Файл: Опекунство (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Правовой статус опекунов

Доктор юридических наук Михеева Л.Ю. основательно занималась изучением различных форм устройства граждан. Исследователь пришла к выводу, что устройство человека в семье и сходные с ним формы индивидуального устройства обладают неоценимыми преимуществами, поскольку позволяют оказать лицу наиболее полный объем необходимой помощи[16]. Ввиду того, что в современных условиях численность традиционных семейных коллективов падает, законодателю необходимо создать несколько моделей семейно-правовых "фикций", "квазисемей". По мнению Михеевой Л.Ю., опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Относительно несовершеннолетних ст.54 СК РФ регламентирует, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно[17].

Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Несовершеннолетние дети в силу своей физической и умственной незрелости должны попасть под усиленное внимание, контроль и помощь не только со стороны государства, но и попасть в сферу заботы общества[18].

Действительно, Семейный кодекс (ст.123) устанавливает для детей, оставшихся без попечения родителей, следующие формы устройства: усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Так, например, Л.Ю. Михеева не видит принципиальной разницы в природе правоотношений во всех формах устройства детей: опека (попечительство), приемная семья, патронат. Отличия, с её точки зрения, формальны, их легко преодолеть, если рассматривать опеку и попечительство как родовое понятие, а приемную семью и патронат - как виды. Исследователь отмечает: «Сравнительный анализ существующих в России форм устройства позволяет высказать мнение по поводу ст. 123 СК РФ. Усыновление, опека и попечительство, приемная семья рассматриваются законодателем как формы индивидуального устройства детей, а передача в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без печения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) - это формы неиндивидуального устройства. .


Однако, в части регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, значительная часть вопросов регулируется при помощи норм ГК РФ. Поэтому следует согласиться с выводом Нечаевой А.М. о том, что «о правилах, посвященных опеке как средству устройства ребенка в семью, имеет смысл говорить в общем контексте, имея в виду как ГК, так и СК РФ» . Федеральный закон от 21.12.1995 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» понимает под понятием детей-сирот лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке[19].

Алиева З.З. полагает, что «доминирование опеки и попечительства на сегодня связано с тем, что основную массу опекунов (попечителей) составляют родственники детей»[20].

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона «Об опеке и попечительстве» бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами . Из соображений близкой родственной либо семейной связи с подопечным, выше перечисленные лица, более остальных заинтересованы в поддержке нуждающегося в установлении над ним опеки (попечительства).

Закрепление приоритета родственных связей при подборе опекуна (попечителя) произошло впервые в современной истории. Поскольку обязанности опекунов и попечителей исполняются безвозмездно, то, скорее всего, опекуном выразит желание стать то лицо, которому в силу родства судьба подопечного небезразлична.


Лицо, выразившее желание стать опекуном или попечителем, должно отвечать требованиям, установленным законом, в частности ГК РФ. Это должно быть совершеннолетнее полностью дееспособное лицо, ранее не лишенное родительских прав, не имеющее на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (ч.2 ст. 35)[21]. Последнее требование является новым и касается опекунов (попечителей) как несовершеннолетних, так и взрослых граждан.

Однако, когда речь идет о назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему подопечному, то и в отношении потенциальных опекунов (попечителей), связанных родственными связями с ребенком, и в отношении лиц, просто выразивших желание стать опекунами (попечителями) не существует исключений относительно требований к состоянию здоровья. Перечень заболеваний содержится в Постановлении Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»[22]. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об опеке и попечительстве» было заявлено о введении возможности назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу[23].

По ранее действовавшему законодательству такая возможность предоставлялась только семейным законодательством и только для случаев создания приемной семьи. Вместе с тем «соопекунство» - довольно распространенное в мировой практике явление. По общему правилу, одно и то же лицо может быть опекуном или попечителем только одного подопечного. Теперь соопекунство возможно и в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (родитель и супруг).

Другое правило в том, что не допускается передача под опеку или попечительство несовершеннолетних братьев и сестер разным лицам. Так в случае назначения одного опекуна для нескольких лиц, на орган опеки и попечительства возлагается обязанность указания причины такого назначения. При множественности подопечных не исключены ситуации столкновения интересов подопечных. Когда опекуну (попечителю) придется оказаться законным представителем обоих подопечных. На этот случай орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий .


В законе об опеке впервые в законодательстве дано определение опеке, а также попечительству, которые понимаются, как формы устройства граждан (ст. 2)[24].

Кирилловых А.А. заметил, что законодатель воспринял двоякий подход в использовании термина "опека" в юридическом обиходе. Опека для целей Закона - не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении (п.2. ст.1)[25].

Недееспособным может быть признан в судебном порядке гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека. Ограничен судом в дееспособности может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ему назначается попечитель (ст.ст. 29-30 ГК РФ)[26].

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ГК РФ опека и попечительство в отношении несовершеннолетних лиц устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

При установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними учитывается их возраст. В соответствии с п. 1 ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними детьми, к которым в силу п.1 ст. 28 ГК РФ относятся несовершеннолетние, не достигшие возраста четырнадцати лет.

В ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» в качестве одного из оснований установления опеки и попечительства предусмотрен договор об установлении опеки и попечительства. Сторонами договора являются орган опеки и попечительства и опекун (попечитель). Помимо заключения договора, издается акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Договор является возмездным. Вознаграждение опекуну или попечителю выплачивается за счет доходов подопечного или средств третьих лиц либо из средств бюджета субъекта Российской Федерации (п.2 ст.16 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Магдесян Г.А. отмечает, что за весь период существования института опеки и попечительства впервые основанием возникновения данных правоотношений наряду с другими юридическими фактами является договор о возмездном осуществлении опеки и попечительства как элемент правообразующего юридического состава[27]. По мнению кандидата юридических наук, этот договор следует определить, как соглашение, в силу которого одна сторона (гражданин) обязуется охранять и защищать права и интересы указанного в договоре недееспособного или не полностью дееспособного лица (подопечного), совершая все необходимые юридические и иные действия в пользу этого лица и за его счет или за счет другой стороны договора (соответствующего субъекта РФ, от имени которого действует орган опеки и попечительства). Также в целях недопущения злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя, а также произвольного решения органами опеки и попечительства вопроса о продолжительности действия данного договора следует предусмотреть в качестве максимального срока его действия пятилетний срок с возможностью его последующего продления на тех же или перезаключения на иных условиях.


Глава 2. Формы опеки в рф

2.1. Бездоговорная форма опеки и попечительства

Ежедневно на улицах, в подземных переходах, станциях метро мы видим одну и ту же картину: грязные дети просят денег. Тысячи и тысячи беспризорников скитаются по просторам родного отечества. У каждой своей причины бросить дом и убежать в никуда. Самое страшное то, что мы перестали замечать этих ребятишек, они стали частью нашей повседневной жизни[28].

В пункте 1 статьи 123 Семейного кодекса сказано, что «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов .

Так указанная статья закрепляет приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Таким образом, развивается норма ст. 54 СК о праве каждого ребенка, насколько возможно, жить и воспитываться в семье.

Несмотря на то, что все большее число субъектов Российской Федерации решает задачу формирования института семейного устройства детей-сирот, сеть детских домов и школ-интернатов характеризуется стабильным ростом. Согласно Государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации» в период 2000-2005 гг. количество детских домов увеличилось на 70 учреждений и составило 1560, в которых воспитывалось 110 тысяч детей. Реальность такова, что учреждения подобного типа еще долгое время будут оставаться одной из форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей .

В соответствии со ст. 122 СК подбором подходящей для ребенка семьи занимается орган опеки и попечительства, а в случае неудачи - направляет сведения о нем в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, где семья подбирается с опорой на региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; далее сведения о ребенке направляются на федеральный уровень.

Если результат опять не достигнут, ребенка направляют в одно из государственных детских учреждений. Однако это не снимает с органов опеки и попечительства долга при первой же возможности устроить его в семью[29].