании лидера в современном менеджменте в социально-культурной деятельности


Лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы.

Здесь будет рассмотрена вторая сторона взаимодействия «лидер -- группа», поскольку именно структура, положение и задачи группы обусловливают обстоятельства возникновения лидерства и цели, которым оно служит.

В большинстве случаев, влияние в группе имеет тенденцию сосредоточиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде.

В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы. На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине располагаются лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи. В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это не относится к большим и сложным группам, где существуют объективные условия для выдвижения многих лидеров.

Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это может в равной степени касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации.

В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д.), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы. Степень опасности или трудности преодоления препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его распространения. В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.


Исторический анализ возникновения диктаторов показывает, что они появляются именно в критических ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения в правительстве. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают якобы чрезвычайные ситуации как средство взятия под контроль всех государственных функций и затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить этот контроль.

Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов. В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытесняется одним верховным лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер.

Заключение

Определяющим фактором, влияющим на экономический рост и эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.

По мере работы над данной темой было выявлено, что:

  • человек это главный фактор производства, фактор доходов, повышения производительности труда. Человек - это ценный ресурс и достояние организации в конкурентной борьбе.
  • кадровый менеджмент становится основой для всё более эффективного использования трудовых ресурсов предприятия - одного из важнейших источников процветания любой фирмы.
  • проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, а с другой стороны - лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. А также лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
  • пути совершенствования процесса управления человеческими ресурсами и улучшение методов мотивации приведёт к глубоким изменениям в трудовой деятельности человека.

В своем исследовании мы достигли поставленной цели: изучили особенности личности менеджера, а так же изучение лидерства и особенности проявления в деятельности предприятия.

А так же выполнили поставленные задачи:

  • ознакомились с соответствующей литературой по выбранной теме исследования;
  • установили степень разработанности исследуемой проблемы;
  • изучили психологический опыт исследования, имеющийся в психологической практике по теме исследования;
  • проанализировали основные школы лидерства в менеджменте социально-культурной деятельности;
  • выявили технологии в формировании лидера в современном менеджменте в социально-культурной деятельности.

Данная работа будет полезна для кадрового менеджмента предприятий, а так же для стуентов Вузов, которые изучают данную тему.

Литература

  1. Авдеева Т.Г. Ценностно-смысловые ориентации личности руководителя: диссертация ... кандидата психологических наук. - Москва, 2011.
  2. Адамян Л.И., Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: Дис. ... канд. психол. Наук. - М, 2012.
  3. Гаджиева, С.Н. Психологические детерминанты личностных деформаций предпринимателей: диссертация ... кандидата психологических наук.- Сочи, 2011.
  4. Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: дис. ... кандидата психологических наук.- Москва, 2012.
  5. Иноземцев Д.В., Диагностическая процедура определения точности профессиональных оценок (на примере оценки личностных качеств): дис. ... кандидата психологических наук.- Челябинск, 2013.
  6. Лапкина Е.В. Защитная система личности в разные периоды взрослости: дис. ... кандидата психологических наук.- Ярославль, 2012.
  7. Козлова О.Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов: дис. ... кандидата психологических наук.- Москва, 2012.
  8. Маркина Н.А. Рефлексивные механизмы креативности личности: дис. ... кандидата психологических наук.- Москва, 2012.
  9. Мальцева А.С. Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий: диссертация ... кандидата психологических.- Челябинск, 2011.
  10. Меркель Р.В. Взаимосвязь авторитарности с регулятивными и коммуникативными свойствами личности: диссертация ... кандидата психологических наук.- Казань, 2011.
  11. Орел А.А. Психологические ресурсы самореализации личности в пространстве профессионального бытия: диссертация ... кандидата психологических наук.- Краснодар, 2011.
  12. Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под. ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер, 2009.
  13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  14. Сметанова Ю.В. Личностный потенциал как ресурсная составляющая инновационно-предпринимательской направленности: дис. ... кандидата психологических наук.- Томск, 2012.
  15. Шевченко А.А. Психологическое содержание и особенности возникновения профессиональных деструкций личности: дис. ... кандидата психологических наук.- Челябинск, 2012.
  16. Шавель С.А. Социальная сфера и мотивация творческой активности. – Минск, 2013.
  17. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Украина,2011
  18. Филиппов П.В. Управление кадрами на предприятии. – М.: Знание, 2011
  19. Хомутов, В.П., Ерёмина, Т.И. Профессионально-психологический отбор на предпринимательско-менеджерские профессии: Методическое пособие. – Саратов: ПМУЦ, 2002.
  20. Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001.
  21. Чернобровкина А.В. Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности: Дис. ... канд. психол. наук: Москва, 2007.
  22. Юрченко Л.А. Создание современного механизма стимулирования труда- Луцк, 2012.